Главная страница --> Статьи

Уроки Beatles .. | Три модели русского менеджме .. | МСФО (IAS) 12 «Налоги на при .. | О некоторых аспектах правово .. | Одна голова хорошо, а две лу .. |


Фонд НСФО: от теории - к практике


Виктор Родионов

Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО) был создан в 2003 г.

Он является негосударственной организацией, объединяющей специалистов, имеющих отношение к составлению, аудиту и использованию данных финансовой отчетности, а также представителей регулирующих органов.

Сегодня наш собеседник – председатель Правления Фонда НСФО, депутат Государственной Думы РФ .

— Андрей Викторович, со времени основания Фонда прошло больше двух лет. Как можно оценить первый этап его работы?

— Время подводить первые итоги действительно наступило. Фонд завершил этап, который был посвящен теоретической и просветительской работе. Мы ставили перед собой ряд ключевых вопросов, ответы на которые должны были помочь создать дорожную карту реформ. В процессе поиска решений был подготовлен ряд докладов, посвященных системе регулирования, взаимному влиянию финансовой и налоговой отчетности, взаимосвязи норм бухгалтерского законодательства с различными отраслями права, наконец, системе исполнения стандартов, которой, как оказалось, у нас практически нет. Эти доклады обсуждались ведущими специалистами в рамках прошедших круглых столов. Результатом этой работы стал законопроект «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности», который в начале декабря был внесен в Государственную Думу. Есть и еще один результат – менее зримый, но не менее важный – в процессе работы над законопроектом нам во многом удалось сплотить экспертное сообщество и, тем самым, доказать, что оно уже созрело для саморегулирования.

— Но сейчас невозможно сказать, какие изменения, дополнения будут внесены в законопроект на всех стадиях его прохождения. И сколько придется ждать, пока закон будет принят?

— А мы и не собираемся ждать. В любом случае, в законопроекте заложены идеи, которые будут рано или поздно реализованы, поскольку носят объективный характер, и мировой опыт это доказывает. Теоретическая часть нашей миссии практически закончена. Пора переходить к практике. Законопроект подразумевает существование общественного института, который возьмет на себя функцию негосударственного органа регулирования. Мы хотим в рамках Фонда создать его прототип – Совет по национальным стандартам, который пока будет работать без всякой законодательной базы как общественная организация. А когда мы объективно подойдем к легитимизации этого процесса, у нас уже будут существовать и реальные наработки, и сплоченное экспертное сообщество.

Мы в этом смысле можем стать первопроходцами. У нас в стране еще нет примеров, когда экспертное сообщество занимается саморегулированием целой отрасли.

— Получается, что группа экспертов будет вырабатывать нормы, которые со временем распространятся на всю экономику России. Признаться, первая реакция: да кто же такое позволит?

— Я верю в успех, хотя бы потому, что альтернативы такому решению проблемы попросту нет.

Давайте объективно оценим сегодняшнюю ситуацию. В стране уже было несколько «волн» реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Они объективно не привели ни к чему, потому что борьба шла не с причинами проблем, а с их последствиями. Некачественные стандарты отражают лишь неадекватную систему их создания и обеспечения исполнения. Существующая система регулирования содержит ряд принципиальных внутренних противоречий, которые являются барьером на пути реформ.

Во-первых, в самой структуре Минфина заложен объективный конфликт. Одно ведомство выполняет и фискальные функции, и курирует финансовую отчетность. Причем, последняя и по составу, и по принципам, и по задачам полностью противоречит налоговой отчетности. Во всем мире это давно поняли, и выход очень прост. Либо финансовой отчетности вообще не будет, либо она будет полностью отделена от налоговой отчетности. Полностью!

Второй принципиальный момент. Существуют элементарные базовые управленческие принципы. В частности, сбалансированность прав и обязанностей. У нас именно Минфин владеет всеми правами по регулированию финансовой отчетности, но она нужна, прежде всего, для создания благоприятного инвестиционного климата, за что отвечают абсолютно другие ведомства. Ситуация, с точки зрения здравого смысла, совершенно абсурдная. Не мудрено, что реформы идут уже много лет, внятной отчетности как не было, так и нет, а ответственности за это никто не несет.

