Главная страница --> Экономические научные работы

Статус ЦБР .. | Проблема выбора средней вели .. | Теории международного движен .. | Государственный Бюджет Украи .. | Государственный контроль за .. |


Принципы построения налога на добавленную стоимость

I

II Принципы построения налога на добавленную стоимость

Плательщики налога на добавленную стоимость

Объекты налогообложения

Определение облагаемого оборота

Ставки налога

Порядок расчетов за реализуемые товары (работы, услуги)

Порядок исчисления налога

Сроки уплаты налога и предоставления расчетов

Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу на добавленную стоимость

III

 

I

Налог на добавочную стоимость является одним из наиболее сложных для понимания и расчета налогов в Российской Федерации. Для понимания принципов построения налога на добавленную стоимость требуется изучить законодательную базу (закон, инструкцию, различные изменения и дополнения к этим документам) , относящуюся к данному вопросу и выяснить ряд основных проблем.

Для понимания структуры налога требуется выяснить такие вопросы, как субъекты и объекты обложения налогом на добавленную стоимость, принципы определения налогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, и порядок его исчисления, особенности исчисления налога на добавленную стоимость для организаций различных видов деятельности, порядок ведения бухгалтерского учета по данному налогу и некоторые другие.

В своей курсовой работе я рассмотрю те из перечисленных вопросов, которые кажутся мне наиболее важными и интересными.

В России налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается на основании Инструкции №39 от 1 10.1995 года Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Инструкция издана на основании: Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” с внесенными изменениями и дополнениями и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. № 1994-1 “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” ; Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” ; Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” ; Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” .

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

II Принципы построения налога на добавленную стоимость

Плательщики налога на добавленную стоимость

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются: — организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц (государственные и муниципальные предприятия; хозяйственные товарищества и общества; учреждения; другие виды организаций) , осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; — предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; — индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; — филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий) , находящиеся на территории Российской Федерации, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) ; — международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения являются: — обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг; — товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

В целях налогообложения товаром считается: продукция (предмет, изделие) , в том числе производственно-технического назначения; здания, сооружения и другие виды недвижимого имущества; электро- и теплоэнергия, газ, вода.

При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других работ.

При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания: — услуг пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку (передачу) газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению; — услуг по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе и по лизингу; — посреднических услуг; — услуг связи, бытовых, жилищно-коммунальных услуг; — услуг физической культуры и спорта; — услуг по выполнению заказов предприятиями торговли; — рекламных услуг; — инновационных услуг, услуг по обработке данных и информационному обеспечению; — других платных услуг кроме сдачи в аренду земли.

К оборотам, облагаемым налогом, относятся также: — обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри организации (предприятия) для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам; — обороты по реализации товаров (работ, услуг) без оплаты стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги) ; — обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям (предприятиям) или физическим лицам, включая работников предприятия; — обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

Определение облагаемого оборота

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) исчисленная: — исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость; — исходя из государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость; — исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.

В облагаемый оборот включаются средства, полученные от других организаций и предприятий (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды организаций (предприятий) его учредителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств на целевое бюджетное финансирование, а также на осуществление совместной деятельности) , доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов (финансовой помощи) при отсутствии лицензий на осуществление банковских операций, а также средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) ; суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги) .

Средства, предоставляемые безвозмездно иностранными организациями российским организациям (предприятиям) в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании, объектом налогообложения не являются.

К средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений, предусматриваемые в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ и мероприятий.

Приобретаемые товары (работы, услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом налога на добавленную стоимость, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников.

Совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками; по договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам.

Имущество, созданное или приобретенное в ходе совместной деятельности, и полученные результаты учитываются на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Товары (работы, услуги) , реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс организации (предприятия) , ведущего общие дела, не включаются. В бухгалтерской отчетности участников договора о совместной деятельности отражаются прибыль, убытки и иные результаты совместной деятельности, причитающиеся, согласно договору, каждому из участников.

Не облагается налогом доля прибыли, получаемая каждым из участников совместной деятельности, после уплаты всех налогов, включая налог на добавленную стоимость.

По организациям (предприятиям) , осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги) , сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.

В случае если организация (предприятие) не могла реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ) , либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации продукции.

Под рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент реализации товаров (работ, услуг) при совершении сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к покупателю территории. При этом под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, находящиеся в пределах границ административно-территориальных, национально-государственных образований.

Если организация (предприятие) в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим ее фактическую себестоимость реализовало (реализовывало) аналогичную продукцию по ценам ее фактической себестоимости, по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максимальных цен реализации этой продукции.

В случае реализации продукции по ценам ниже себестоимости (стоимости приобретения) возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными по реализации товаров, относится на прибыль, остающуюся в распоряжении организаций (предприятий) после уплаты налога на прибыль, и зачету в счет предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит.

