Главная страница --> Статьи

Что такое CRM? .. | Документирование деятельност .. | Как вы относитесь к своему п .. | Премия по итогам года, или С .. | «Тени» и «друзья»: методы об .. |


Интервью: Тигран Нерсисян, президент и совладелец "Бородино"



Первоисточник: Газета "Бизнес" «Бородино» начинает атаку на новые рынки

"Бородино" - одна из самых закрытых компаний в пищевой промышленности. Компания известна своей необычной стратегией: она присутствует более чем в 10 сегментах рынка продуктов питания, но нигде не является крупным игроком. О том, как это получилось, корреспонденту "Бизнеса" Александру Демчуку рассказал в своем первом интервью президент и совладелец "Бородино" .

- Каковы основные финансовые показатели "Бородино"? - Наша выручка в 2003 году составила $225 млн, в 2004-м - $275 млн. EBITDA стабильно составляет 15-20%, чистая прибыль - 8-10%.

- Кто основные акционеры компании? - Частные лица, их имена мы не раскрываем, могу только сказать, что один из крупнейших акционеров - я.

- Какую долю занимаете на основных рынках, где присутствуете? - В сегменте безалкогольных напитков - около 20%, САК- 15%, соки - только 2-3%, "кондитерка" - 4-5%, овощная консервация - 5-6%. Долю по мороженому мы оцениваем в 6-7%. Мороженое и соки - новые для нас рынки, на них мы два-три года, но собираемся серьезно развивать.

- Как получилось, что группа "Бородино" стала многопрофильным холдингом? - Стратегия глубоко интегрированной корпорации появилась еще в 1960-е годы на Западе. В "Бородино" она сводится к тому, что каждый новый сегмент, в который выходит компания, обеспечивается теми, где она уже представлена. Так, у нас есть собственное производство мороженого, в котором используется молоко и масло. Для обеспечения сырьем своего мороженого бизнеса мы купили молочный комбинат, 70% выпуска которого приходится на обеспечение нашего производства мороженого, а остальные 30% продаем на открытом рынке. Сам молокозавод, в свою очередь, обеспечивается на 30-40% нашими фермерскими хозяйствами в Белгородской области. Фермерскому направлению "Бородино" всего год, а в дальнейшем мы планируем перейти в производстве молока полностью на собственное сырье. Компания придерживается четкого плана: обеспечивать себя на 95% сырьевыми ресурсами. Возьмем "кондитерку". Имеем на выходе коробку конфет. В ней дизайн упаковки сделан дизайнерской рекламной компанией "Бородино", формы для конфет и упаковочная пленка - пластмассовым дивизионом "Бородино", дизайн форм конфет - конструкторским бюро "Бородино", печать упаковки - полиграфическим комбинатом "Бородино", производственные линии кондитерских цехов тоже делаем сами на собственном машиностроительном заводе "Бормаш".

- Как вы выстраиваете дистрибуцию, ведь в каждом сегменте свои требования к логистике и хранению товаров? - На 50% дистрибуцией занимаемся сами. В восьми регионах у нас свои торговые дома, через которые мы производим прямые продажи. Автопарк нашего логистического дивизиона насчитывает свыше 600 большегрузных автомобилей и около 250 трех-четырехтонных грузовиков. Оставшуюся половину нашей дистрибуции покрывают крупнейшие дистрибуторские компании каждого сегмента.

- В какие сегменты планируете выйти в ближайшее время? - Кетчупов и майонеза. Собираемся начать производство в ноябре-декабре 2005 года, в худшем случае - в феврале 2006-го. Выбор этого сегмента опять обусловлен тем, что у нас есть свое сырье. "Бородино"- один из крупнейших поставщиков томатной пасты в Россию: у нас есть свой завод в Армении, который производит до 10 тыс. тонн томатной пасты в год (при общем объеме рынка 60-70 тыс. тонн ежегодно), из которой мы до сих пор производили только соки.

- Где будете производить кетчуп и майонез? - Это точно будет собственная площадка, пока у нас есть несколько незанятых, решаем, какая из них больше подойдет для нашего кетчупного производства: в Подмосковье, Калужской области или в южных регионах страны. Мы очень тонко подходим к решению этой задачи, ведь сразу планируем выходить на большие объемы производства (20-25 тыс. тонн кетчупа в год и примерно 7 тыс. тонн майонеза), поэтому расположение завода играет огромную роль.

- Недавно компания заинтересовалась и сектором коммерческой недвижимости, начав возведение бизнес-центра на месте своего прежнего завода в Москве.

- Это скорее вынужденный ход. В 2002 году мэрия Москвы поставила условие о реабилитации площади завода по производству слабоалкогольных напитков. В экологическом плане завод был не очень благоприятным, в производстве использовался аммиак, отходов было много. А для центра Москвы это неприемлемо. Перед нами стоял выбор - самим переносить производство либо ждать выделенную городом новую площадку за чертой столицы. Остановились на первом варианте. Теперь на месте бывшего завода на Русаковской набережной будет гостиничный бизнес-комплекс общей площадью 80 тыс. кв. м и территорией в 2,7 га. Годовой оборот этой площадки, по нашим прогнозам, составит от $25-30 млн. Здесь, кстати, мы тоже пытаемся привести все к "формуле 95%". В центре будет собственная теплоэлектростанция, и, покупая лишь газ, мы будем производить электричество, тепло, лед и воду.

