Главная страница --> Статьи

Учет предстоящих расходов по .. | Второй национальный конгресс .. | Отчетность по МСФО Проект за .. | Семь наиболее распространенн .. | Оптимизируем налоги по опыту .. |


Недирективные правила


Роман Крецул, компания Begin Group
Первоисточник: Газета "Бизнес" Нередко считается, что отношения нельзя измерить, а следовательно, и учитывать при формализации бизнес-процессов. Однако многие успешные компании не только допускают возможность регламентации отношений людей, но и реализуют ее на практике. Своим опытом внедрения кодекса корпоративной этики, содержащего предписания на все случаи жизни, поделилась Светлана Павленко, исполнительный директор, руководитель функционального направления по работе с персоналом ФК "Уралсиб".

- Как корпорация пришла к выводу о необходимости такого документа?

- Кодекс корпоративной этики был разработан на этапе слияния с Автобанком и Промышленно-страховой компанией с учетом тех задач, которые ставили перед нами текущие условия. В это время проводились обучающие семинары для сотрудников интегрируемых компаний, на которых проговаривались и отрабатывались все возможные конфликтные ситуации. Когда стоит необходимость объединить несколько разных коллективов, руководство не может позволить себе полагаться на случай: предусмотрено должно быть все, в том числе и потенциальные конфликты.

- Много ли было случаев, когда кодекс смог их предотвратить или разрешить?

- Я не могу вспомнить, чтобы за последние два года кому-либо приходилось обращаться к этому документу: несмотря на то, что он обладает силой нормативного акта, действующего в рамках всей корпорации, его роль в большей степени превентивная - каждый сотрудник знает, как надо будет поступить в том или ином случае.

На практике же все конфликты удавалось решать на уровне отделов силами непосредственных руководителей и HR-специалистов.

- Иногда сотрудники подписывают те или иные документы, не читая. Как избежать этого при внедрении кодекса?

- Вы не можете посадить взрослого человека в запертом помещении и требовать, чтобы он прочитал "от корки до корки" тот или иной текст. Поэтому лучше донести до сотрудников некоторые ключевые принципы, а сам документ сделать максимально доступным по Интернету.

- Какие пункты вызывают больше всего вопросов или наибольший интерес?

- Этот свод правил отчасти для того и был разработан, чтобы вопросов у сотрудников возникало как можно меньше.

Но жизнь богаче наших представлений о ней, и новые сотрудники, бывает, обращаются к специалистам для более подробного разъяснения того или иного правила. Чаще всего их интересуют отношения с непосредственным руководителем: во всех компаниях это один из самых острых вопросов. В кодексе также определены самые разные аспекты отношений между сотрудниками и партнерами корпорации вплоть до таких, как подарки, получаемые от клиентов. Например, там четко написано, что стоимость подарков не может превышать $200. Однако в жизни встречаются случаи, когда отказ от подарка может негативно сказаться на отношениях с клиентами или повредить нашей репутации. Поэтому в особых случаях такие решения согласовываются со службой внутреннего контроля. Разъяснением этих нюансов занимаются специалисты отдела по корпоративной культуре, в ведении которого этот документ и находится.

- Действительно ли кодекс может изменить работу компании?

- Вне зависимости от того, есть ли в компании свод правил или нет, основные проблемы все равно остаются. Наивно полагать, что принятие нормативного документа станет панацеей - нет, у него несколько другое предназначение. Кодекс корпоративной этики - своего рода залог сохранения у сотрудников чувства стабильности. Если каждый знает, что делать и к кому обратиться в тех или иных случаях, исключается сама возможность того, что он останется один на один со своей проблемой. Все это создает ощущение справедливости и уверенности в завтрашнем дне. Ведь документ, по сути, отвечает на вопрос, который, к счастью, встает редко, но при этом очень важен: куда податься в тупиковой ситуации?

- Как внедрение кодекса отразилось на бизнес-показателях?