Наконец, очевидно отсутствие в работе Минфина «экспертной составляющей». Если мы возьмем развитые страны, то увидим, что в них экспертные сообщества или единолично утверждают стандарты, или, что случается реже, согласовывают их с государством. Потому что в этой работе группа министерских чиновников не может заменить целое экспертное сообщество. То, что результат возможен лишь в симбиозе, у нас уже все признали, а вот делиться правами с общественностью Минфин не спешит. Кстати, это прекрасный повод поговорить об административной реформе, об отказе государства от несвойственных ему функций, о привлечении общественности к саморегулированию. Финансовая отчетность, если окончательно отделить ее от налоговой, государству совершенно не нужна. Ее суть – взаимоотношения между коммерческими структурами. Регулирование этих взаимоотношений Минфин вполне мог бы отдать общественной организации.

— Андрей Викторович, из всего вышесказанного, по-моему, следует, что в наметившемся противостоянии Фонда и Министерства финансов вам без сильной поддержки не обойтись.

— Да, и поэтому мы активно работаем с организациями, которые могут нам помочь. В первую очередь, это Администрация Президента РФ. Там наш законопроект был внимательно рассмотрен, признан заслуживающим внимания и направлен в Минфин с поручением рассмотреть.

Положением дел заинтересовались и в партии «Единая Россия», членом Генерального Совета которой я являюсь. В начале года планируем провести внутрипартийное обсуждение этого вопроса.

Я вообще считаю нашу позицию достаточно сильной. Главное, что законопроект формировался эволюционно, в ходе долгой совместной работы многих высококвалифицированных специалистов. В нем отражены объективные требования времени. Минфин же готовит свой законопроект, исходя из подспудного желания оставить контроль над ситуацией за собой. И этому желанию подчинены все остальные цели. Многие принципиальные вещи принесены ему в жертву.

Мы уверены в своей правоте и приглашаем оппонентов к публичным дискуссиям: перед журналистами, представителями общественности, политических партий. Если нам будут предъявлены новые аргументы, которые мы упустили, мы с благодарностью будем использовать их в своей работе. Но исходить из того, что чиновник всегда прав, только потому, что он чиновник, мы уже не согласны.

— Очевидно, что вступление России в ВТО – не за горами. Судя по всему, мы вряд ли успеем к этому времени перейти на международные стандарты финансовой отчетности. Может этот факт оказать какое-то негативное влияние на экономику страны?

— Надо признать, что сегодняшние международные стандарты финансовой отчетности оцениваются экспертами как лучшая наработанная практика. Использовать ее обязательно нужно. Другой вопрос: как это сделать, в каком объеме.

Несмотря на то, что при создании Фонда НСФО переход на международные стандарты финансовой отчетности определялся как основная цель, сегодня мы пришли к пониманию того, что необходима система наших собственных национальных стандартов, которые могут совпадать с международными, а могут в чем-то отличаться.

Какие аргументы можно привести в поддержку этой точки зрения? Их условно можно разбить на три блока: юридические, инфраструктурные и стратегические.

Юридические проблемы сводятся к трем основным моментам. Во-первых, действующее российское законодательство не подразумевает возможность инкорпорирования в наше правовое пространство документов, изданных негосударственными зарубежными организациями, каковой является лондонский Совет по МСФО. Во-вторых, международные стандарты финансовой отчетности, как и их уже имеющийся перевод на русский язык – это продукт интеллектуальной деятельности, защищенный соответствующими авторскими правами. И через какое-то время, вполне возможно, нам придется за их использование в буквальном смысле расплачиваться. Помимо этого, МСФО есть продукт совсем другой правовой культуры, что при подстрочном переводе создаст огромные проблемы не только в правоприменении, но и в соотнесении с другими отраслями права.

Инфраструктурные проблемы, хотя и решаемы, но тоже весьма серьезны. Совершенно очевидно, что у нас к переходу на международные стандарты не готовы бухгалтеры. Они, исходя из образования и опыта работы, прежде всего – дисциплинированные исполнители, привыкшие, что каждый их шаг регламентирован. Бухгалтер за рубежом – в первую очередь, аналитик. К тому же к подобным революционным изменениям не готово аудиторское сообщество, пересмотра требуют учебные программы соответствующих вузов. За один-два года эти проблемы не решить.