При обмене организациями (предприятиями) продукцией (работами, услугами) либо ее передаче безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации (без учета налога на добавленную стоимость) такой или аналогичной продукции (работ, услуг) , рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц — исходя из цены (без учета налога на добавленную стоимость) ее последней реализации, но не ниже фактической себестоимости.

Если организация (предприятие) обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или обменивает приобретенную продукцию, то для целей налогообложения принимаются фактические рыночные цены на аналогичную продукцию, сложившиеся в данном регионе на момент реализации продукции при совершении сделки, но не ниже ее фактической себестоимости.

При реализации приобретенной продукции в ее себестоимость включаются стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которым начисляется износ, принимается их остаточная стоимость.

В случае натуральной оплаты труда товарами (в том числе собственного производства) или реализации предприятием населению, включая своих работников, этих товаров через кассу по ценам не выше себестоимости облагаемый оборот определяется в аналогичном порядке.

При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) плательщиком является сторона, их передающая.

При использовании внутри организации (предприятия) товаров (работ, услуг) собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимость этих или аналогичных товаров (работ, услуг) , исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) , а при их отсутствии — фактическая себестоимость.

Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов является стоимость их обработки (включая затраты и прибыль) , а по подакцизным товарам — стоимость обработки с учетом акцизов.

Суммы налога на добавленную стоимость по многооборотной таре, имеющей залоговые цены, уплачиваются при ее реализации организациями-изготовителями (предприятиями-изготовителями) покупателям.

Если продукция и товары затариваются в потребительскую тару одноразового использования (коробки, полиэтиленовые пакеты, другие упаковочные материалы) , включаемую в цену готовой продукции, или в транспортную тару (деревянную, картонную) , оплачиваемую сверх цен на готовую продукцию, то стоимость этой тары включается в налогооблагаемый оборот.

Суммы налогов или иных платежей в бюджет, относимые в соответствии с действующим законодательством на себестоимость продукции (работ, услуг) , не подлежат исключению из налогооблагаемого оборота при расчете налога на добавленную стоимость.

Не облагаются налогом: а) обороты по реализации продукции, полуфабрикатов, работ и услуг одними подразделениями организации (предприятия) для промышленно-производственных нужд другим подразделениям этого же предприятия (внутризаводской оборот) ; б) обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий по реализации угля и продуктов углеобогащения углесбытовым органам; в) средства учредителей, вносимые в уставные фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; г) средства, полученные в виде пая (доли) в натуральной и денежной форме при ликвидации или реорганизации организаций (предприятий) в размере, не превышающем их уставной фонд, а также пай (доля) юридических лиц при выходе из организаций (предприятий) в размере, не превышающем вступительный взнос; д) средства, перечисляемые головной организации (предприятию) , минуя счета реализации, обособленными подразделениями из прибыли, оставшейся в их распоряжении после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, для осуществления централизованных функций по управлению всеми структурными подразделениями, входящими в состав головной организации (предприятия) , а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов) ; е) средства, перечисляемые головной организацией (предприятием) своим обособленным подразделениям (филиалам, отделениям и др.) из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного перераспределения прибыли для расходования по целевому назначению.

Если указанные в пунктах “д” и “е” средства используются на иные цели (например, коммерческую деятельность) , они подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке; ж) денежные средства, оставшиеся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а также средства резервного фонда, передаваемые учреждениями банков в структуре одного юридического лица; з) бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, а также доходы, полученные бюджетами различных уровней за предоставление бюджетных средств; и) средства, предоставляемые в благотворительных целях организациям на нужды малоимущих, социально незащищенных категорий граждан, являющихся реальными получателями таких средств, а также денежные (спонсорские) средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся хозяйственной (предпринимательской) деятельностью и не имеющих оборотов по реализации продукции (работ, услуг) , кроме выбывшего имущества, при условии, что данные средства учитываются на отдельном счете и об их целевом использовании представлены отчеты в налоговые органы.

Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг) , определяемая исходя из договорных цен с учетом их изменений, вызванных в процессе выполнения работ повышением (снижением) цен на строительные материалы и конструкции, тарифов на транспортные и другие виды услуг.

Работы, выполненные хозяйственным способом, стоимость которых не относится на издержки производства, облагаются налогом в общеустановленном порядке по мере выполнения и отнесения их на счет 08 “Капитальные вложения” . Сумма налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых списывается на строительство объекта, относится на расчеты с бюджетом в определенном инструкцией порядке.

При выполнении работ хозяйственным способом — объемы реализации определяются на основании сумм, отраженных по дебету счета 08 “Капительные вложения” . При этом суммы начисленного налога на добавленную стоимость, учтенные на счете 08 “Капитальные вложения” , корреспондируют с кредитом счета 68 “Расчеты с бюджетом” .

Под реализованной строительной продукцией (работами, услугами) следует понимать объемы реализации, отражаемые по кредитн. счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг) ” , исходя из метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) , устанавливаемого организацией при принятии учетной политики на отчетный год.