- Результат такого нововведения было бы достаточно затруднительно подсчитать в денежном эквиваленте, но определенные признаки успеха есть: до сих пор не было случая выяснения отношений с сотрудниками в судебном порядке, нет ни одного иска от клиентов. Само сократившееся число сотрудников, обращающихся со своими проблемами к специалистам, также говорит об успешности этого нововведения.

- А как сделать, чтобы этот документ обладал реальной силой?

- В первую очередь надо честно ответить себе, чего конкретно вы ждете от этого документа. Его цели - это корпоративные ценности, помноженные на задачи бизнеса. После этого проводится серия интервью с руководителями, и на основе их пожеланий специалисты, возможно, с участием внешних консультантов разрабатывают рабочий вариант, который отдается сотрудникам для обсуждения. Это особенно важный элемент процедуры: рядовые сотрудники не должны чувствовать, что правила спускаются к ним сверху в директивном порядке. Они должны вносить свои предложения.

- Можно ли говорить о том, что кодекс наследует корпоративную культуру какой-либо одной компании, вошедшей в состав финансовой корпорации?

- Для максимально эффективной интеграции должен работать следующий принцип: при каждом слиянии или поглощении от других компаний нужно оставлять лучшее. Так, от Автобанка наша корпоративная культура унаследовала предельную четкость и структурированность бизнес-процессов, от Промышленно-страховой компании - атмосферу товарищества и командный дух, от банка "Уралсиб"- регламентирование и стандартизацию всех элементов корпоративной культуры вплоть до дресс-кода, принятого сейчас во всех подразделениях корпорации. Но при разработке кодекса учитывались мнения всех сотрудников интегрируемых компаний, поэтому я бы не стала говорить, что опыт одной из компаний являлся определяющим.


Похожие по содержанию материалы:
Травма на производстве – под особым следствием ..
«Часто такие методы используются в конкурентной борьбе» ..
Тонкий намек, продаем эмоции! ..
BTL или маркетинговые услуги: разборки по понятиям ..
Учет предстоящих расходов по выводу из эксплуатации основных средств и восстановлению окружающей сре ..
Второй национальный конгресс «Современный этап реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ ..
Отчетность по МСФО Проект закона "Об официальном бухгалтерском учете" обсудили Профессионалы ..
Семь наиболее распространенных способов воровства с кредитных карточек ..
Оптимизируем налоги по опыту коллег ..
Андрей Быстрицкий: "СМИ все больше становятся бизнесом, то есть делом предпринимателей..." ..
Кадровый пасьянс, или Классификация внутренних документов ..
Знаки внимания ..
Как правильно врать в резюме ..


Похожие документы из сходных разделов


Бизнес идеальных пропорций

Дмитриq Фалалеев
Первоисточник: E-xecutive

Великий Нанни Гроссо умирал в больнице для бедных. Исповедовав скульптора, священник протянул крест для поцелуя. Но Гроссо оттолкнул его: «Это некрасивый крест! Дайте мне распятие работы Донателло!». Так ценилась красота в былые времена, пока не появился ширпотреб.

< ..
читать далее
Ваш основной документ, или Принимаем Положение о кадровой службе

Мария МОРОЗОВА
Первоисточник: Журнал "Кадровое дело"

Положение о кадровой службе - документ, который помогает определить место кадровой службы в структуре организации, дает возможность обозначить ее цели и задачи. Кто должен заниматься разработкой этого документа? Какие положения в него необходимо включать? Каков .. читать далее


Кто крайний? (вербальная агрессия) Хороший секретарь

Л.М. Рудина,
Первоисточник: Объединённая редакция деловых журналов

Есть расхожее выражение: секретарь — лицо фирмы. Подразумевается, что это «лицо» должно всегда прекрасно выглядеть, улыбаться, демонстрировать только дружелюбие, профессионализм и готовность помочь.
Но как сохранять приветливу ..
читать далее