Главная страница --> Статьи

Из специалиста в менеджеры з .. | Контроль результатов деятель .. | Особенности транснационально .. | Черты западной и восточной б .. | Внедрение BSС: советы от авт .. |


Воспитаем в своем коллективе, или Как выбрать наставника для новичков


Людмила Александрова
Первоисточник: Газета "Учет, налоги, право"

Новое место работы - серьезное испытание для работника. В конечном итоге от того, как пройдет адаптация, зависят будущие трудовые свершения специалиста. Поэтому так важно помочь новобранцу влиться в коллектив и занять достойное место в компании. Один из вариантов решения этой задачи - поручить новичка наставнику. Секретами создания эффективной системы наставничества с нами поделились руководители компаний и бизнес-тренеры.

Кому доверить?

Прежде чем выделить молодому специалисту проводника по профессиональной жизни, менеджер, отвечающий за выбор наставника, должен определиться с желаемыми результатами этого сотрудничества, советует Анастасия Астанаева, менеджер проектов московской консалтинговой компании AXES Management: «Во-первых, наставничество - это возможность обучить новичка в реальной рабочей ситуации специфике деятельности данной компании. Во-вторых, наставники являются своего рода проводниками «правильных» с точки зрения руководства идей, носителями корпоративной и управленческой культуры».

При выборе наставника следует учесть то, что ему придется много общаться с новичком. Поэтому коммуникативные навыки также немаловажный критерий для отбора человека на роль наставника, отмечает директор столичного Центра обучения «КЛАСС» Леонид Кроль.

В результате выбор наставника надо проводить по двум критериям: профессиональному и социально-психологическому. Важность обоих подчеркивает Андрей Серов, психолог петербургской тренингово-консалтинговой компании «Мобиле». По его мнению, наставнику мало быть хорошим специалистом, он должен быть готов поделиться своими знаниями с подопечными: «Дело в том, что у менеджера есть три условных жизненных этапа: юность, зрелость, выгорание. Так вот, на этапе зрелости, когда человек уже многому научился, а работа приносит радость, он охотно делится своим опытом и готов обучать новичков. Причем их успех будет для сотрудника лучшей мотивацией».

Как поощрить?

Кстати, о мотивации. Как показал наш опрос, не все руководители готовы поощрять наставничество деньгами. «Прямого материального поощрения для таких сотрудников мы не вводим», - делится опытом руководитель петербургской инвестиционно-строительной группы «Балтекс» Алексей Новик. - На мой взгляд, наилучшей мотивацией в данном случае являются результаты работы новичка. Чем лучше он освоит свой участок работы, тем эффективнее будет действовать конкретное подразделение, увеличатся обороты, повысится статус отдела в организации. Значит, повысится и статус наставника. Кроме того, не надо забывать и о том, что с появлением нового профессионального сотрудника у руководителя-наставника появляется большая возможность делегирования полномочий. Все это и является дополнительной мотивацией».

Сходной позиции придерживается генеральный директор петербургской клиники «ЕМС» Татьяна Романюк: «Наставничество дает возможность человеку по-новому взглянуть на свои профессиональные обязанности, реализоваться в новой для себя деятельности».

Однозначного ответа на вопрос, «поощрять или нет», не существует, комментирует Анастасия Астанаева из AXES Management: «Некоторые компании оговаривают работу по развитию подчиненных в должностных инструкциях линейных менеджеров, а размер вознаграждения наставника ставят в зависимость от успешности подчиненного. Другие компании (зачастую производственные) оплачивают работу наставника дополнительно к основному заработку. Вариант решения этого вопроса обычно зависит от корпоративной культуры и установок первых лиц».

Тест на совместимость

Любому руководителю важно проверить результат работы подчиненных. В случае с наставничеством это не так сложно сделать, считает психолог Андрей Серов. Поручая нового сотрудника заботам менеджера-наставника, руководитель может поинтересоваться, как будущий «опекун» описывает своему протеже предстоящую работу: «Наставник должен сформулировать человеку его задачу на время испытательного срока. И подробно объяснить, по каким критериям будет оцениваться результативность этого испытания. Кроме того, он должен обратить внимание новичка на те сложности, которые могут возникнуть во время выполнения этой работы, скажем при контакте с другими подразделениями. Возможно, новому сотруднику нужно что-то изучить за время испытательного срока. Значит, это также нужно формулировать в виде задачи».

В процессе обучения также можно полюбопытствовать, как идут дела с воспитанием смены. Достаточно прислушаться, как общаются наставник с подопечным, отмечает Леонид Кроль из Центра обучения «КЛАСС»: «Заведомо неэффективной будет та система, где наставник обращается со своим протеже как взрослый с ребенком, не стараясь наладить диалог». Ну а самой действенной проверкой будет аттестация новобранца по результатам испытательного срока, подытоживает Алексей Новик.



Похожие по содержанию материалы:
Чем грозит кредитная история? ..
Психологический словарь скептика ..
Иван Шкловец: Трудовой кодекс поправят в интересах компаний ..
Ротация персонала: понятие и основные правила ..
Из специалиста в менеджеры за два дня ..
Контроль результатов деятельности как главный элемент управления персоналом ..
Особенности транснационального маркетинга ..
Черты западной и восточной бизнес-культур в российской действительности ..
Внедрение BSС: советы от автора концепции ..
А.Лившиц: Собрать все налоги невозможно. Жесткости не хватает ..
Как без лицензии заработать на ценных бумагах ..
Великие географические открытия вместо морского боя ..
Как оценить эффективность работы компании ..


Похожие документы из сходных разделов


Знаки внимания


Первоисточник: Журнал "Власть денег"

Нормы делового этикета в «разделе» визиточного имиджа, похоже, в скором времени могут превратиться в исключения. Поскольку количество «нарушителей» этих правил постоянно растет. Главным образом, потому, что устоять перед соблазном многих технологических новинок уже просто невозмож .. читать далее


Расчет зарплаты для сотрудников с посменным графиком

В.Н. Белова,
эксперт журнала
Первоисточник: Журнал "Главбух"

В тех организациях, где установлен посменный график (например, в магазинах, работающих круглосуточно), обычная продолжительность рабочего дня чаще всего не соблюдается. В этих случаях, чтобы верно рассчитывать зарплату сотрудников, нужно вести суммир .. читать далее


Трудоемкая книжка


Первоисточник: Журнал "Имеешь право"

Трудовая книжка - анахронизм, доставшийся современным россиянам в наследство от советского прошлого. В отличие от билетов члена ВЛКСМ и талонов на сахар этот документ не ушел в историю с наступлением в России эры развивающегося капитализма: трудовые книжки до сих пор спраши .. читать далее