Ставки налога

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах: — 10 процентов по продовольственным товарам (за исключением продакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При реализации для промышленной переработки и промышленного потребления указанных продовольственных товаров (за исключением продакцизных) также применяется ставка налога в размере 10 процентов; — 20 процентов — по остальным товарам (работам, услугам) , включая продакцизные продовольственные товары.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя налог на добавленную стоимость по ставкам 20 процентов и 10 процентов с 1 апреля 1995 г. применяются расчетные ставки с учетом специального налога соответственно 16,46 и 8,97 процента.

Порядок расчетов за реализуемые товары (работы, услуги) Реализация товаров (работ, услуг) производится: — по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость; — по государственным регулируемым ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость; — по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим в себя налог на добавленную стоимость.

Сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой: — в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях) , реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, приходных кассовых ордерах; — в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.) , на основании которых производятся расчеты при бартерных сделках, предварительной оплате (авансах) , расчетах с использованием векселей и зачете взаимных требований.

При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм налога на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится штамп “Без налога (НДС) ” .

Расчетные документы и реестры, в которых не выделена сумма налога, банками не должны приниматься к исполнению.

В случае частичного акцепта требования (требования-поручения) в котором был выделен налог, соответственно уменьшаются суммы, причитающиеся поставщику. В заявлении об отказе от акцепта (в телеграмме) покупатель из состава общей суммы, от оплаты которой он отказывается, обязан выделить сумму налога, приходящуюся на сумму отказа.

Расчеты между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Оформление документов за реализованные товары (работы, услуги) производится на основании порядка, изложенного выше.

Порядок исчисления налога

Налог на добавленную стоимость на приобретаемое сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, а также работы (услуги) , выполняемые сторонними организациями, используемые для производственных целей, на издержки производства и обращения не относится, за исключением реализации товаров (работ, услуг) , освобожденных от налога на добавленную стоимость, по которым не производится возмещение (зачет) налога, уплаченного поставщикам.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные ими товары (работы, услуги) , и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги) , стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими организациями (предприятиями) , занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров) , определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги) , и суммами налога, уплаченного поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг) , стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

При этом к суммам налога, полученным от покупателей, относятся не только денежные средства, поступившие на счета (в кассу) предприятия, но также суммы налога, начисленные исходя из отраженной по счету 46 “Реализация продукции (работ, услуг) ” стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) . В эти суммы налога включаются также налог по другим объектам, подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством (суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок или выполнения работ (услуг) , суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги) , средства, полученные от других предприятий и организаций и т.д.) .

Суммы налога на добавленную стоимость у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других организаций (предприятий) , занимающихся продажей и перепродажей товаров, по поступившим и оприходованным товарам, приобретенным для перепродажи, принимаются к зачету после их фактической оплаты поставщикам независимо от факта реализации этих товаров.

Заготовительные, оптовые, снабженческо-сбытовые и другие организации (предприятия) , занимающиеся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, вознаграждений, других сборов, облагаемый оборот определяют на основе стоимости реализуемых покупателям товаров (работ, услуг) исходя их применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость.

В расчетных документах за реализуемые товары (работы, услуги) у таких организаций отдельной строкой указывается продажная цена и сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по соответствующим ставкам этой от цены в размере 20 или 10 процентов.

В том случае, если вышеуказанные организации (предприятия) , реализацию своих товаров (работ, услуг) осуществляют через посредников, по договорам комиссии или поручения, плательщиками налога на добавленную стоимость являются как комиссионеры или поверенные, так и комитенты или доверители.

Облагаемым оборотом у этих предприятий (организаций) является: — у комитента или доверителя — стоимость товаров, передаваемых комиссионеру или поверенному без налога на добавленную стоимость. При этом сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, исчисляется в виде разницы между суммами налога по товарам, передаваемым комиссионеру или поверенному, и суммами налога, уплаченными поставщикам товаров (работ, услуг) ; — у комиссионера или поверенного — стоимость товаров (работ, услуг) , реализуемых покупателям исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. При этом сумма налога, подлежащая взносу в бюджет комиссионером или поверенным по этим оборотам, исчисляется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей товаров, и суммами налога, указанными комитентом или доверителем при передаче этих товаров комиссионеру или поверенному; — у комиссионера или поверенного — сумма комиссионного вознаграждения в случае реализации товаров (работ, услуг) без участия в расчетах комиссионера или поверенного.

Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет комиссионером или поверенным определяется в виде разницы между суммами налога, исчисленными с комиссионного вознаграждения по соответствующим учетным ставкам, и суммам налога по материальным ценностям (работам, услугам) , оплаченным комиссионером или поверенным соответствующим поставщикам и в установленном порядке относимым у комиссионера или поверенного на издержки обращения.

Организации (предприятия) , выпускающие и реализующие товары, облагаемые по ставкам налога на добавленную стоимость в размерах 10 и 20 процентов, должны вести раздельный учет реализации товаров и сумм налога по ним в разрезе применяемых ставок, кроме организаций розничной торговли и общественного питания.

