Основные черты и особенности свободных \специальных\ экономических зон
В развитии национальной экономики и повышении ее эффективности, интеграции вмировое хозяйство важную роль играют свободные (специальные) экономическиезоны. Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономическойдеятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, атаможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних ивнешних инвестиций. СЭЗ получили широкие распространение во многих странах. В начале 90-х гг.мире функционировало более 1 тыс. таких зон. По оценкам западных специалистов к2000 г. через них будет проходить до 30% мирового товарооборота.Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своейдеятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можнополучить сверхприбыль. Крупнейшие ТНК считают организацию собственного производствав СЭЗ важнейшим направление своей экспансии. СЭЗ представляют собой самостоятельные территориально-географические анклавыстой или иной степенью обособленности от остального экономического пространствастраны. В научных публикациях и отчетах международных организаций дляхарактеристики разного рода зон используется термин «свободные экономическиезоны» . Однако, по моему мнению этот термин не в полной мере отражает сущностьэтого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги,специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенногоправового и хозяйственного режима, а лишь облегчаю его предоставляют льготы,стимулирующие предпринимательство. Кроме того, для большинства развивающихсястран эти зоны по своей реальной сути являются специальными в смыслеэкстерриториальности, по условиям и уровню жизни населения зоны, концентрациипроизводственного и кадрового потенциала и т. и. В силу этого, такие зоныправильнее называть «специальные экономические зоны» . СЕЗ функционируют как в промышленном развитых (США, Англия, Япония,Германия) , так и в развивающихся странах, начиная с «новых индустриальныхстран» и до весьма слаборазвитых (Шри Ланка, Гватемала и др.) . имеются такиезоны и в странах Восточной Европы, а также Китае, Вьетнаме. Продолжаетсяпроцесс создания зон на территории СНГ. Они располагаются как на небольшойтерритории в несколько квадратных километров, так и на крупных территориях внесколько десятков сотен километров. СТРУКТУРА СЭЗ Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточномногообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗоднозначно, поскольку она обладает чертами многих зон. Среди наиболеераспространенных в мире СЭЗ можно выделить следующие. ЗОНЫ СВОБОДНОЙ СВОБОДЫ Зоны свободной торговли (ЗСТ) , получившие наибольшеераспространение в США. Их создание предусмотрено специальным законом США 1934года, с целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций,сокращение торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальномпорте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговаясвободная зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» вкрупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, онирассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТотносятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговымирежимами. В настоящие время в мире насчитывается более 600 свободных портов и 4тыс. ЗСТ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ЗОНЫ Специальные таможенные зоны (СТЗ) , как одна изпростейших форм экономических зон, представляют собой транзитные иликонсигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработкеиностранных товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называютбондовыми или свободными таможенными территориями. СТЗ освобождаются оттаможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров. Они имеются во многих странах. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТОГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗОНЫ Представляют собой территории сольготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования,развития промышленного производства, экспорта продукции. Производственная иторговая деятельность СТПЗ являются довольно распространенным видом зон. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ПООЩРЕНИЯ ЭКСПОРТА ИЛИ ЭКСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ Зоныэкспортной переработки (ЗЭП) , по материалам ЮНКТАД, характеризуются каканклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположеннойнеподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты длясборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемая продукцияподвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется безвмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможеннойпошлины не требуется, за исключением случая, когда эта продукция поступает нанациональную таможенную территорию принимающей стороны. ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегиюперехода от импортозамещающего типа индустриализации кэкспортоориентированному. Положительный эффект от таких зон в наибольшейстепени достигается в так называемых новых индустриальных странах. В настоящеевремя их число во всем мире достигает 350. ЗЭП создаются с ориентацией навнешний рынок, с целью заработать валютные средства. ЗОНЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Зоны технико-экономического развития(ЗТЭР) создаются, как правило, в качестве эталонных для национальной экономикепо уровню организации эффектного, высоко технологического производства. Напредприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методыуправления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга,разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространениеЗТЭР получили в ряде развивающихся стран. Близким по организации и особенностям функционирования с ЗТЭР являются ЗОНЫРАЗВИТИЯ НОВОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (ЗРНТВ) . Наибольшее число таких находитсяв США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками» , в Японии -«технополисами» , в других странах - бизнес-инновационными центрами и«инкубаторами» . В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитиеновейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируетсязначительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущихи перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов. Самая известная в мире и крупнейшая в США «Силикон-Велли» дает 20% мировогопроизводства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США более 80подобных зон. В Японии создано около двух десятков технополисов на базе ведущихнаучных подразделений. В КНР зарегистрировано более 50 зон развития новой ивысокой технологии. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КОМПЛЕКСНОГО, МНОГООТРАСЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ Они обладаютпрактически всеми чертами других зон. Например, в СЭЗ Шэньчжень (КНР) входятзоны свободной торговли и технопарк. ОТКРЫТЫЕ РАЙОНЫ Они охватывают территории, где создается льготныйинвестиционный режим для привлечения и иностранного капитала. «Открытые районы», получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморскийпояс страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зонытехнико-экономического развития, технопарки экспортоориентированноепроизводство. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ Оффшорные зоны (ОЗ) или «налоговые гавани» , как их иногданазывают, стали организовываться в 70-е гг. ОЗ привлекают клиентовблагоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской икоммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. Вмире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центровоффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорныекомпании, относятся Панама, Норманские острова, Ирландия, Швейцария, и др. Впоследнее десятилетие ОЗ появились в Израиле Мальте, Малайзии. Промышленные,торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению(Ирландия, Либерия) , либо облагаются небольшим паушальным налогом. В Швейцарииустановлен более низкий размер налога, который может при определенных условиях.Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений,свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенныхпошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Длястран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранныхинвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что, вцелом, способствует развитию национальной экономики. Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле,морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, вовсех видах экспортно-импортных операций в консалтинге. Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многиесходятся во мнение, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва«грязных денег» и разного рода банковских афер. Многие Российские предприниматели создают оффшорные компании в названных ОЗ,пряча доход в твердой валюте на оффшорных счетах. Бороться с этим можно толькопутем создания льготного режима инвестирования и хранения валюты в России. Впротивном случае, в условиях либерализации внешнеэкономических связей валюта вовсе более возрастающих объемах будет утекать за границу. К числу международных СЭЗ возникновение которых характеризует современныйуровень развития международного разделения труда, интернационализациипроизводства, отнести специальную экономическую зону Тугман. СЭЗ «Тумаган»создана на стыке границ России, Китая, КНДР. Проект рассчитан на 25-30 лет. ВСЭЗ построен порт будут построены многочисленные промышленные предприятия сиспользованием китайской корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлятьсырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели организовавшиепроизводство в СЭЗ, будут пользоваться многими льготами. Проект создания СЭЗпредполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая,государства Средней Азии и Европу, которая заметно сократить путь в Европу. СЭЗ В РОССИИ Мировой опыт успешного функционирования СЭЗ в конце 80-х гг.Привлек пристальное внимание российских реформаторов в результате чего былапоставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. При этомсами спецзоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходуот командной, дефицитной экономики к рыночноориентированной. По представлениямроссийских бизнесменов, экономическая зона должна выглядеть как «заповедникнормального рынка в ненормальной стране» . Правительством СССР в декабре 1989 г. Было принято постановление о созданииСЭЗ в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общегохарактера в отношение СЭЗ были изложены в «Основах законодательства обиностранных инвестициях в СССР» . С 1 сентября 1991 г. Введен в действие Закон«Об иностранных инвестициях в РСФСР» с главой о СЭЗ. По этому закону, СЭЗ создаются с целью привлечения иностранного капитала,передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развитияэкспортного потенциала. В СЭЗ устанавливается следующий льготный режимхозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий синостранным участием; упрощенный порядок регистрации предприятий с иностраннымиинвестициями, налогообложение по льготным