Главная страница --> Статьи

Гудвил отдан на откуп оценщи .. | Когда план компенсаций не мо .. | Карен Ричардсон, Алистэр Бар .. | Поднимите ей веки Любите ли .. | Как выслушать и понять собес .. |


Открывать по-новому


Беседу провела Евгения Вежова
Первоисточник: Журнал "Управление компанией"

Интервью с генеральным директором представительства Корпорации SELA в Санкт-Петербурге, кандидатом экономических наук Филиппом Капчицем

На первый взгляд кажется, что франчайзинг - достаточно простая форма сотрудничества, на самом же деле - это настоящее искусство. О проблемах управления франчайзинговой сетью магазинов рассказывает генеральный директор представительства Корпорации SELA.

ЖУК Филипп Сергеевич, почему Вы решили создать именно франчайзинговую сеть, а не просто дилерскую?

Ф. К.: Честно говоря, мне ни разу не задавали подобный вопрос... Между этими видами бизнес-отношений существуют определенные различия. Во франчайзинговой сети мы не просто отдаем товар на реализацию, как это происходит в случае с дилерами, - франчайзи представляет чужую марку, например оформляет магазины, в соответствии с требованиями франчайзера. Наверное, универмаги, через которые мы торговали в свое время, и были нашими дилерами. Переход от дилерской сети к франчайзингу явился основным этапом на пути создания фирменной сети, для которой характерны не только единая ценовая политика, но и общие механизмы распродаж, рекламная стратегия, одинаковое оформление магазинов и т. д. Мы оказываем нашим партнерам финансовую поддержку, даем товарные кредиты, предоставляем отсрочки по платежам и пр. Вероятно, франчайзинг - это более высокая ступень развития дилерских отношений.

ЖУК И управлять франчайзиноговой сетью, наверное, легче?

Ф. К.: Как сказать. С одной стороны, может, и легче: мы даем людям готовый рецепт бизнеса, и, если они будут четко следовать всем предписаниям, им обеспечен стабильный доход. Другое дело - дилер... Предположим, торгует он водой в розлив; дали ему марку, но как вода очищается, как доставляется - одному богу известно.

ЖУК Какими принципами вы руководствуетесь, отбирая франчайзи?

Ф. К.: Во-первых, они должны показать нам, в каких условиях планируют продавать товар, во-вторых, предоставить документы, подтверждающие право вести бизнес, и, в-третьих, мы обязательно должны познакомиться с потенциальным франчайзи: личностные характеристики являются для нас принципиальными, потому что в процессе работы мы видимся, условно говоря, раз в полгода, но при этом должны доверять друг другу на 100%.

ЖУК Что входит в документацию, предоставляемую будущими партнерами?

Ф. К.: Если мы говорим об объекте недвижимости, на территории которого планируется расположить магазин, то потенциальный франчайзи должен показать либо свидетельство о собственности, либо иной правовой документ, подтверждающий готовность владельца собственности разместить на территории данного объекта недвижимости магазин. Рассмотрев заявку, мы начинаем разрабатывать дизайн-проект помещения, резервируем товары. Много времени и усилий тратится для того, чтобы сделать магазин красивым и функциональным. Своих франчайзи мы, кстати, обычно называем партнерами, потому что нас связывают доверительные, партнерские отношения.

ЖУК Какова география вашей франчайзинговой сети?

Ф. К.: Без ложной скромности могу сказать, что в России практически нет таких городов, где бы не было наших магазинов. Конечно, потребности в одежде у жителей Якутии и Краснодарского края различны, поэтому мы подбираем ассортимент в зависимости, во-первых, от метража магазинов, а во-вторых, от климатической зоны. В Мурманске, например, объемы продаж летнего товара значительно меньше, нежели зимнего; в Якутии предпочитают покупать одежду очень ярких цветов: там все белым-бело и не хватает насыщенных, сочных красок (по крайней мере, я так думаю, но я не этнограф). В то же время на Северном Кавказе, особенно в Грузии, мужчины покупают только одноцветную одежду. Также есть магазины в Латвии, Эстонии, Армении, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Украине, Белоруссии, Китае - всего в 14 государствах.

