Бизнес- (структура и )
Резюме Проектируемый продукт или вид услуг Оценка рынка сбыта Конкуренция Стратегия маркетинга производства Организационный Юридический Оценка риска и страхование Финансовый Стратегия финансирования
В методических указаниях приводятся структура и порядок разработки бизнес-а промышленного предприятия с краткими комментариями. Указания предназначены в помощь студентам политехнических вузов при курсовом и дипломном проектировании, а также новому поколению предпринимателей и руководителям предприятий в условиях перехода к рыночной экономике. Бизнес призван помочь: а) новому поколению предпринимателей; б) опытным руководителям действующих предприятий в конкурентной борьбе; в) получить национальные и иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики и отдельных ее отраслей, промышленных объектов. Последовательность работы над составлением бизнес-а выглядит следующим образом:
Р Е З Ю М Е Данный раздел бизнес-а готовится в самом конце работы по завершении и готовности всех остальных разделов, т.е. при достижении полной ясности всех аспектов разрабатываемого проекта. Объем резюме не должен превышать 4-х страниц машинописного текста. На первых трех страницах даются ответы на вопросы, какой именно и за счет чего будет производиться проектируемый продукт, его отличительные черты по отношению к продукции конкурентов, почему для потребителя предпочтительнее именно этот продукт? Четвертая страница должна отражать ожидаемые основные финансовые результаты от отрабатываемого проекта, где приводятся сведения об: а) прогнозных объемах продажи на ближайшие годы; б) выручке от продаж; в) затратах на производство; г) валовой прибыли и уровне прибыльности вложений в предстоящее дело; д) сроках возврата банковского кредита. ПРОЕКТИРУЕМЫЙ ПРОДУКТ ИЛИ ВИД УСЛУГ Основная часть бизнес-а состоит:
а) какие потребности призван удовлетворить проектируемый к производству продукт (услуга) ; б) его особенности и отличительные качества, которые позволят предпочесть его товарам (услугам) конкурентов; в) наличие патентов или авторских свидетельств, защищающих особенности проектируемого товара (услуги) , технологии; г) имеется ли наглядное изображение товара, изделий полученных с помощью новых технологий (фотографии, рисунки) ; д) какова примерная оценка реализационной цены товара (услуги) и затрат, которых потребует его производство; е) примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая единица товара; ж) характеристика качества товара, преимущества его дизайна, упаковки; з) организация сервиса товара (если это техническое изделие) . ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА Объем данного раздела должен содержать не более 5-6 страниц машинописного текста. Типичный процесс исследования рынка включает в себя 4 этапа:
а) условия снабжения, производства и сбыта продукции; б) потенциал своих возможных конкурентов - их товары - качество продукции - примерные цены условия продаж а) собственные исследования; б) местные (региональные, территориальные) торговые палаты (ассоциации предпринимателей) своих отраслевых и торговых ассоциаций. а) кто, почему, сколько, когда будет готов купить товар (продукцию) в близлежащей и долгосрочной перспективе; б) определение примерной реализационной цены собственной продукции в условиях конкуренции. 4. Реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию. КОНКУРЕНЦИЯ Прежде всего следует объективно ответить на вопросы: Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров.
а) с объектами продаж; б) с доходами; в) с внедрением новых моделей; г) с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании) ; д) много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изделий а) основные характеристики; б) уровень качества; в) дизайн; г) мнение покупателей. 4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов. В общих чертах (ориентировочно) их политика цен. Однако следует оценивать конкурентов предельно трезво, в противном случае велик риск оказаться с репутацией плохого предпринимателя. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная задача - объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы своего а маркетинга (этот документ используется и для своего внутреннего пользования) . Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста. К основным элементам а маркетинга относятся:
а) через собственные фирменные магазины; б) через оптовые организации. а) методика определения цен на товары; б) ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства. а) методы организации рекламы; б) величина средств, необходимых для реализации рекламы. а) за счет расширения сбыта; б) за счет новых форм привлечения покупателей. а) методы организации службы сервиса; б) величина необходимых для этого финансовых ресурсов. ПРОИЗВОДСТВА Главная задача данного раздела бизнес-а доказать потенциальным партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные сроки. Необходимо ответить на следующие вопросы: Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом предприятии. 2. Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год. 3. Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними. 4. Предполагается ли производственная кооперация и с кем. 5. Возможно ли какое либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов. 6. Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести. Возможны ли при этом проблемы и какого рода. Данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий и на 4-5 лет. При этом рекомендуется составить схему производственных потоков непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано: а) откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий; б) в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию; в) как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия. На этой схеме должны быть отражены процессы контроля качества, где сообщается: а) на каких стадиях и какими методами будет производиться контроль качества; б) какие стандарты будут при этом использованы. Завершает данный раздел бизнес-а оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и как ируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны быть квалифицированные требования, где указывается: а) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел; б) на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты) ) ; в) есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов; г) в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные: - квалификация - прежний опыт работы и его полезность для предприятия. Так же в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает: а) кто и чем будет заниматься; б) взаимодействие всех служб друг с другом; в) координация и контроль их деятельности. Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования. ЮРИДИЧЕСКИЙ Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которую необходимо указать: а) частное владение; б) кооператив; в) государственное владение; г) совместное предприятие и так далее. ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ Раздел разбит на две части: В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-а могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения. Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов: Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь. 2. Приводится программа страхования от рисков. В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-ах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их ируется приобрести. ФИНАНСОВЫЙ Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов: Прогноз объемов реализации. Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам: первый год - данные приводятся помесячно второй год - данные приводятся поквартально третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев. 2. Баланс денежных расходов и поступлений. Главная задача - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта. Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются: первый год - помесячно второй год - поквартально третий год - в целом за 12 месяцев. 3. Таблицу доходов и затрат. Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль: - 9 первый год - помесячно второй год - поквартально третий год - в целом за 12 месяцев. Среди анализируемых показателей выделяются: а) доходы от продаж товаров; б) издержки производства товаров; в) суммарная прибыль от продаж; г) общепроизводственные расходы (по видам) ; д) чистая прибыль (строка в) минус строка г) ) . 4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. Назначение - главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции. 5. График достижения безубыточности. Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки) . Этот график приводится ниже. С помощью этого графика можно найти так называемую точку без убыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен) , пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ В разделе излагается получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы: Сколько требуется средств для реализации данного проекта. Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-а "Финансовый ". 2. Источники финансовых ресурсов и форма их получения. Источниками могут служить: а) собственные средства; б) кредиты банков; в) привлечение средств партнеров; г) привлечение средств акционеров и так далее. 3. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них. Рекомендуется включить в бизнес- специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений. Формулы этих расчетов можно найти в соответствующих справочных пособиях. |