Главная страница --> Статьи

Марочные кардиналы .. | Брэнд как инструмент лояльно .. | Трансформация российской отч .. | Гудвил финансового директора .. | Как повысить трудовое рвение .. |


Анализируйте свой баланс


Н.В. Ветрова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»
Первоисточник: Федеральное агентство финансовой информации

Многие бухгалтеры удивляются тому, что аудиторы, первый раз увидевшие баланс проверяемой фирмы, умудряются найти в нем ошибки, о которых автор документа даже не подозревал. О методиках, которые позволяют аудиторам «на глазок» определять «больные» статьи баланса, экспертам журнала «Расчет» рассказала профессор Галина АНДРЕЕВА.

«Главная цель финансового анализа – получить объективную информацию о состоянии предприятия, выявить существующие и наметившиеся проблемы и привлечь к ним внимание директора вашего предприятия. Чтобы его провести, не нужно открывать Америку – все методики уже разработаны, более того – закреплены в законе. Найти их можно в постановлении Правительства Москвы № 963-ПП от 24 октября 2001 года. У этого документа есть три приложения, в которых подробно расписана схема анализа. Пусть вас не смущает, что документ московский – ведь предприятия всей страны живут по одним и тем же законам. Второй документ – это постановление Правительства РФ за номером 367 от 25 июня 2003 года, в котором также приведены некоторые методики финансового анализа», – начала свою лекцию Галина.

Считаем коэффициенты изменения баланса

«Начните анализ с расчета коэффициента изменения валюты баланса. Делаем это по следующей формуле:

Валюта баланса на конец года/Валюта баланса на начало года * 100 %.

Затем по этой же формуле считаем изменения показателей формы 2 – выручки и прибыли на начало и конец отчетных периодов. Три полученных показателя нужно сравнить между собой. Идеальной ситуацией может считаться такая, при которой темпы роста прибыли будут больше темпов роста выручки и валюты баланса. Обратите внимание, темп роста выручки также должен быть больше валюты баланса. Если в полученных вами показателях нарушено хоть одно условие, значит, у предприятия есть финансовые трудности», – сообщила далее лектор.

Составляем аналитический баланс

«Для вашего же удобства можно анализировать данные не бухгалтерского баланса, а данные так называемого нетто, или аналитического баланса. Его получают с помощью перегруппировки отдельных статей бухгалтерского баланса. В частности, на величину дебиторской задолженности сроком более 12 месяцев уменьшается сумма оборотных активов и увеличиваются внеоборотные активы, из раздела «Краткосрочные обязательства» исключаются статьи «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Затем элементы однородных балансовых статей объединяются. При этом статьи актива баланса формируются по признаку ликвидности, а статьи пассива – по срочности обязательств».

После этих слов ведущая семинара предложила нам составить образец аналитического баланса. В итоге наш нетто-баланс стал выглядеть таким образом:

 

На начало периода

На конец периода

Тыс. руб.

%

Тыс. руб

%

Актив

Внеоборотные активы

Оборотные активы: всего

в том числе:

производственные запасы

готовая продукция

Дебиторская задолженность

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

Баланс

Пассив

Собственный капитал

Долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства: всего

в том числе

-краткосрочные кредиты и займы

-расчеты с кредиторами

Баланс

«Теперь, подставляя в такую таблицу данные по вашему предприятию, вы сможете определить, насколько выросли те или иные показатели по сравнению с прошлым периодом, и главное – за счет чего они выросли. С помощью анализа причин и составляющих прироста или снижения тех или иных показателей вы сможете определить слабые места в финансово-хозяйственной деятельности вашего предприятия. Так, например, финансовое состояние предприятия в значительной степени зависит от состояния оборотных активов, поэтому уделите больше внимания анализу их динамики и структуры. Допустим, ваши оборотные средства выросли в основном за счет производственных запасов и дебиторской задолженности, то нужно задуматься о целесообразности накапливания запасов и о «качестве» вашей дебиторской задолженности».