Налог на добавленную стоимость на приобретаемые материальные ресурсы, ввезенные на территорию Российской Федерации, используемые в производственных целях, на издержки производства и обращения не относится и учитывается в порядке, установленном для российских товаров.

По ввозимым налогооблагаемым товарам (и сырью для их производства) после выпуска их в свободное обращение для последующей реализации налог на добавленную стоимость на всех стадиях прохождения и реализации товаров на территории России исчисляется в порядке, установленном для товаров отечественного производства.

При реализации заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими организациями (предприятиями) , занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, товаров, освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении, сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, начисленной по установленной ставке к продажной цене этих товаров, уменьшенной на величину таможенной стоимости, таможенной пошлины, сборов на таможенное оформление, и суммой налога, уплаченной поставщикам материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки обращения.

Суммы расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по нормам, установленным законодательством, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость. При этом сумма налога, оплаченная при возмещении таких расходов (в пределах нормы) , определяется по расчетной ставке от суммы указанных расходов, а сверх нормы — налог возмещению не подлежит.

Стоимость материальных ценностей (работ, услуг) , приобретенных для производственных нужд у организаций розничной торговли и у населения за наличный расчет, к зачету у покупателя не принимается и расчетным путем не выделяется.

При приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет у организации-изготовителя (предприятия-изготовителя) , при наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с указанием суммы налога отдельной строкой, налога на добавленную стоимость отражается по дебету счета 19 и исчисление его производится в общеустановленном порядке.

В случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.) , подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг) , на выделена сумма налога на добавленную стоимость, и в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится. Поэтому стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг) , включая предполагаемый по ним налог на добавленную стоимость, приходуется налогоплательщиком на балансовых бухгалтерских счетах 10 “Материалы” и др. на всю сумму предъявленного счета с последующим списанием в установленном порядке на издержки производства (обращения) .

При определении сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих взносу в бюджет по горюче-смазочным материалам, приобретенным за наличный расчет через АЗС, к зачету принимаются суммы налога в размере 13,65 процентов от стоимости этих материалов и специального налога в размере 1,02 процента. В случае изменения снабженческо-сбытовой надбавки для организаций нефтепродуктообеспечения указанный выше размер уточняется при необходимости Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Организации (предприятия) , использующие для своей продукции многооборотную тару, имеющую залоговые цены, в том числе стеклопосуду, учитывают эту тару по залоговым ценам, включающим налог, на счете 10 “Материалы” без предъявления по ней к зачету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам при ее приобретении.

Суммы налога за тару одноразового использования предъявляются к зачету организациями (предприятиями) , получающими продукцию в этой таре, в составе общей суммы налога по этой продукции в общеустановленном порядке.

При определении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, по транспортной таре, оплачиваемой сверх цен на готовую продукцию, к зачету принимаются суммы налога, исчисленные от той стоимости (части стоимости) тары, которая оплачена сверх цен.

Не исключается из налоговой суммы, полученной от покупателей, налог, уплаченный поставщикам: — по товарам (работам, услугам) , использованным на непроизводственные нужды, по которым уплата налога производится за счет соответствующих источников финансирования, а также по приобретаемым служебным легковым автомобилям и микроавтобусам.

Этот порядок не применяется в отношении колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных и других сельскохозяйственных предприятий и организаций, у которых суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) , использованным на непроизводственные нужды не подлежат вычету.

К товарам (работам, услугам) , использованным на непроизводственные нужды крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, не относятся товары (работы, услуги) личного потребления.

— по товарам (работам, услугам) , использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с подпунктами “е” -” ш” пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” . Суммы налога, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам, услугам) , относятся на издержки производства и обращения.

В отдельных случаях с учетом специфики деятельности организаций (предприятий) Государственная налоговая служба Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, в виде исключения, может рассмотреть вопрос о возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) , по удельному весу облагаемых оборотов в общей сумме выручки от реализации, включая как облагаемые, так и необлагаемые обороты.

В случае превышения сумм налога, фактически уплаченных поставщикам за приобретенные (оприходованные) товарно-материальные ресурсы (работы, услуги) , а также основные средства и нематериальные активы, введенные в эксплуатацию и принятые на учет, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг) , включая и другие средства, подлежащие обложению налогом, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается из бюджета за счет общих платежей налогов налоговыми инспекциями на основании представленных расчетов и по письменному заявлению налогоплательщика в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. При этом возврат налога не производится по расчетам, предоставленным налогоплательщиком по истечении трехгодичного срока.

Трехгодичный срок определяется в данном случае начиная с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, в котором подлежал вычету налог на добавленную стоимость по материальным ценностям, включая основные средства и нематериальные активы, но не был включен налогоплательщиком в расчет (налоговую декларацию) .

Иностранные организации, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость и состоящие на учете в налоговом органе, при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с последующими изменениями и дополнениями) .

При реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными организациями, состоящими на учете в налоговом органе, осуществляющими производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от реализации на территории Российской Федерации как ввезенных товаров, так и произведенных (приобретенных) на этой территории товаров (работ, услуг) , и суммами налога, уплаченными таможенным органам при ввозе товаров, а также по материальным ресурсам производственного назначения, приобретенным на территории России.

В случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговом органе, налог на добавленную стоимость уплачивается в полном размере российскими организациями (предприятиями) за счет средств, перечисляемых иностранным организациям или другим лицам, указанным этими иностранными организациями. При этом в облагаемый оборот включается полная сумма выручки, полученная от российских организаций - покупателей (предприятий - покупателей) .

После уплаты налога российскими организациями (предприятиями) иностранные организации имеют право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных в бюджет при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также по материальным ресурсам производственного назначения, приобретенным на территории Российской Федерации, при условии постановки на учет в качестве налогоплательщика.

Возмещение уплаченных сумм налога иностранной организации производится налоговым органом, в котором произведена фактическая уплата российской организацией (предприятием) , за счет общих поступлений налогов в течение трех месяцев со дня получения следующих документов: — письменного заявления иностранной организации; — контракта (копии контракта) с российской организацией (предприятием) или приравненных к нему документов; — платежных документов, подтверждающих фактическую уплату налога на добавленную стоимость иностранной организацией (предприятием) .

Во всех случаях как при уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией (предприятием) , так и через российскую организацию (предприятие) при возникновении отрицательной разницы между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг) , возмещение из бюджета не производится.

Данный порядок не применяется в случаях оплаты российскими организациями (предприятиями) импортных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации по внешнеторговым контрактам.

При экспорте организациями (предприятиями) товаров (работ, услуг) в случае, если суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, до момента экспорта не возмещены, они подлежат возмещению в порядке, рассмотренном выше.

Для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых товаров (работ, услуг) , в том числе через посреднические организации, по договору комиссии или поручения в налоговые органы предъявляются в обязательном порядке следующие документы: — контракт (копия контракта) с иностранной фирмой на поставку товаров (работ, услуг) или приравненный к нему документ; — платежные документы, подтверждающие оплату иностранным партнером экспортируемых товаров (работ, услуг) ; — грузовая таможенная декларация со штампом таможни "выпуск разрешен", товаросопроводительные документы, подтверждающие пересечение грузом границы (коносамент, международная товарно-транспортная накладная о перевозках международным автотранспортом, международная авиационная накладная, железнодорожная накладная) .

При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных документов льгота по экспорту не предоставляется.

Обложению налогом подлежат суммы, полученные в порядке частичной оплаты расчетных документов за реализованные товары (работы, услуги) , а также суммы авансовых и овых платежей, поступившие на расчетный счет в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) .

Указанные суммы у организаций розничной торговли и общественного питания облагаются налогом в части разницы в ценах или соответствующих ей надбавок и наценок.

В случае возврата покупателями товаров после оплаты расчетных документов, проездных документов (билетов) , а также отказа заказчиками от ранее оплаченных работ (услуг) на сумму налога по таким операциям уменьшаются очередные платежи в бюджет либо производится их возмещение в порядке, рассмотренном выше.

Перерасчеты по налогу производятся после отражения в учете соответствующих операций по корректировке оборотов по реализации товаров (работ, услуг) , если при этом не истек трехгодичный срок со дня поступления сумм налога в бюджет, или возникающего права на возмещение сумм налога из бюджета.

При реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту взимание налога осуществляется также в иностранной валюте или в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты налога.

Дипломатические и приравненные к ним представительства для возмещения налога, уплаченного по товарам и услугам, приобретенным в розничной торговой сети членами дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, представляют товарные чеки магазинов на сделанные покупки в налоговую инспекцию, на которую такие функции возложены государственными налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая возврату, рассчитывается по соответствующим расчетным ставкам от стоимости товаров, а при оказании услуг по их доставке, упаковке и т.д. - также и от стоимости услуг, указанных в товарных чеках (квитанциях) .

Выплата сумм налога производится за счет общих платежей налогов учреждениями банков по чекам и заключениям налоговых инспекций.

Организации (предприятия) , производящие и реализующие товары (работы, услуги) , по которым предоставляются дотации из соответствующих бюджетов, должны обеспечить раздельный учет производства, реализации таких товаров (работ, услуг) с отражением в расчете по налогу на добавленную стоимость (налоговой декларации) отдельной строкой сумм налога по товарам (работам, услугам) , подлежащих вычету при реализации дотируемой продукции, сумм налога, начисленных на реализуемую дотируемую продукцию, и возникающей отрицательной суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из соответствующих бюджетов.

