Главная страница --> Статьи

Интервью с партнером Ernst & .. | 10 худших британцев: версия .. | Почему производителю так сло .. | Оформление приема на работу .. | Отрывок из книги: Дифференци .. |


Гудвилл в соответствии с МСФО


Титаренко Е.Б
Первоисточник: ИА Клерк.ру

С развитием и стабилизацией делового климата и рыночных отношений в России всё большее количество предприятий переходят на новый, качественно высокий уровень своего развития, когда деловая репутация является если не самым, то, конечно, одним из основных активов компании. В России, как, впрочем, и во всем мире постоянно происходят процессы слияния, приобретения и поглощения компаний и при этом на стоимость компаний значительно влияет именно «деловая репутация» (термин, принятый в РФ) или (термин, принятый в международной практике). Необходимо определить, когда же уместно вообще говорить о существовании хорошей деловой репутации компании. Для этого компании необходимы наличие высокого качества товаров (работ, услуг), сильной команды менеджеров, разработанной маркетинговой стратегии. Также немаловажное значение имеет наличие постоянной клиентской базы, налаженные отношения с поставщиками, высокие кредитные показатели, выгодное месторасположение и, конечно, созданная корпоративная культура.

Таким образом очевидно, что стоимость организации, взятой как единый имущественный комплекс, отлична от совокупной стоимости ее активов и пассивов. М ежду ними всегда есть разница – goodwill (гудвилл).

Гудвилл, по МСФО № 22 «Объединение компаний», представляет собой разницу между ценой предприятия и справедливой стоимостью всех его активов.

А в соответствии с Российским положением № 14/2000 «Учет нематериальных активов» - это разница между ценой предприятия и стоимостью всех его активов и обязательств по бухгалтерскому балансу.

Эта разница может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод, а отрицательная ( badwill ) – как скидка с цены, когда компания продается за цену ниже рыночной стоимости. Отрицательная деловая репутация должна немедленно признаваться в отчете о прибылях и убытках.

Согласно и международным, и российским стандартам учета гудвилл относится к нематериальным активам, однако данный объект учета обладает особенностью, отличающей его от других НМА - деловая репутация не существует отдельно от предприятия. Это неотчуждаемое имущество, которым нельзя распоряжаться отдельно от предприятия. Оно не может быть самостоятельным объектом сделки, поскольку не принадлежит компании на праве собственности.

По международным стандартам гудвилл является активом, который ежегодно должен проверяться на предмет обесценения согласно МСФО 36 «Обесценение активов». Убыток от обесценения гудвилла списывается на финансовый результат.

Деловая репутация должна учитываться по первоначальной стоимости за минусом накопленных убытков от обесценения.

До публикации 31 марта 2004 года МСФО № 22, гудвилл включался в активы баланса и подлежал амортизации в течение срока его полезной службы, но теперь он не амортизируется, а тестируется на обесценение.

Тест на обесценение гудвилла проводят по формуле:

PV = FV * 1/ (1+ r ) n , где

PV - текущая стоимость денежных потоков;

FV – будущая стоимость денежных потоков;

1/ (1+ r ) n – коэффициент дисконтирования;

r – процентная ставка по привлеченным или размещенным ресурсам на аналогичный срок; n – число периодов.

Расчет и учет гудвилла согласно международным стандартам осуществляются в несколько этапов:

  • определяется суммарная величина дооценки балансовой стоимости активов и пассивов до их текущей рыночной стоимости;
  • определяется рыночная стоимость нетто активов;
  • рассчитывается гудвилл как разница между ценой приобретения и рыночной стоимостью нетто активов;
  • превышение цены покупки над рыночной стоимостью показывается в балансе как актив, который тестируется на обесценение в течение срока полезной службы, определяемого руководством самой компании;
  • в случае отрицательного гудвилла, разницу между рыночной и покупной стоимостью активов можно рассматривать как доход будущих периодов.

Очень важной проблемой является оценка стоимости гудвилла. В балансе (консолидированная отчетность) такая величина появляется только в случае приобретения дочерней или ассоциированной организации, а стоимость собственной деловой репутации материнской компании в балансе не отражается.

Различают два основных подхода к определению стоимости гудвилла. Первый предполагает оценку гудвилла как источник дополнительных поступлений прибыли (метод избыточных прибылей). Он предполагает прямое сопоставление уровней прибыльности оцениваемого предприятия и других предприятий-аналогов отрасли с последующей капитализацией той части разницы между ними, которая не объясняется влиянием материальных активов.

Второй подход основан на учете результатов конкретных сделок. Величина приобретенной деловой репутации принимается в размере разницы между суммой, фактически уплаченной за предприятие, и совокупной стоимостью отдельных активов и пассивов данного предприятия, зафиксированной в последнем по времени составления бухгалтерском балансе.

Следует отметить, что в связи с интенсивным развитием экономики, внедрения новых технологий безумными темпами растет конкуренция, компаниям становится все сложнее удерживать свои позиции на рынке и в этом им помогает положительный гудвилл.

Вообще гудвиллом может являться все, что помогает компании получать прибыли больше на единицу активов, чем у аналогичной компании в этом же секторе экономики.



Похожие по содержанию материалы:
Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение ..
Если враг оказался друг ..
Опасайтесь шумной рекламы Вложения на фондовом рынке - это прежде всего риск потерять свои деньги ..
Трудовой кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ ..
Интервью с партнером Ernst & Young Джеральдом Гейджем ..
10 худших британцев: версия историков ..
Почему производителю так сложно добиться качественных продаж в регионе? ..
Оформление приема на работу ..
Отрывок из книги: Дифференцируйся или умирай! ..
Любовь Колесенкова: За бухучет сделают ответственным руководителя ..
Создание нематериальных активов: интерпретация МСФО ..
Составление отчета о движении денежных средств в соответствии с МСФО ..
Что нужно знать о erp-системах ..


Похожие документы из сходных разделов


Обзор программ по обучению МСФО


Руководитель отдела финансового учета по международным стандартам,
Институт проблем предпринимательства
Журнал "МСФО: практика применения"

Российские бухгалтеры еще с 1992 года привыкли к внезапным из­менениям законодательства, осуществляемым подчас .. читать далее


Евгений Примаков: Нам нужны стабильность и безопасность Войдет ли в историю 2005 год как переломный


Первоисточник: Российская газета Евгений Примаков, президент Торгово-Промышленной палаты РФ

Статья подготовлена на основе выступления главы Торгово-промышленной палаты РФ, академика Евгения Примакова на заседании "Меркурий-клуба" 12 января 2006 года.

Наметился поворот к социальной ориентации

В эконо .. читать далее


Корпоративный университет стал доступным для фирм

Елена Антонова
Первоисточник: Федеральное агентство финансовой информации

Для успешного развития бизнесу требуются специалисты высокого уровня. Многие предприятия тратят немалые средства на привлечение высококвалифицированных кадров и на обучение уже работающего на фирме персонала. Между тем обучать сотрудников .. читать далее