ЖУК Как строится работа после заключения контракта, и каковы этапы открытия магазина?

Ф. К.: Если говорить о контрактах, то мы, естественно, заключаем договор поставки, предусмотренный нашим законодательством для таких случаев. Когда объект выбран, нам предоставляются технические документы на будущий магазин, в соответствии с которыми разрабатываются проекты внешнего и внутреннего рекламного оформления, заказывается оборудование. Потом все это монтируется; к открытию завозится товар, который, кстати, на складе всегда имеется в запасе, поэтому мы можем открывать любое количество магазинов независимо от того, заканчивается сезон или начинается. Наши склады расположены в Санкт-Петербурге и Москве. Там мы сортируем товар и подбираем заказы для конкретных магазинов, остальное - работа логистической службы.

ЖУК Вернемся к оформлению: вы сдаете магазин под ключ, а дальше отдаете бразды правления франчайзи?

Ф. К.: Под ключ, наверное, нет: непосредственно строительные работы, производство и установка оборудования производятся сторонними организациями. Но, конечно, мы активно участвуем в процессе подготовки и в дальнейшем следим за тем, чтобы наша марка поднималась на более высокий уровень.

ЖУК Каким образом вы осуществляете контроль над франчайзи?

Ф. К.: Наши представители всегда присутствуют при открытии магазина и в течение нескольких дней обучают персонал основам мерчендайзинга и работы с покупателями, помогают развесить товар, оценивают набранных сотрудников. Персонал для магазинов наши партнеры подбирают самостоятельно, но мы контролируем этот процесс. После открытия магазина минимум раз в полгода мы обязательно посещаем его.

ЖУК За эту работу отвечает какая-то конкретная служба?

Ф. К.: Да, отдел мерчендайзинга. Специалисты этой службы регулярно готовят мерчендайзинг-бук - рекомендации по каждой коллекции и пр., также они ездят по магазинам, читают лекции о новой коллекции, помогают персоналу освоиться с ней. Получается, что с каждым из партнеров мы встречаемся минимум два раза в полугодие: один раз они к нам приезжают, чтобы выбрать коллекцию, получить новую деловую информацию о компании, обсудить насущные вопросы; один раз мы посещаем франчайзи.

ЖУК Взаиморасчеты с партнерами всегда происходят по стандартным схемам или возможны эксклюзивные контракты?

Ф. К.: В основном мы работаем на стандартных условиях, но, конечно, бывают исключения. Например, совсем недавно по соседству с магазином одного из наших партнеров случился пожар, и у франчайзи возникли технические проблемы. Он написал письмо с просьбой отсрочить очередные платежи и получил наше согласие. Изредка мы предоставляем товарные кредиты, однако в 90% случаев условия все-таки стандартные.

ЖУК Расскажите, пожалуйста, о трудностях, связанных с осуществлением франчайзингового проекта, и о том, как вы их преодолевали.

Ф. К.: Самая, наверное, большая сложность связана с тем, что наши партнеры в большинстве своем частные предприниматели, привыкшие самостоятельно вести бизнес, а теперь им приходится действовать по тем правилам, которые устанавливаем мы. Франчайзи часто с нами не согласны, и убедить их в правильности предписываемых решений очень трудно. Однако после преодоления этого барьера между партнерами появляется доверие.

ЖУК Везде ли ваши коллекции встречают одинаково?

Ф. К.: В каждом городе нам объясняют, что у них все не так, как у других. Однако на самом деле бизнес, да и люди, везде приблизительно одинаковые. Единственным дифференцирующим фактором является возраст: есть города "постарше", есть "помоложе". Это реальная проблема: наши коллекции ориентированы все-таки на молодежную аудиторию, но существуют города (как правило, небольшие - до 500 тыс. жителей), в которых молодежи нет. Начинающим франчайзерам хочу посоветовать тщательно анализировать предполагаемый регион продаж именно с этой точки зрения.