Теперь, что касается стратегических ограничений. Дело в том, что нередко международные организации финансово-экономической направленности начинают использоваться как политический инструмент тех стран, которые играют в них основную роль. Вспомнить хотя бы Международный Валютный Фонд. Не надо быть пророком, чтобы предположить, что нынешние члены лондонского Совета и наша страна по целому ряду вопросов будут иметь несовпадающие мнения. В первую очередь, это может коснуться газовой и нефтяной отраслей. Причем, как нам недвусмысленно дают понять, никакого влияния на решения Совета мы оказывать в ближайшее время не сможем. Так стоит ли переходить на чужие стандарты, разрушать собственную школу бухгалтерского учета, чтобы затем попасть в серьезную зависимость от игроков международного рынка, на который мы не только не влияем, но и правила игры которого для нас до сих пор не очевидны? Может быть, стоит просто воспользоваться наработанной интеллектуальной базой для создания собственной системы, которая позволит сохранить оперативный простор в принятии решений и учесть национальную специфику?

Недавно мне довелось побеседовать с одним из ответственных работников Министерства финансов Китая. Китайцы разработали свои национальные стандарты финансовой отчетности, которые, как он утверждает, примерно на 80% совпадают с международными. В работе лондонского Совета они принимают участие не первый год, но на ассоциативной основе. Полностью на международные стандарты переходить не собираются и нам не советуют. Предлагают объединить усилия и со временем создать в Совете своего рода «фракцию» стран с развивающейся и переходной экономикой, что позволит реально влиять на принимаемые решения, а уже затем обсуждать вопросы перехода на МСФО. Неплохая, по-моему, идея.

Наша первоочередная задача – используя международный опыт, разработать эффективную систему национальных стандартов, не связывая себя, во всяком случае, сегодня, никакими обязательствами.

— Андрей Викторович, какие направления деятельности Фонда в наступившем году можно считать приоритетными?

— Работа по продвижению законопроекта «О регулировании бухгалтерского учета и налоговой отчетности», вероятно, будет продолжаться на протяжении всего года. Вскоре, возможно, и Минфин представит свой вариант. Тогда и посмотрим, чьи аргументы весомее. Думаю, борьба предстоит серьезная.

Но главной задачей является создание Совета по национальным стандартам, о котором я уже упоминал. В него войдут представители как составителей, так и пользователей финансовой отчетности. И заниматься они будут не выполнением представительских функций, а реальной деятельностью по разработке стандартов.

Я уверен, что не за горами тот день, когда государство и общество созреют для передачи части функций госструктур общественности. К этому времени Фонд будет обладать и опытом, и собственными наработками, и коллективом специалистов. Получив соответствующие полномочия, мы сможем на своем примере доказать, что в России эффективное саморегулирование общественности возможно.

Издание: Промышленник России


Похожие по содержанию материалы:
Как спасти капитал от банкрота ..
Ошибки глазами аудиторов Налог на прибыль и НДС ..
«Иногда государству надо стимулировать бизнес» Интервью: Владимир Потанин, президент “Интерроса” ..
Как не проиграть, когда проиграла ваша компания. Искусство выйти сухим из воды ..
Уроки Beatles ..
Три модели русского менеджмента ..
МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» ..
О некоторых аспектах правового регулирования ДОУ и архивного дела в субъекте РФ. А. В. Ермолаева А. ..
Одна голова хорошо, а две лучше ..
Бизнес скупает головы Российские компании начали активно переманивать нужных им менеджеров и специал ..
Быть третьим ..
Что нам стоит бренд построить ..
Стихийный маркетинг Маркетолог в малом бизнесе: пособие для молодых специалистов ..


Похожие документы из сходных разделов


Любовь Колесенкова: За бухучет сделают ответственным руководителя

Елена Федорцова
Первоисточник: Журнал "Консультант"

Большинство крупных организаций давно ведут два бухгалтерских учета – по российским стандартам и по МСФО. И вот Минфин России подготовил проект закона, предусматривающий переход России на национальные стандарты. Журнал «Консультант» решил побеседоват .. читать далее


Отчётность по МСФО на основе российского бухучёта без трансформации


Первоисточник: НСФО

Обязательность наличия права собственности для признания на балансе активов. На самом деле законодательство требует лишь обособленного учёта собственных и несобственных активов, но обособленно – это не значит за балансом. Например, среди критериев признания основных средств в ПБУ 6 .. читать далее


Проблемы применения МСФО в разных странах

Соловьева Ольга Витальевна
Первоисточник: НСФО

В конце ноября (21-23 ноября) в Женеве состоялась 22 Сессия Межправительственной рабочей группы экспертов по международным ситандартам учета и отчетности (IntergovernmentalWorkingGroupofExpertsonInternationalStandardsofAccountingandReporting – ISAR) ЮНКТАД (UnitedNationsC .. читать далее