Главная страница --> Статьи

МСФО (IAS) 12 «Налоги на при .. | О некоторых аспектах правово .. | Одна голова хорошо, а две лу .. | Бизнес скупает головы Россий .. | Быть третьим .. |


Депутаты против Минфина: чей бухучет лучше


Беседовала Александра Баязитова
Первоисточник: Журнал "Главбух"

- член Правления Фонда НСФО

В начале года Минфин представил на суд общественности новую редакцию закона о бухгалтерском учете. Общественность возмутилась: закон оказался совершенно не проработанным и не отвечающим запросам пользователей отчетности. И вот в Госдуму уже внесен альтернативный законопроект. О том, что ждет бухгалтеров, корреспонденту «Главбуха» рассказывает один из разработчиков - Буренин Андрей Викторович, депутат, член комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ, председатель правления фонда «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности».

– И Минфин, и экспертное сообщество сейчас обсуждают пути реформирования российского бухучета. Подготовлены несколько законопроектов, и один из них – тот, который разработан при вашем участии, – уже внесен в Госдуму РФ. Неужели нынешний закон о бухучете никуда не годится?

– Нынешняя система бухгалтерского учета не устраивает тех, для кого она предназначена, – пользователей отчетности, людей, которые принимают инвестиционные решения. А сейчас у нас нет ни одного человека, который бы рискнул вложить деньги на основе документа, составленного по правилам ПБУ. И чтобы финансовая отчетность стала документом, на основании которого можно принимать экономические решения, нужны кардинальные реформы. О недостатках действующей системы и потребности в ее существенном пересмотре очень хорошо сказано в Концепции реформирования, утвержденной приказом Минфина России от 1 июля 2004 года, и добавить к этому больше нечего.

– То есть дело в некачественных ПБУ?

– Основная проблема действующего законодательства о бухучете состоит не в низком качестве стандартов – это лишь следствие, а в неадекватной системе регулирования отрасли, что и является первопричиной. Приведу простой пример. Сейчас Минфин разрабатывает правила составления как финансовой, так и налоговой отчетности. При этом данное ведомство несет ответственность за налоговые доходы, но не отвечает за инвестиционный климат и защиту прав инвесторов, для чего, собственно, финансовая отчетность и предназначена. В условиях, когда налоговая и финансовая отчетность в ряде случаев совмещена, это приводит к подавлению финансовой функции фискальной. Действительно, какой бухгалтер запишет в отчете реальную цену имущества, если это приведет к дополнительным налоговым отчислениям? Чтобы ликвидировать этот конфликт, необходимо полностью разделить налоговую и финансовую отчетность, которые будут составляться по данным бухучета, и распределить соответствующие нормотворческие функции между разными государственными ведомствами

– Но разве Минфин сам не пытается навести порядок? Например, специалисты финансового ведомства разработали проект нового закона «Об официальном бухучете», утверждена концепция реформирования бухучета до 2010 года.

– Давайте внесем ясность. Концепция – это внутренний документ, за исполнение которого Минфин не несет ответственности. Аналогичных концепций уже было очень много. Ну и где результаты? Складывается впечатление, что Минфин просто изображает бурную деятельность. Теперь что касается законопроекта «Об официальном бухучете».

Действительно, Минфин что-то разработал, опубликовал это на своем сайте и отправил на согласование в профильные ведомства. Однако на недавнем конгрессе бухгалтеров глава профильного департамента Минфина Леонид Шнейдман поставил под сомнение статус этого документа. По его словам выходило, что законопроект еще проходит процедуру доработки и для открытого обсуждения непригоден.

– А как же с объявленным переходом на МСФО?