Г-жа Андреева напомнила, что «любая дебиторская задолженность – это беспроцентное кредитование для ваших контрагентов и упущенная материальная выгода для вас. Для того чтобы ситуация с вашей дебиторкой не была критичной, следите за тем, чтобы ее сумма не превышала 25–27 процентов от оборотных активов. Упущенную материальную выгоду вы можете посчитать так: сумма дебиторской задолженности умноженная на количество дней по этой задолженности /364), умноженная на ставку рефинансирования Центробанка.

«Кстати, именно на большую дебиторку обращают внимание налоговики при проверках – прикинув, какую материальную выгоду вы упустили, они вполне справедливо поинтересуются, на чем основана ваша щедрость к контрагентам. Поэтому постарайтесь не заключать договоры с большими отсрочками платежей. Проверяющие вполне могут признать такие сделки мнимыми, со всеми выходящими отсюда последствиями», – предупредила Галина.

Определяем платежеспособность

«Проанализировав нетто-баланс, вы сможете оценить свое предприятие по одному из самых важных критериев: платежеспособности. Для этого вы должны сопоставить данные актива с данными пассива баланса, после чего рассчитать коэффициенты ликвидности, которые и расскажут вам всю правду о финансовом состоянии предприятия», – сообщила лектор и объяснила, как их определить.

Для начала нужно посчитать коэффициент абсолютной ликвидности: разделим сумму денежных средств и краткосрочных финансовых вложений на краткосрочные обязательства предприятия. Этот коэффициент показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса. Важно: допустимым значением коэффициента считается 0,2–0,3. Если значение ниже, следовательно, предприятие не в состоянии погасить свои долги в срочном порядке и его дальнейшая «жизнь» будет зависеть от порядочности и надежности дебиторов.

Промежуточный коэффициент ликвидности определяется как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам предприятия. Значение этого показателя должно быть в пределах 0,8–1.

Коэффициент текущей ликвидности равен отношению оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Он показывает, в какой мере оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства. Если этот коэффициент на вашем предприятии ниже 2, оно не в состоянии полностью и в срок погасить свои обязательства. В идеале все три коэффициента должны держаться в нормативных рамках – только тогда можно говорить о платежеспособности вашего предприятия», – подвела итоги сказанному Андреева.



Похожие по содержанию материалы:
Забудьте слово "гастарбайтер" ..
Кто на новенького, или Наставничество с первых дней ..
Компании могут быть освобождены от обязанности вести бухгалтерскую и финансовую отчетность по россий ..
Оцифровка кадров ..
Марочные кардиналы ..
Брэнд как инструмент лояльности к торговой сети ..
Трансформация российской отчетности ..
Гудвил финансового директора ..
Как повысить трудовое рвение подчиненных? ..
Больной вопрос ..
Бухучет не для всех ..
Паевые фонды: Как избежать кризиса ..
"Ключевые люди" – не просто грамотные профессионалы Это организаторы, способные быстро адаптироватьс ..


Похожие документы из сходных разделов


Единый социальный налог заменят взносами

Е.В. Антонова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»
Первоисточник: Издательство "Бухгалтерский учет"

Система социального страхования, действующая сегодня, неэффективна, пришла пора ее реформировать, считают законодатели. Концепция этой реформы стала предметом обсуждения на заседании Президиума .. читать далее


Десять разочарований 2005 года


Первоисточник: Журнал "Финанс."

В 2005 году сбылись далеко не все ожидания финансового сообщества. Лопнувших пузырей тоже оказалось довольно много. Вот лишь самые крупные из них.

01 Номинально не состоялось

«Наиболее вероятно, курс доллара к рублю будет снижаться. Мы имеем все шансы достигнуть .. читать далее


Гипотеза эффективности рынков

Роберт Х. Франк
Первоисточник: Элитариум

Для экономистов характерна глубокая вера в эффективность рынка акций. Под этим мы подразумеваем, что цена акции содержит в себе всю информацию о ее текущих и ожидаемых доходах. Для иллюстрации этого предположим, что исходя из перспектив доходов компании «Генентех» — относи .. читать далее