При этом отрицательные суммы налога на добавленную стоимость, возникающие у организаций (предприятий) , производство и реализация товаров (работ, услуг) или убытки от деятельности которых дотируются из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, подлежат возмещению из бюджета за счет общих платежей налогов пропорционально установленным нормативам отчислений в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в случаях: — если решение о дотации товаров (работ, услуг) или отрасли принято постановлением Правительства Российской Федерации; — если на товары (работы, услуги) установлены государственные регулируемые цены или уровень цен определяется постановлением Правительства Российской Федерации; — если Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" при реализации товаров (работ, услуг) предусмотрено освобождение от налога в соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 1 статьи 5 вышеуказанного Закона или применение ставки налога в размере 10 процентов.

В случаях, когда средств по отдельным местным бюджетам недостаточно для возмещения отрицательных сумм налога на добавленную стоимость, возможно производить такое возмещение за счет общих поступлений платежей по бюджету субъекта федерации.

Налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет угледобывающими и углеперерабатывающими предприятиями, определяется и уплачивается углесбытовыми органами как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные уголь и продукты углеобогащения, и суммами налога, фактически уплаченными шахтами (разрезами) , обогатительными и брикетными фабриками поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги) , стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

При реализации угля и продуктов углеобогащения непосредственно покупателям, минуя углесбытовые органы, суммы налога на добавленную стоимость перечисляются в бюджет шахтами (разрезами) , обогатительными и брикетными фабриками.

Организации (предприятия) , получающие средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) , перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость производят по расчетным ставкам 8,97 процента и 16,46 процента от полученных средств.

Сроки уплаты налога и представления расчетов Налог на добавленную стоимость уплачивается: а) ежемесячно, исходя из фактических оборотов, по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца - организациями (предприятиями) со среднемесячными платежами от 3000 тыс. рублей до 10000 тыс. рублей, кроме предприятий железнодорожного транспорта, указанных в пункте 35 "а" Инструкции №39, которые уплату налога производят до 25-го числа следующего месяца.

При этом организации (предприятия) со среднемесячными платежами более 10000 тыс. рублей уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами по сроку 20-го числа (для предприятий железнодорожного транспорта - 25-го числа) месяца, следующего за отчетным, исходя из фактических оборотов по реализации.

Если исчисленная по месячному расчету сумма налога превысит сумму, исчисленную к уплате декадными платежами, сумма доплаты по результатам перерасчетов вносится плательщиком в бюджет не позднее срока, установленного для представления месячного расчета, т.е. 20 числа следующего месяца, а предприятиями железнодорожного транспорта и связи - 25 числа следующего месяца.

В случаях, когда сумма налога, исчисленная по месячному расчету, окажется меньше суммы, уплаченной подекадно, сумма разницы засчитывается в уплату предстоящих очередных платежей или возвращается плательщику по его письменному заявлению в 10-дневный срок; б) ежеквартально, исходя из фактических оборотов, по реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - предприятиями со среднемесячными платежами налога до 3000 тыс. рублей.

Организации (предприятия) со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в том числе в промышленности и строительстве до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы и розничной торговле - до 15 человек) , уплачивают налог на добавленную стоимость ежеквартально независимо от размера среднемесячных платежей.

В исключение из этого порядка предприятия связи, относящиеся к основной деятельности Министерства связи Российской Федерации, уплачивают налог на добавленную стоимость ежемесячно 25 числа текущего месяца исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий месяц, и кроме того, по тому же сроку - авансовый платеж по текущему месяцу в размере 1/2 от суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету, и 10 числа следующего месяца - авансовый платеж в размере второй половины суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету.

В случаях превышения ранее внесенных платежей над суммой налога, исчисленной исходя из фактической реализации, сумма превышения засчитывается в уплату предстоящих очередных платежей или возвращается плательщику по его письменному заявлению. Если сумма, внесенная в порядке авансовых платежей, окажется меньше фактически исчисленной за отчетный месяц, разница подлежит доплате в бюджет по сроку 25 числа.

Размеры среднемесячного платежа определяются плательщиками, самостоятельно исходя из данных за последний квартал.

Вновь созданные организации (предприятия) , а также организации (предприятия) , которые ранее не являлись плательщиками, уплачивают налог исходя из фактического оборота за каждый истекший месяц. По истечении трехмесячного срока в зависимости от размера среднемесячного платежа, определившегося за указанный период, плательщики определяют конкретные сроки уплаты налога (например: для определения сроков уплаты для февраля, марта и апреля берутся данные по расчетам за IV квартал прошлого года; для мая, июня и июля - за I квартал т. г. и т.д.) .

Дополнительно начисленные суммы налога на добавленную стоимость и финансовые санкции перечисляются налогоплательщиками в бюджет в 5-дневный срок со дня вручения плательщику акта проверки (с начислением пени в общеустановленном порядке в случае образования задолженности бюджету на отдельные даты) .

Датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, включая поступление денежных средств по векселю, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.

Для организаций (предприятий) , определяющих реализацию по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в соответствии с принятой учетной политикой, датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных документов или получение векселя (в случаях оплаты задолженности за отгруженные товары (работы, услуги) , обеспеченной векселем) .