– Мне не нравится заданный Минфином вектор в направлении к МСФО. Чиновники хотят, чтобы у нас параллельно действовали и отечественные, и адаптированные к российским реалиям международные стандарты. А кому это нужно – не ясно. Но в результате компании будут составлять аж три отчетности: по ПБУ, «нашим» международным стандартам и еще по «чистым» МСФО. Я придерживаюсь другой позиции: необходимо принять новый закон о бухгалтерском учете и соответствующие изменения в налоговое и гражданское законодательство, которые позволят отделить финансовую и налоговую отчетность, а также сформировать для бухгалтерского учета обособленный понятийный аппарат. Этот шаг позволит полноценно использовать при разработке отечественных стандартов принцип приоритета содержания над формой и снять барьер на пути полного их приведения в соответствие с МСФО, сохранив при этом возможность принятия самостоятельных национальных решений в отношении стандартов в будущем.

– Но Минфин выдвигает такой аргумент: если предприятия будут составлять отчетность по МСФО, то это привлечет дополнительные зарубежные инвестиции.

– Во-первых, сам по себе акцент на зарубежных инвестициях неверен. Для нашей страны значительно важнее дать в руки отечественных инвесторов инструмент оптимизации решений о вложении их средств. Да и вообще особого смысла разделять инвесторов на зарубежных и отечественных нет, поскольку и те и другие принимают решения на основе одинаковых алгоритмов сопоставления рисков и доходности. Подобная логика и объясняет, почему не нужно изобретать для одних одну отчетность, а для других – другую. Во-вторых, не важно, как называются стандарты, важно то, что содержится в отчетности и как это оценивается аудиторами.

При этом необходимо помнить: отчетность – это стратегический инструмент, ведь она влияет на колоссальные денежные потоки, которые перетекают из одной страны в другую. И отдавая право разрабатывать бухгалтерские стандарты Лондонскому комитету по МСФО, мы теряем часть своего суверенитета. Обратите внимание: сама Великобритания на уровне индивидуальной отчетности не переходит на МСФО. Перешли, например, киргизы. И что? Теперь они жалеют об этом: во-первых, сами стандарты несовершенны, а во-вторых, комитет фактически отказывается им помогать в сложных вопросах. В общем, я здесь вижу непродуманную попытку затащить нашу страну в международные стандарты, не понимая последствий. Между тем никто не мешает нам взять от МСФО положительные моменты и использовать их в отечественных стандартах.

– А не поздно ли вы спохватились? Ведь первый шаг на пути к МСФО уже сделан: законопроект о консолидированной отчетности был принят Госдумой во втором (главном) чтении в прошлом году.

– Этот законопроект заблокирован на уровне администрации президента и, я на это надеюсь, не будет принят в нынешнем варианте. Да он вообще никому не нужен, кроме Минфина. Ведь 90 процентов компаний, которых он касается, и так перешли на МСФО или ГААП. Одни – по собственной инициативе, другие – по требованию ФСФР или Центробанка. Чиновники никак не хотят понять, что избыточное регулирование иногда более ущербно, чем регулирование недостаточное.

– Давайте все же вернемся к внесенному в Госдуму проекту нового закона о бухучете. Что конкретно вы предлагаете?

– Международный опыт показывает: финансовая отчетность лучше всего приспособлена к регулированию экспертным сообществом. Тем более что в результате административной реформы несколько десятков человек в Минфине просто физически неспособны создать, развивать и поддерживать качественную систему стандартов, отвечающих современным реалиям. Так что мы считаем, что Минфин должен отдать избыточные функции по составлению стандартов экспертам. Но так как традиции саморегулирования у нас не развиты, то пусть пока за государством останется право вето разработанных стандартов. На практике это будет выглядеть так. Правительство назначает орган государственного регулирования отрасли и негосударственный регулятор, который будет разрабатывать стандарты и давать разъяснения. Орган государственного регулирования должен одобрять или мотивированно отклонять разработанные стандарты, а также создать эффективную систему, которая бы обеспечивала их исполнение всеми участниками.

– Какое государственное ведомство, на ваш взгляд, сможет выполнять функции такого органа государственного регулирования?

– Мне кажется, таким регулятором должна стать Федеральная служба по финансовым рынкам. Ведь сейчас Минфин, который обладает всеми правами в области финансовой отчетности, не несет никакой ответственности за инвестиционный климат в стране и развитие фондового рынка. Так что неудивительно, что за провал всех реформ в этом направлении в Минфине так никто и не ответил. А вот ФСФР как раз отвечает за защиту прав инвесторов. И результаты ее работы оцениваются не по тому, сколько налогов собирается в стране, а по тому, как развивается фондовый рынок.