ЖУК Могут ли ваши франчайзи заниматься "параллельным бизнесом" - реализовывать аналогичную продукцию других производителей?

Ф. К.: Многие наши партнеры торгуют товарами нескольких марок, и нас, конечно, это обстоятельство не радует - готовимся принять контрмеры, разумеется исключительно экономического характера. Политическими методами мы не действуем: навязать что-либо свободным людям в свободной стране невозможно, а если даже и получится, то через некоторое время тебе это выйдет боком.

ЖУК Каковы стратегические планы вашей компании по развитию франчайзинговой сети?

Ф. К.: В ближайшее время планируем "прорубить окно в Европу". На сегодняшний день мы имеем магазины в Латвии, Эстонии, и, несмотря на то что эти страны, мягко говоря, не являются самыми богатыми, бизнес представляется нам достаточно интересным. К тому же в Европе у нас есть два логистических центра, которые готовы доставлять товары хоть в Португалию, хоть в Финляндию. Соответствующие предложения от потенциальных партнеров уже поступают. Регионы, которые мы хотим освоить в первую очередь, - это Восточная и Северная Европа.

ЖУК В данном случае речь также идет о развитии франчайзинговой сети?

Ф. К.: Решено действовать двумя способами - открывать собственные магазины и искать франчайзи. У нас есть правило - собственные магазины открывать только в столицах, однако это именно правило, а не догма, поэтому, если поступит выгодное предложение, мы можем кое-что изменить в своей системе. Управляющие компании в Восточной и Северной Европе уже знают о том, что мы ищем помещения. На сегодняшний день планируется открыть магазины в нескольких строящихся торговых комплексах. Появятся ли за это время франчайзи или мы откроем собственные магазины, на эти вопросы ответов пока нет, но в скором времени - во второй половине 2006 г. - они появятся.



Похожие по содержанию материалы:
Интервью Томаса Гэда ..
Блудные дети Возвращение бывшего сотрудника может обернуться для компании крахом ..
Приемы самоподачи ..
Руководитель ФАС Игорь АРТЕМЬЕВ: Реформа мало сделала для уничтожения коррупции ..
Гудвил отдан на откуп оценщикам ..
Когда план компенсаций не мотивирует ..
Карен Ричардсон, Алистэр Барр Руководство Berkshire провело встречу с инвесторами ..
Поднимите ей веки Любите ли вы налоговую инспекцию так, как люблю ее я? ..
Как выслушать и понять собеседника ..
Те самые "продающие" идеи ..
Из ряда вон ..
Современные маркетинговые коммуникации ..
Методика учета кредитов по МСФО ..


Похожие документы из сходных разделов


Как оценить эффективность работы компании

Аверчев Игорь (старший менеджер компании «МАГ Консалтинг», наблюдатель Совета финансовой отчетности)
Первоисточник: Журнал "Финансовый директор" Оценка эффективности работы предприятия, как правило, основывается на анализе различных финансовых показателей, таких как чистая прибыль, рентабельность инвестиций, рыночная ст ..
читать далее
Как не проиграть, когда проиграла ваша компания. Искусство выйти сухим из воды

Лесли Уитт
Первоисточник: E-xecutive

Репутация – это все в бизнесе. Что делать, если ваша личная профессиональная репутация, выстраиваемая на протяжении не одного года, рухнула в один день вместе с репутацией компании? Как нужно действовать в такой ситуации, как грамотно проходить собеседования и обходить подвод .. читать далее


Подход Верховного Суда РФ к проблемам применения Трудового Кодекса РФ

Борис Карабельников,
кандидат юридических наук
Первоисточник: Газета "Экономика и жизнь"

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 "О применении судами РФ ТК РФ" (далее - Постановление) пришло на смену постановлениям, принятым еще во время действия КЗоТ РФ и совершенно неадаптированным к треб .. читать далее