Финансовые консультации: большие и маленькиеПервоисточник: Россияне привыкли получать любые, в том числе финансовые, советы бесплатно и на доверии— от друзей. К тому, что роль советчиков хотят взять на себя консультанты, они пока не готовы.В бизнес-сообществе понятие «финансовый консультант» четко связано с корпоративными услугами. Cложности с консультированием частных лиц, по мнению специалистов, происходят из особенностей российского бизнеса, а точнее, нежелания допускать чужого человека в свою жизнь и опасений, связанных с раскрытием источника дохода. Тем не менее в определенных кругах сейчас становится модным иметь личного поверенного. Его задача сводится к распоряжению финансовыми средствами клиента— будь то составление завещания, подготовка к бракоразводному процессу или подбор оптимальных инвестиционных инструментов. По обоюдному согласию Постоянно или один раз Финансовые консультанты, имеющие крупных клиентов, одноразовыми консультациями не занимаются и вообще свою деятельность предпочитают не афишировать. Другие консультанты как раз и делают ставку на клиентов помельче. Они активно сообщают миру о своем существовании и согласны заниматься одноразовыми советами за достаточно скромные суммы. И одноразовый совет иногда оправдан, когда вам надо, допустим, выбрать банк, в котором взять кредит на крупную покупку. Комплексно условия кредитования оценить не всегда просто, а банки зачастую расставляют «ловушки» для клиентов. Например, процентная ставка по кредиту выглядит приемлемой, но вдобавок клиент должен перечислять банку ежемесячный платеж за ведение счета в размере до 2% от суммы кредита, что резко удорожает заем. Предварительная консультация убережет клиента от неприятного сюрприза, точно так же, как это сделает журнал «Финанс.» в своих регулярных обзорах финансовых услуг. В более сложных случаях отсутствие системного подхода, невозможность «наблюдать» финансовую историю клиента вряд ли принесет ощутимую пользу. «Достаточно распространена ситуация, когда клиент просит сверить правильность оформления договора. Однако соблюдение всех формальностей совсем не гарантирует реализацию конечной цели, которая зависит от целого ряда нюансов. Поэтому при обращении к любому консультанту, не только частному, клиент кроме схемы дальнейших шагов должен получить гарантии, а также предупреждение об издержках»,— говорит директор юридического бюро «Классические традиции права» Дмитрий Романов. Тонкости общения В отличие от корпоративного частное консультирование менее регламентировано, постоянные поверенные в определенном смысле слова «входят в семью». «По мере выхода из «теневого состояния» человек будет вынужден кому-то доверять,— уверен Сергей Смирнов,— однако доверие рождается не сразу— процесс привыкания друг к другу длится от трех до шести месяцев». Личностный фактор, взаимопонимание и преданность играют здесь весьма существенную роль. «В частном консультировании появляются понятия «неловко», «неудобно», «неуместно». Нужно ловить настроение, не обращаться с самой замечательной идеей в неподходящий момент,— говорит Дмитрий Л.— Ни при каких обстоятельствах нельзя показывать своего гнева, даже «болея за дело»,— это будет воспринято как «неуважение», а неуважение кончается не самым лучшим образом». Чем крупнее ставки в игре, тем более тщательно осуществляется подбор консультантов и каждая из сторон рассчитывает на длительное сотрудничество. «Человека, которому слишком много доверили, отпускать невыгодно и опасно. В свою очередь любой консультант должен серьезно подумать, прежде чем согласиться на ведение чьих-то дел. Уйти или перейти к другому клиенту будет нелегко, а в определенных случаях невозможно»,— рассказывает Дмитрий Л. Как найти клиента Другой точки зрения придерживается Владимир Авденин, по мнению которого в поисках клиента посредством рекламной деятельности— через сайт, рассылки, семинары и публикацию рекламных объявлений— нет ничего зазорного. С ним соглашается и Владимир Савенок, считающий рекламную деятельность частью любого бизнеса. Однако количество своих клиентов никто из опрошенных специалистов предпочел не называть. Они отделались общей фразой, что «ситуация улучшается». При этом большинство сетует не на отсутствие клиентов, а на их неспособность объективно и адекватно оценить услуги. Так уж исторически сложилось, что россияне ищут «советчика за бесплатно», а если и готовы заплатить, то только за конкретный результат. С другой стороны, надо принимать во внимание то, что некоторые советы немногим будут отличаться от информации, которую можно найти, например, в интернете. Это не означает, что она некорректна или ошибочна, но возникает вопрос— зачем платить за общедоступную