При безвозмездной передаче или обмене товаров (работ, услуг) днем совершения оборота является день передачи товаров (работ, услуг) .

Плательщики в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период, представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по форме согласно Приложению N 1 к Инструкции № 39.

Сроки представления месячного или квартального расчета, а соответственно и сроки уплаты налога за эти периоды, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога.

Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу на добавленную стоимость Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость, предназначаются счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и счет 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

По дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (по соответствующим субсчетам "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным малоценным и быстроизнашивающимся предметам", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам", "Налог на добавленную стоимость по работам (услугам) производственного характера", "Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений" и т.д.) предприятие (заказчик) отражает суммы налога по приобретенным материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению (вычету) после фактической оплаты поставщикам за материальные ресурсы (оприходованные, принятые на балансовый учет) , списываются с кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (соответствующих субсчетов) в дебет счета 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость".

При этом налогоплательщик на основании данных оперативного бухгалтерского учета должен вести раздельный учет сумм налога, как по оплаченным приобретенным материальным ресурсам, так и неоплаченным.

В том случае, если материальные ресурсы, по которым в установленном порядке произведено возмещение (вычет) налога на добавленную стоимость, использованы для непроизводственной сферы, имеющие специальные источники финансирования, делается восстановительная бухгалтерская проводка: кредит счета 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость" и дебет соответствующих счетов учета источников финансирования (покрытия) .

При получении авансов (предварительной оплаты) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ (услуг) , а также при оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, вся сумма, указанная в документах по полученным авансам, отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 64 "Расчеты по авансам полученным".

Одновременно сумма налога, исчисленная по установленной расчетной ставке на основании документов о полученных авансах, отражается в учете по дебету счета 64 "Расчеты по авансам полученным" и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". При отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) на сумму ранее учтенного налога на добавленную стоимость сначала делается обратная вышеуказанной запись (дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" и кредит счета 64 "Расчеты по авансам полученным") , а затем отражаются все операции, связанные с реализацией продукции (работ, услуг) в установленном порядке (дебет счета 64 в корреспонденции с кредитом счета 46 и т.д.) .

Сумма налога, выделенная отдельно в документах, оформленных на основании указанного в пункте 16 порядка, по отгруженной продукции (выполненным работам, услугам) или имуществу, в составе выручки от реализации отражается по кредиту счетов реализации в корреспонденции со счетами расчетов с покупателями и заказчиками. Одновременно указанная сумма налога отражается по дебету счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг) ", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов" и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

Организации розничной торговли и общественного питания и при аукционной продаже товаров отражают на кредите счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" сумму налога, относящуюся к разнице между продажной и покупной стоимостью товаров (торговой надбавке или скидке) в корреспонденции с дебетом счета 46.

На купленное заказчиком оборудование, как требующее, так и не требующее монтажа, налог на добавленную стоимость учитывается по дебету счета 19, субсчет "Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений" и кредиту счетов 60,76. При вводе в эксплуатацию указанного оборудования предприятия суммы налога в части, относящейся к введенному в эксплуатацию объекта, списывают ежемесячно равными долями в течение шести месяцев с кредита счета 19, субсчет "Налог на добавленную стоимость, уплаченный при осуществлении капитальных вложений" в дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

Выполненный подрядчиком или хозяйственным способом объем строительно-монтажных работ, включая налог на добавленную стоимость, заказчик учитывает по дебету счета 08 "Капитальные вложения" и кредиту счетов 60,76. Учтенная сумма налога на счете 08 списывается на счет 01 "Основные средства" по мере ввода в эксплуатацию объектов основных средств с последующим отнесением на себестоимость через суммы износа (амортизации) в установленном порядке.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам учитывается в общеустановленном порядке по дебету счета 19, субсчета "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам" в корреспонденции с кредитом счетов 60,76. Ежемесячно после их оплаты и принятия на учет сумма налога на добавленную стоимость списывается в течение шести месяцев равными долями с кредита счета 19, субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам" в дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

При реализации или безвозмездной передаче основных средств (кроме льготируемых в установленном порядке) налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет, будет исчислен в виде разницы между суммой налога с определенной в установленном порядке на момент передачи стоимости оборудования (кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость") и суммой налога, не отнесенной на расчеты с бюджетом до момента реализации или безвозмездной передачи (с кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по материальным ценностям" в дебет счета 68) .

Организации (предприятия) , принимающие безвозмездно указанные основные средства, учитывают их на счете 01 своего баланса по стоимости, указанной передающей стороной, и право на возмещение (зачет) из бюджета налога по таким основным средствам не имеют.

В таком же порядке производится исчисление и уплата налога на добавленную стоимость при безвозмездной передаче нематериальных активов.

В случае порчи или хищения материальных ресурсов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов до момента отпуска их в производство (эксплуатацию) сумма уплаченного при их приобретении налога на добавленную стоимость списывается с кредита соответствующих субсчетов счета 19 в общеустановленном для списания недостач материальных ценностей порядке без возмещения (зачета) из бюджета.

