Главная страница --> Экономические научные работы

Акционерные общества: принци .. | Управленческие решения, виды .. | Роль иностранного капитала в .. | Финансы и кредит: Государств .. | Хабаровская автобаза № 3 .. |


Виды сделок, заключаемых коммерческими банками

  Коммерческие банки вправе совершать три группы сделок: ·

банковские операции, которые составляют непосредственный предмет деятельности; ·

сделки, которые имеют вспомогательное значение и служат для обеспечения организационных и материальных предпосылок работы банка (закупка бумаги, аренда помещения и т.п.) ; ·

а также ряд других небанковских сделок, не запрещенных законом, но не включаемых во вторую группу (например, учреждение других предприятий и организаций) .

  Банковские операции В соответствии со ст. 5 Закона о банковской деятельности банки могут совершать следующие банковские операции и сделки: ·

привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиком; ·

осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание; ·

открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных; ·

финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка; ·

выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы) , осуществлять иные операции с ними; ·

выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме; ·

приобретать право требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг) , а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг) ; ·

покупать у российских и иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах; ·

покупать и продавать в Российской Федерации и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них; ·

привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой; ·

привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов [доверительные (трастовые) операции]; ·

оказывать брокерские и консультационные услуги; осуществлять лизинговые операции; ·

производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции.

Любая банковская операция представляет собой одну или несколько гражданско-правовых сделок. Как правило, в понятие банковской операции включаются не только юридически значимые, но и целый ряд фактических действий, связанных с бухгалтерским оформлением таких сделок.

К числу характерных свойств, присущих всем банковским операциям, можно отнести: ·

длящийся характер деловых связей; ·

фактическое неравенство банковского предприятия и его клиента; ·

доверительный характер банковских операций (он проявляется, например, в праве банкира отказать клиенту в кредитовании, если у банка имеются сомнения относительно его платежеспособности) ; ·

стандартные формы банковских операций, что в немалой степени объясняется их массовым и однотипным характером; ·

единообразие правового регулирования банковских операций в различных странах, являющееся результатом разных методов унификации права, регламентирующих кредитные и расчетные отношения.

М. М. Агарков предложил следующую классификацию банковских сделок в соответствии с функциями банка. Он полагает, что банку присущи три основные функции: 1) образование средств; 2) предоставление кредита; 3) содействие платежному обороту.

Кроме того, банки совершают другие операции, которые не выполняют ни одну из указанных выше функций. Они должны образовать особую группу (четвертую) .

Для краткости условимся называть первую группу пассивными операциями, а вторую группу — активными операциями.

К пассивным операциям (первая группа) относятся все виды операций по приему вкладов, а также выпуск облигаций. Банк образует средства, с которыми он работает, также посредством получения кредита в других банках. Практически любой банк распоряжается (путем предоставления кредита) , главным образом, чужими средствами. В составе кредитных ресурсов коммерческого банка собственный капитал занимает, как правило, не больше 10%.

К активным операциям (вторая группа) относятся весьма разнообразные сделки, объединяемые в одну группу потому, что банк, совершая их, обеспечивает клиенту возможность получения необходимых ему средств. Это достигается разными способами: либо банк предоставляет клиенту средства по кредитному договору, либо покупает у него долговое требование к третьему лицу или к третьим лицам (учетная или дисконтная операция) , либо принимает на себя ответственность за клиента перед третьим лицом (гарантийный, акцептный кредит) .

Операции третьей группы образуют выполняемые банком различные платежи: оплату чеков, совершение переводов, получение платежей по векселям и другим документам и т.д.

К прочим операциям (четвертая группа) относятся, например, покупка и продажа валютных и фондовых ценностей, содействие размещению акций и облигаций, прием на хранение ценных бумаг.

Применительно к специальной правоспособности банков законодательство установило следующие правила: 1) исключительное право банков на осуществление банковских операций, включая сберегательные, которое выражается в запрете всем другим предприятиям совершать указанные операции. Другие кредитные учреждения вправе совершать банковские операции на основании лицензии Банка России, за исключением сберегательных (см. § 2 настоящей главы) ; 2) принудительная специализация банков, которая выражается в запрете им заниматься деятельностью в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, а также по всем видам страхования, за исключением страхования валютного и кредитного риска.

  Иные виды сделок, совершаемых коммерческими банками Для осуществления банковских операций требуется лицензия Банка России (ст. 13 Закона о банковской деятельности) . Для осуществления второй и третьей групп сделок, совершаемых коммерческими банками, лицензии не требуется.

 

 

Агарков М. М. Основы банкового права. Курс лекций.



Похожие по содержанию материалы:
Банковский вклад ..
Классификация счетов по экономическому содержанию ..
Хозяйственный учет, его сущность и значение ..
Монеты на Руси ..
Акционерные общества: принципы создания и функционировани ..
Управленческие решения, виды, ..
Роль иностранного капитала в экономике России на рубеже ХIХ - ХХ веков ..
Финансы и кредит: Государственный долг РФ ..
Хабаровская автобаза № 3 ..
Ценообразование и использование ресурсов: рента, ссудный процент и прибыль ..
Ценообразование на рынке государственных ценных бумаг ..
Экономические циклы ..
Эффект Пигу в кейнсианской теории. Взаимодействие с различными функциями потребления. Ограничения эф ..


Похожие документы из сходных разделов


Современная концепция маркетинга

 

Прежде, чем потратить 1,000,000. долларов на производство и 300,000 на рекламу, потратьте хотя бы 10,000 на маркетинг - и Вы не прогадаете

Неизвестный автор

 

В конце 80-х слово "маркетинг" прочно вошло в деловую лексику и едва ли не каждая вторая из вновь образующихся фирм, особенно внешнеторговых, вносит его в перечень уставной деятельности, наряду с консал .. читать далее


Управление каналами сбыта товаров промышленного назначения 

 

Характер отношений с каналами сбыта

ирование и организация каналов сбыта

Факторы, влияющие на выбор каналов сбыта

Факторы, учитываемые поставщиком товаров промышленного назначения при подборе сбытового агента

Престиж поставщика и его товара

Типы сбытовой помощи

Управление личной продажей

Подбор служащих сбытовых органов

Подгот .. читать далее


Формирование торговой и ассортиментной политики аптечных учреждений

 

реферата

Фармацевтический рынок в России в условиях перехода к рыночной экономике.

2. Понятие "Фармацевтические товары" их виды и особенности.

3. Товарная и ассортиментная политики - основы успешной работы

а) удовлетворение запросов потребителей

б) товарная номенклатура и ее показатели

в) позиционирование товаров, как метод работы с потребит .. читать далее