– Но разве в ФСФР есть специалисты по финансовой отчетности?

– Подобная проблема носит административный характер и при желании решается очень легко. Думаю, что профильный департамент Минфина смог бы трудиться в ФСФР в неизменном составе более плодотворно. Поскольку над ним не будет висеть дамоклов меч размышлений о налоговых последствиях каждого принимаемого решения. В отношении финансовой отчетности, разумеется.

– В своем проекте специалисты финансового ведомства предусмотрели, чтобы финансовую отчетность составляли все: даже индивидуальные предприниматели и «упрощенщики». А вы как считаете?

– Я не разделяю такую точку зрения. Все это от непонимания базовой концепции. Отчетность нужна не для государственных нужд, а для того, чтобы инвестор мог принять решение: можно ли в эту компанию вкладывать деньги. Соответственно финансовую отчетность должны составлять только общественно значимые организации. И уж точно не предприниматели, «упрощенщики» и плательщики ЕНВД. В остальных случаях это должно быть делом собственника. Эту норму мы предусмотрели в своем проекте.

Также необходимо освободить компании от обязанности сдавать промежуточную отчетность. Кроме того, мы намерены предусмотреть принцип «одного окна» при сдаче бухгалтерских документов. Сейчас фирмам приходится сдавать балансы и в статистику, и в налоговую инспекцию, и в ряд других ведомств. Мы думаем, что это неправильно. Пусть документы принимают в одном месте, а уж ведомства пусть между собой договариваются и обмениваются документами при необходимости.

– Ну хорошо. А какие перспективы у вашего законопроекта?

– Мы планируем рассмотреть законопроект «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности» в первом чтении уже в весеннюю сессию работы Госдумы. Конечно, нам придется многое обсуждать с Минфином. Однако с нашим проектом произошла уникальная ситуация: его поддержали практически все крупные бизнес-сообщества и ряд исполнительных органов государственной власти. Что еще более важно, определенная поддержка оказана и экономическим блоком администрации президента. Надеюсь, это заставит Минфин задуматься о том, как говорил Жванецкий, что «может нужно что-то в консерватории подправить?».



Похожие по содержанию материалы:
«Иногда государству надо стимулировать бизнес» Интервью: Владимир Потанин, президент “Интерроса” ..
Как не проиграть, когда проиграла ваша компания. Искусство выйти сухим из воды ..
Уроки Beatles ..
Три модели русского менеджмента ..
МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» ..
О некоторых аспектах правового регулирования ДОУ и архивного дела в субъекте РФ. А. В. Ермолаева А. ..
Одна голова хорошо, а две лучше ..
Бизнес скупает головы Российские компании начали активно переманивать нужных им менеджеров и специал ..
Быть третьим ..
Что нам стоит бренд построить ..
Стихийный маркетинг Маркетолог в малом бизнесе: пособие для молодых специалистов ..
Не по-детски сильные бренды Современный маркетинг товаров для детей ..
Бизнес в России: безопасность не гарантируется ..


Похожие документы из сходных разделов


Составление отчета о движении денежных средств в соответствии с МСФО


Руководитель отдела финансового учета по международным стандартам,
Институт проблем предпринимательства
Журнал "Финансовый директор"

Отчет о движении денежных средств необходим как руководи­телям для контроля над денежными потоками, так и сторонним читать далее


Что нужно знать о erp-системах


Первоисточник: Группа Компаний "ТНС"

О необходимости более активного внедрения современных технологий в российскую экономику говорится много и часто, однако как отметил Президент России В.В.Путин на недавней встрече с руководителями крупнейших российских компаний, работающих в области компьютер .. читать далее


Законодательное регулирование бухгалтерского учета и аудиторской деятельности


Первоисточник: Минфин РФ

- Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов Российской Федерации

Вся деятельность по законодательному и нормативно-правовому обеспечению бухгалтерского учета, которая ведется в последнее врем .. читать далее