Организации розничной торговли и общественного питания сумму налога по товарам, поступившим от поставщиков и выделяемую в расчетных документах отдельно, учитывают непосредственно на счете 41 "Товары" в корреспонденции со счетами 60,76 и др.

Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, товарам (работам, услугам) , использованным для непроизводственных нужд, списываются с кредита счета 19, соответствующих субсчетов на дебет счетов учета их покрытия (финансирования) . Сумма налога по вышеназванным материальным ценностям (работам, услугам) , использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с подпунктами "е" - "ш" пункта 12 настоящей Инструкции, списывается с кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" на дебет счетов учета затрат на производство (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.) , а по основным средствам и нематериальным активам - учитывается в балансовой стоимости и списывается через амортизацию (износ) .

Кредитовое сальдо по счету 68 "Расчеты с бюджетом" (субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость") перечисляется в бюджет и отражается в учете по дебету указанного счета (соответствующего субсчета) в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетный счет".

В журналах - ордерах, ведомостях, машинограммах и других регистрах бухгалтерского учета по заготовке материальных ценностей, реализации продукции (работ, услуг) и других активов сумма налога должна выделяться в отдельную графу согласно документам, оформленным в порядке, предусмотренном в пунктах 16 и 20.

III

В своей работе я не рассмотрел некоторые вопросы, связанные с налогом на добавленную стоимость.

Один из таких вопросов — перечень товаров (работ, услуг) , освобождаемых от налога. Этот перечень можно найти в инструкции № 39. Он состоит из 24 пунктов (от “а” до “ш” ) и включает в себя, например, экспортируемые за пределы государств-участников СНГ товары, квартирную плату, услуги в сфере образования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджета, услуги учреждений культуры и искусства, обороты казино, игровых автоматов, платные медицинские услуги для населения, товары собственного производства сельскохозяйственных предприятий и многий другие товары (работы, услуги) .

С перечнем товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, связан пункт, уточняющие особенности отнесения услуг (работ) к экспортируемым, насчитывающий 8 пунктов (от “а” до “з” ) .

Особенности исчисления налога на добавленную стоимость связаны с его исчислением: по транспортным перевозкам; в организациях (предприятиях) , оказывающих платные услуги, в том числе и населению; в организациях розничной торговли, общественного питания и другими организациями (предприятиями) , получающих доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок; по операциям, осуществляемым финансово-кредитными учреждениями.

Также я не рассмотрел вопросы ответственности плательщиков и контроля налоговых органов, порядка ведения в налоговых инспекциях карточек лицевых счетов.

К закону и инструкции по налогу на добавленную стоимость существует также большое количество изменений и дополнений, которые печатались в периодических изданиях (таких как “Экономика и жизнь” ) , которые я не счел нужным приводить. Кроме того, в различных инструкциях содержаться рекомендации, касающиеся ведения бухгалтерского учета по налогу на добавленную стоимость. Имеется также большое количество литературы, где описываются конкретные случаи расчета налога на добавленную стоимость для практикующих бухгалтеров и руководителей предприятий.

Лично меня заинтересовала именно бухгалтерская часть данной проблемы, так как именно там можно наглядно увидеть свойство налога на добавленную стоимость “накапливаться” и частично “списываться” за счет бюджета. И вообще по механизму построения Налог на добавленную стоимость один из наиболее интересных для изучения.

Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” — М.: 1991

2. Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации 1 10.1995 года № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” — М.: 1995

3. “Экономика и жизнь” отдельные номера

4. Кирьянова З. В. Теория бухгалтерского учета — М.: Финансы и статистика, 1994



Похожие по содержанию материалы:
Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита с 1985 и по наши дни ..
Бюджет и его устройство ..
Теории длинных волн ..
Влияние налогов на развитие экономики ..
Статус ЦБР ..
Проблема выбора средней величины ..
Теории международного движения капитала ..
Государственный Бюджет Украины ..
Государственный контроль за монополией ..
Двойное налогообложение и международные акты об избежании двойного налогообложения ..
Дилинг в современной России ..
..
Машиностроительный комплекс России ..


Похожие документы из сходных разделов


Проблемы финансирования расходов на управление в Российской Федерации

Расходы бюджета

Классификация бюджетных расходов

экономическая классификация

функциональная классификация

ведомственная классификация

классификации расходов по целевому назначению

территориальная классификация расходов

Состав и структура расходов федерального бюджета

Из бюджета на 1997 года.

Материалы газеты “Золотое кольцо”

читать далее


Роль и функции государства в рыночной экономике

В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и духовных сторон жизни человека экономическая теория анализирует решающую область жизнедеятельности людей, а именно сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов. Экономическая теория в .. читать далее


Таможенная территория и таможенная граница (Украина)

 

Под таможенной территорией понимается государственная территория, т.е. часть земного шара, которая принадлежит государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это означает, что основу правового режима таможенной территории, как и государственно .. читать далее