Какой может и должна быть мотивация работников?Н.Е. Папонова Первоисточник: Мотивация — это процесс, который заставляет сотрудника совершать определенный выбор и направлять свою энергию к достижению результата. Под мотивацией руководители должны понимать способность мобилизовать резервные возможности сотрудника и побуждать его к действиям. И хотя многие полагают, что могут убеждать и мотивировать своих сотрудников словами, побуждая их к достижению более высоких результатов, это жестокая ошибка. В действительности можно воздействовать только личным примером, а для этого должна быть собственная убежденность, что в этом есть смысл. Мотивация у сотрудника появляется в результате его собственного выбора: «Хочу я в этом участвовать или нет?». Для компании выгоднее, если эти интересы пересекаются, а может быть даже в чем-то совпадают. Следует выделить две основные формы мотивации, действующие на сотрудника:
Вторая форма вознаграждения оказывает большое влияние на самомотивацию для увеличения эффективности в деятельности сотрудника и, следовательно, на культуру компании в целом, на возможности ее совершенствования. Вознаграждение имеет и психологические корни. следовательно, его формы могут быть различными. Политика в области мотивации и стимулирования сотрудников в большинстве случаев преследует две цели:
Менеджеру по персоналу (руководству компании) следует постоянно помнить, что высококвалифицированные специалисты отличаются высокой мобильностью. Они могут уволиться в любой момент, так как у них есть собственные «средства производства» (их знания, компетенция, способности, опыт), собственные цели, которых они хотят достигнуть (и не только профессиональные), и их с удовольствием возьмут конкуренты. Низкая мотивация сотрудников может привести к негативным последствиям в компании:
Для получения кредита доверия сотрудника следует сделать что-то нужное для него. Характер и величина вознаграждения, получаемые сотрудниками в качестве компенсации за свой труд, оказывают непосредственное влияние на способность компании конкурировать на рынке труда, то есть привлекать, удерживать и мотивировать персонал. Повременная и сдельная формы оплаты труда на практике часто сочетаются с другими системами, например, премиальными, которые закрепляются путем локального регулирования в соответствующих актах. Выбор показателей, определение условий, экономическое обоснование премиальной системы сводится к расчету степени влияния системы на конечные экономические показатели работы компании (себестоимость продукции, рентабельность, производительность труда, др.). Традиционная система компенсации предусматривает, что вознаграждение любого сотрудника складывается из двух элементов — основного (заработной платы/оклада) и дополнительного (льгот) — и остается постоянным в течение достаточно продолжительного промежутка времени. Общепринятым для современных компаний стал метод определения заработной платы сотрудника как функции двух переменных:
Внутренняя ценность рабочих мест определяется различными аналитическими методами классификации (ранжирование, системы тарифов, разрядов, бальные системы), в то время как их рыночная ценность определяется с помощью обзоров рынка труда (исследований заработной платы). Традиционная система компенсации не лишена определенных недостатков (слабая зависимость величины вознаграждения от результатов труда («прибыльности») сотрудника, централизованность, жесткость в обеспечении связи размеров вознаграждения отдельного сотрудника и результатов деятельности всей компании, медлительность в изменении уровней заработной платы различных категорий сотрудников в зависимости от динамики рынка труда). Однако эти недостатки не могут преуменьшить ее достоинств:
Тарифная система — совокупность норм (установленных в локальном порядке или централизованно), обеспечивающих дифференцированную оплату труда в зависимости от следующих критериев: сложности выполняемой работы, условий труда, природно-климатических условий выполнения работы, интенсивности труда, характера труда. Система вознаграждения компании — мост, пользуясь которым сотрудники принимают ее цели как свои или наоборот. Структура заработной платы отвечает на вопрос, за что компания платит заработную плату своим сотрудникам, то есть имеет место систематизация всех элементов заработной платы. Пример Заработная плата сотрудника может состоять из:
Преодолеть недостатки традиционной системы помогает ее сочетание с «нетрадиционными» системами компенсации, напрямую увязывающими значительную часть годового дохода сотрудника с результатами работы компании и его личными достижениями через выплату премий, участие в прибылях и т.д. Нетрадиционные методы могут быть условно разделены на две большие группы:
Различные системы оплаты за достижение результатов (системы переменной заработной платы, системы групповой заработной платы) устанавливают непосредственную зависимость между величиной вознаграждения и результатами работы самого сотрудника, его подразделения, компании в целом. Использование таких методов позволяет добиться повышения производительности труда за счет материальной заинтересованности сотрудника в его результатах, увязать материальные интересы сотрудника и компании. Групповое вознаграждение — система компенсации, при которой размер вознаграждения отдельного сотрудника определяется результатами работы группы, бригады, подразделения, компании. Наиболее распространенные формы — премии, участие в прибыли, участие в экономии издержек. Системы групповой заработной платы включают в себя:
Персонал должен быть готов откровенно обсуждать вопросы заработной платы, и для этого в компании должна быть нормальная рабочая процедура, которую сотрудники могут использовать. Результатом низкой конкурентоспособности зарплат становится высокая текучесть (причем, в первую очередь, находят работу те сотрудники, которые наиболее важны для компании, профессионалы в своей области, востребованные на рынке труда) и ограниченность в возможностях найма (подбор высококвалифицированных специалистов будет затруднен, если компания не привлекательна на рынке труда). Выбор методов и систем компенсации для конкретной компании определяется рядом факторов — стратегией развития, состоянием внешней среды, организационной культурой и традициями. Компенсационный пакет — материальное и нематериальное вознаграждение, получаемое сотрудником в качестве компенсации за предоставление компании своего времени, здоровья, результатов деятельности. Менеджеру по персоналу требуется правильно определить, какие средства наиболее рационально и эффективно будут «работать» в компании: питание сотрудников, их проезд, предоставление ссуды, дополнительная оплата отпусков, оплата сотовых телефонов, доплата за использование личного транспорта в служебных целях, предоставление дополнительных отпусков, аренда спортивного комплекса, добровольное медицинское страхование сотрудников (их семей), предоставление скидок в магазинах, предоставление театральных программ и так далее. Структура системы компенсационного пакета может характеризоваться следующими показателями:
В некоторых компаниях предоставляется доплата за проезд, за питание, другие расходы. Как правило, персонал быстро привыкает к этим надбавкам и рассматривает их как дополнительную часть заработной платы. Другие компании арендуют автобусы для совместных выездов на отдых (день здоровья, «Робинзониада»), спорткомплексы, предлагают путевки сотрудникам и членам их семей, распространяют театральные билеты, предоставляют дисконтные карты и т.д. — это рассматривается сотрудниками, как дополнительное внимание компании к персоналу и меньше «приедается» (хорошо будет, если менеджер по персоналу сможет учесть какие-то пожелания сотрудников компании). Каждый работник имеет свою личную жизнь и должен отдыхать, а компания может помочь организовать ему культурный отдых. Следовательно, сотрудники смогут вместе провести время и найти дополнительные точки пересечения интересов (рыбалка, танцы, экскурсии, др.). Это, в свою очередь, сможет их подвигнуть на большее взаимопонимание в профессиональных вопросах. Организация лечения и отдыха сотрудников (их семей) за счет социального страхования, обеспечение новогодними подарками детей сотрудников, да и самих сотрудников (то есть все то, чем раньше занимались профсоюзы) также эффективный инструмент мотивации. Раньше сотрудникам предоставлялась возможность оставлять детей в яслях, детских садах, отправлять их в летние лагеря отдыха. Так почему сегодня нельзя организовать отдых детей, хотя бы в каникулы? Пример Коллективный выезд детей дает возможность заключить договор с базой отдыха на условиях предоставления не только индивидуальных, но и коллективных скидок. Эти и другие льготы оказывают благотворное влияние на коллектив. Для того, чтобы льготы не «приелись», их нужно предоставлять:
Персонал компании должен знать принципы формирования компенсационного пакета, то есть они должны быть максимально понятными для сотрудников. Пример Принципы комплектования компенсационного пакета для сотрудников и членов их семей Компенсационный пакет для всех сотрудников, предлагаемый при поступлении на работу, состоит из:
В компенсационный пакет для всех сотрудников, зависящий от стажа работы в компании, входят:
Компенсационный пакет для сотрудников в зависимости от категорий сотрудников включает:
«План кафетерия» — так называется вводимая большинством компаний система социального обеспечения, предоставляющая право выбора каждому сотруднику. Суть ее состоит в том, что из списка всевозможных социальных услуг или компенсационного пакета компании (использование санатория, медицинской страховки, использование корпоративного жилья, ссуда, пользование детским садом и так далее) каждый сотрудник может выбрать в установленных для него пределах то, что ему нужно. Для каждой программы отводится определенное количество очков; сотрудник, например, может использовать до 92 очков. Плюсы для компании заключаются в том, что при расширении выбора расходная часть не возрастает, облегчается контроль за расходами на социальное обеспечение. Плюсы для сотрудника состоят из возможности и права выбора в соответствии со своей индивидуальностью. Позитивная мотивация возникает тогда, когда к человеку обращаются с просьбой, но она исчезает, как только людей «принуждают» подчиниться требованию. Для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности следует находить пути развития мотивации сотрудника как на индивидуальном уровне, так и на уровне рабочего места. Развитие мотивации сотрудника на индивидуальном уровне предполагает:
Развитие мотивации сотрудника на уровне рабочего места включает:
Свободное использование своих возможностей и способностей в компании до получения распоряжения руководства способствует появлению у сотрудника неограниченных (оптимальных с его точки зрения) действий и ответственности за результаты собственного поведения. При такой организационной культуре компании каждый сотрудник становится самостоятельным менеджером своего рабочего места. Следовательно, сама культура создает «нового» человека. Создание «нового» сотрудника — процесс, в котором участвует все: документооборот, бизнес-процессы, социально-психологический климат, управление изменениями, организационная культура, коллектив, кадровая политика компании... Из вышеизложенного следует, что оптимальная система мотивации и стимулирования компании должна соответствовать следующим требованиям:
|