ставкам, до 50% установленных дляиностранных инвесторов на территории Российской Федерации; понижение ставкиплаты за пользованием землей и другими природными ресурсами; предоставлениеправа на долгосрочную аренду сроком до 70 лет; понижение таможенных пошлин наввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечении границ, въезда и выездаиностранных граждан, в том числе безвизового. Наличие права безлицензионногоэкспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностьюпринадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий сдолей инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспортасобственной продукции полностью остается в их распоряжении. До принятия этого закона практика создания СЭЗ сводилась к беспорядочнойраздаче льгот и привилегий отдельным районам. В результате предоставленныезаконом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» льготы для СЭЗ выглядят болеескромно по сравнению с уже действующими в некоторых, ранее созданных в России,зонах. Существенной особенностью процесса функционирования российских СЭЗ внастоящее время является отсутствие в отношении их единой, системойгосударственной политики. При наличии ряда правительственных указов ипостановлений, предоставляющий той или иной территории режим свободной зоны(см. приложение) имеется и целый ряд официальных документов которые импротиворечат затрудняют работу созданных СЭЗ. Отсутствие комплексного подхода к процессам организации СЭЗ приводит, кстихийности в их образовании, превалированию местного творчества в ихфункционирования. В таких условиях создание СЭЗ рассматривается многимиместными властями как средство обособления от центра при получении существенныхтаможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий. С помощью СЭЗпредполагается решать многообразие социально-экономические проблемы того илииного региона, как правило, на базе привлечения иностранного капитала, техникии технологии. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕЖИМ И ЦЕЛИ СЭЗ Общей характерной чертой различных видов СЭЗявляется наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себятаможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общимрежимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретныельготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разныхстран, но по существу они, как правило, сходны. К наиболее распространенным льготам и привилегиям действующим в СЭЗ,относятся; 1) полное освобождение от пошлин и других сборов ввозимых в зонумашин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства; 2)освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок) , атакже предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всехостальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваютсяиностранными фирмами в данной стране; 3) предоставление льготных кредитов; 4)аренда помещений, транспорта по льготным тарифам 5) обеспечение для иностранныхинвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободногопредпринимательства. Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использованиерабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся запретдеятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудовогозаконодательства в части фиксирования минимальной заработной платы имаксимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей отуплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.) . Такой режимобеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли. Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительнодешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особыхфинансово-административных условий для инвесторов. Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ свидетельствует о том чтонаряду с зонами, созданными для усиления интеграции с мировым рынком, поощрениемеждународных экономических связей (зоны свободной торговли,экспортно-производственные, таможенные и др.) , существуют зоны с особымрежимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства(зоны развития отсталых районов, туристские зоны, агрополисы и др.) По этомуцели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличатся друг от друга.Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, СЭЗсоздавались для реализации региональной политики, направленной на оживлениемелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целяхпредпринимателям предоставлялась большая, чем в других районах страны, свободадеятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имелиспециальной ориентации на привлечение иностранного капитала. С этой же цельюсоздавались СЭЗ и в развивающихся странах, что превращение ранее отсталыхрайонов в динамично развивающиеся. К таким странам можно отнести Сингапур,Турция. Однако в отличие от промышленно развитых в этих странах упор присоздании СЭЗ был сделан на привлечение иностранного капитала. Следуетподчеркнуть что иностранный капитал в этих странах ставил целью не развитиенациональной экономики, а получение сверхприбыли. Поэтому нахождение паритетаинтересов в сотрудничестве развивающихся стран с транснациональным капиталомпромышленно развитых стран является важным условием для динамичногоэкономического развития. Использование его позволяет СЭЗ органично вписыватьсяв общую стратегию привлечения в страну иностранного капитала. По обследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам,собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в СЭЗ составили в среднем4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В КНР, например иностранные вложениив