информацию. Конечно, существуют и исключения, когда консультант получает фиксированную зарплату только за сам факт своего существования и готовности оказать клиенту любую услугу в любой момент. Однако по большей части российские специалисты вынуждены постоянно доказывать, что советы стоят денег и что консультант— не ремесленник и не посредник. Такой подход Сергей Смирнов объясняет тем, что изначально проверить компетентность консультанта, так же как и его надежность, не представляется возможным. Именно поэтому «на серьезном уровне» люди обращаются к проверенным лицам, в основном действующим «под крышей» компаний, и только по рекомендациям. В целом стоимость услуг складывается из временных затрат и профессионального уровня консультанта. Зарплата может быть самой разной: от $500 (при эпизодическом привлечении человека к решению финансовых проблем) до сотен тысяч долларов в год, если речь идет о комплексном финансовом менеджменте для богатого человека и его бизнеса. Такой финансовый консультант может работать в должности финансового директора, занимаясь личными проблемами босса неформально. Премиальные же за решение проблемы определяются индивидуально и нередко зависят даже от настроения клиента. Единовременная консультация по относительно простому вопросу стоит около $50, а за составление плана оптимизации личного бюджета— $100-300. Правда, повторимся, что аналогичный результат вы можете получить, прочитав пару толковых публикаций или просто поразмыслив на досуге о собственных расходах. Специфика VIP Какие бы меры предосторожности ни предпринимались, в большинстве случаев риски ложатся на клиента. Просто не получить желаемый результат— не самый плохой вариант развития ситуации. «В случае непредвиденного события человек заинтересован по крайней мере в том, чтобы получить вложенные средства обратно— уйти в «нулевую». Гораздо хуже,— считает Дмитрий Романов,— когда происходит нарушение налоговых и других законодательных норм, что может повлечь за собой в лучшем случае пени и штрафы, в худшем— привлечение к уголовной ответственности». В такой ситуации клиенту остается либо сотрудничать на чистом доверии, либо опираться на опыт знакомых. «В соответствии с законодательством деятельность частных финансовых консультантов не лицензируется, то есть государство не устанавливает для таких лиц какие-либо требования. Советы, как осуществить финансирование сделки, внести средства в проект, купить имущество, по сути дела могут даваться любым человеком. Если этим занимаются люди, не совсем адекватно понимающие проблему рынка, не имеющие соответствующего образования и опыта, риски клиента возрастают. В случае неудачи виноват будет он сам, а привлечь к ответственности за «неверный совет» невозможно из-за отсутствия сложившейся практики»,— говорит Дмитрий Романов. В международной практике, добавляет Сергей Смирнов, известны случаи, когда рекомендации даже известнейших финансовых консультантов приводили к банкротству как компаний, так и частных лиц, однако доказать их вину и соответственно потребовать возмещения ущерба, было практически невозможно. Даже финансовые гуру могут ошибаться. Джордж Сорос потерял более $500 млн на покупке блокирующего пакета акций «Связьинвеста», а Джон Меривэзер привел к краху хедж-фонд Long Term Capital Management (стр. 58). Очевидно, что консультант не может предвидеть и предотвратить все проблемы, но он обязан честно предупреждать клиента о рисках. Ситуация осложняется и тем, что в России «люди с деньгами» ориентированы на доходность в 20-30% годовых, а это значительно увеличивает риски. Крупному инвестору полагаться на мнение одного-единственного консультанта в такой ситуации было бы безрассудством. Именно поэтому в подготовке плана или разработке стратегических задач часто задействована целая команда— финансисты, юристы, налоговики, каждый из которых представляет свое видение задачи. «В консультировании не бывает ситуации, когда «один в поле— воин»»,— уверен Дмитрий Л. Средний класс Консультант департамента корпоративных систем управления IBS Шамиль Ахлаков поделился с «Ф.» собственным опытом: «Я, конечно, осознавал необходимость предпринять какие-либо действия прежде всего, чтобы в случае жизненной неудачи потери не оказались критическими, чтобы элементарно не залезать в долги. Предпочел не обращаться к консультанту и, прочитав массу специализированной литературы по личным финансам, сам составил для себя долгосрочный план, включающий различные накопительные схемы». Самостоятельное планирование бюджета— один из альтернативных вариантов. Если вы самостоятельный и умный человек, имеет смысл самому разобраться в ситуации, а не отдавать ее на откуп консультанту. |