Мыпланируем и дальше развивать это направление. Следующим проектом будет уникальный торгово-гостиничный комплекс площадью 150 тыс.

кв. м в Нижегородской области. Проект уже почти готов, начать строительство собираемся где-то в феврале 2006 года.

- Почему "Бородино" так мало вкладывает в продвижение? - Совокупный рекламный бюджет всех наших категорий составляет $2-2,5 млн в год.

Нам попросту не хватает средств. Ведь на рынке сейчас как многие компании делают? Берут в аренду производственные площади, сырье - в долг, производят и продают. Таким образом, на производство тратится $100-150 тыс., а на рекламу могут выкладывать $2-2,5 млн. У нас же совсем другой подход. Мы изучаем цикл производства и весь его берем на себя. Строительство, производство, транспорт, офис, управление - все это требует колоссальных затрат.

Что остается, идет на рекламу.

- Не собираетесь продавать часть бизнеса иностранцам? - Предложения постоянно есть, но пока серьезно их не рассматриваем. У каждого дела есть определенная этап, до которого ты его должен довести. Пока он не наступил.

- А IPO не планируете? - Сейчас ведем переговоры с "Тройкой Диалог" и "Трастом", которые могут стать нашими консультантами. Сам выход на IPO планируем в первом квартале 2006 года, раньше нам сложно разместиться, потому что в 2004 году у нас было много приобретений: машиностроительные и пищевые производственные площадки (к примеру, Савеловский машиностроительный завод.- "Бизнес"). Все финансовые и юридические базы новых предприятий нужно было привести к стандартам компании, а их, в свою очередь, к европейским.

ГРУППА КОМПАНИЙ «БОРОДИНО» включает два дивизиона - продуктовый и производственный. В первый входят завод «Спасо-Бородинские воды», (Можайск), завод «Русское мороженое» (Калужская область), Кондровский мясокомбинат, фабрика «КавМинВоды», кондитерская фабрика «Славянка» (Волгоград), ОАО «Сыр-молоко» (г. Грайворон), завод «Бородино-Оренбург» по производству соков и минеральных вод, «Бородино-Армения» - предприятие по производству соков и минеральных вод, несколько колхозов в Можайском районе Московской области. А также завод по переработке и производству полимерной продукции. Производственный дивизион включает в себя ОАО «Савеловский машиностроительный завод» - производство токарно-фрезерного оборудования и обрабатывающих центров (Тверская область), ООО «Бормаш» - завод по производству пищевого оборудования (г. Кимры Тверской области), МАТО - Можайское автотранспортное объединение (г. Можайск), Медынский завод строительных материалов (г. Медынь Калужской области), ООО «Борпак» - предприятие по продаже пищевого оборудования и металлической мебели, производимых на Савеловском машиностроительном заводе (г. Мытищи); ООО «Новая рекламная компания» - дизайн-студия, производство наружной рекламы (г. Мытищи); Полиграфическое производство (г. Можайск); Строительная фирма «Бородино-строй» (Москва); «ЭйБиЭмСофт» - разработка программного обеспечения (Армения).



Похожие по содержанию материалы:
До Базеля далеко Российские банки не соответствуют международным надзорным требованиям ..
Выбор валюты для составления отчетности по МСФО ..
Как отобрать клиентов у конкурента ..
Заказчик купил продавца ..
Что такое CRM? ..
Документирование деятельности кадровых служб. Изменение в системе работы с кадровой документацией. К ..
Как вы относитесь к своему персоналу, так в конечном итоге вы относитесь к своему клиенту. Интервью ..
Премия по итогам года, или Секреты тринадцатой зарплаты ..
«Тени» и «друзья»: методы обучения персонала, которых у нас пока нет ..
Документирование деятельности кадровых служб. Штатное расписание. ..
Международные стандарты финансовой отчетности в понимании топ- менеджмента ..
«Вас это не обогащает? Меня очень» ..
Успех зависит от искусства пропаганды ..


Похожие документы из сходных разделов


Регулярные рейсы Таранова

Марина Смовж
Первоисточник: Журнал "Секрет фирмы"

«Пивоварни Ивана Таранова» (ПИТ) проданы голландскому концерну Heineken за беспрецедентную для российского пивного рынка сумму. Но, как выяснил СФ, это не означает, что бывшие владельцы компании окончательно расстанутся с пивным бизнесом.

Еще весной .. читать далее


Современные маркетинговые коммуникации

Белошедова Юлия
Первоисточник: Журнал "Управление компанией"

О неэффективности традиционной рекламы говорят все. Кризис рекламной индустрии очевиден. Однако, несмотря на то что потребитель игнорирует многочисленные рекламные сообщения, производители товаров и услуг продолжают увеличивать рекламные бюджеты, привычно .. читать далее


Контроль за валютой усилят Изменения валютного законодательства открывают новые возможности

Татьяна Иванова,
журналист пресс-центра ИПП
Первоисточник: Газета "Экономика и время"

Новый Закон №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 15 декабря 2003 г., вступает в силу 17 июня 2004 г., однако уже сейчас эксперты по правовым вопросам рекомендуют росс .. читать далее