четырех СЭЗ составили к концу 80-х гг. 4 млрд. долл., в то в время какначальные собственные инвестиции превысили 22 млрд. долл., что в 5,5 разбольше. По существу, вся инфраструктура для СЭЗ была создана за счетцентрализованных госсредств. Конечно, столь крупные затраты могут окупитьсялишь в том случае, если СЭЗ будут функционировать длительный период с высокойрезультативностью. СЭЗ функционирующие в развивающихся странах имеют ряд общих черт и моментовразвития. Во-первых, как особые территориальные единицы, они имеют тенденцию красширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственнойдеятельности. При этом, они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечиваютвсе более удобные условия общения с внешним миром. Во-вторых особый режимуправления СЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранныхпредпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ. Вних прочно обосновываются ведущие ТНК. В-третьих, в процессе функционированияСЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности,комплексное развитие. В-четвертых, современная НТР объективно на первый выдвигает СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства,связанные с разработкой новой и высокой технологии Заметная роль СЭЗ всоциально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран,той или иной отрасли производства, привлечения иностранного капитала илиоживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства,тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальныйспособ модернизации экономики в условиях перехода от командно-овойэкономики к рыночной. Дело в том, что развитие СЭЗ происходит в рамкахосуществляемой общей экономической реформы являются катализатором развития СЭЗ.Степень влияния на остальную территорию развивающихся стран является довольноограниченной. Для промышленно развитых стран, как правило, и не ставитьсязадачи распространения такого влияния. Организация СЭЗ играет строгоопределенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного регионаили в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Крометого, образование СЭЗ сопряжено как правило, со значительнымикапиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по ихразвитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. При многочисленных примерах успешного функционирования СЭЗ имеют местонеудачные попытки их организации. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и другихстранах разного рода СЭЗ не только не увенчались успехом, но многие из нихвообще перестали функционировать. К основным причинам такого положения можноотнести ; -политические -экономические -организационные Политические причинысвязаны с общей нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть довоенных действий. К экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерноусложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство обинвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая заорганизованность управленияСЭЗ, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрациииностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ спецзоны все это также заметно отражается на ее судьбе. К сожалению, к числу стран и регионов, где СЭЗ не только не дают показаметного результата и эффекта для народного хозяйства, но и их собственноеразвитие оставляет желать лучшего, относится Россия. МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН СозданиеСЭЗ в России и в странах Содружества, как отмечалось в первом разделе пособия,подчинения главной задаче - интеграции национальных хозяйств в мировуюэкономику. Деятельность по проектированию и организации функционирования этихзон осуществляется на основе использования международного опыта и всоответствии с требованиями Европейского экономического сообщества. В то жевремя учитываются специфика и особенности каждой проектируемой СЭЗ, которыеопределяются расположением, характером объектов, локальными условиями изадачами региона, города, территориального анклава и т. П. Первоочередными шагами в создании СЭЗ определение их целей и задач. Какправило, они тесно взаимосвязаны. Так, в зонах носящих комплексный характерцели подчинены активизации предпринимательской деятельности для ускоренияосвоения природных ресурсов и роста на этой основе экспортного потенциала,развитию современного производства путем внедрения новейших технологий,приобретению опыта развития рыночных отношений. Исходя из указанных целей,.Ставятся задачи создания СЭЗ. К числу таких задач, например, относятся; -привлечения иностранного капитала-использования зоны как шлюза между внутренней экономикой и мировым рынком-отработка новых форм хозяйствования -создания льготных условий дляхозяйственной деятельности отечественным и зарубежным предпринимателям. Создание СЭЗ - сложный процесс. Он включает в себя четыре стадии 1)предпроектную 2) исходный период, этап создания и функционирования На начальнойстадии, предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, гдепредполагается создать СЭЗ с привлечением специалистов определяетцелесообразность ее образования, намечает целевую направленность и отраслевую структуруСЭЗ, а также некоторые другие ее параметры. По результатом проведенной работы принимаются решения о проектировании СЭЗ иподготовке соответствующих документов по ее официальному признанию. После - принятия решения о создании СЭЗ - наступает этап введения ее вдействие, т. Е. формирование инфраструктуры, основных элементов, условийпредпринимательской деятельности. Далее следует стадия функционирования зоны. |