Конституционный Суд РФ признал неконституционной норму о максимальном размере пособия по беременности и родам (в настоящее время этот размер составляет 16 125 рублей). Поводом для принятия такого решения послужила жалоба гражданки, которой в 2002 г. было выплачено пособие по беременности и родам с учетом ограничения, установленного оспариваемой нормой. В результате она получила пособие, рассчитанное исходя из такой суммы, которая была значительно меньше ее среднего заработка за месяц. По мнению заявительницы, такое правовое регулирование ущемляет права тех женщин, чей средний заработок превышает предельный размер указанного пособия.
Суд пояснил, что само по себе установление максимального размера пособия по беременности и родам в федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования РФ конституционные права граждан не нарушает. Это следует, в частности, из сложившейся международной практики, а именно, из Конвенции МОТ от 28 июня 1952 года N 103 "Относительно охраны материнства", где указано, что сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей, но допускается и установление максимальных пределов для размера заработка, учитываемого с этой целью. Однако подчеркивается, что в современной социально-демографической ситуации в РФ институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты. При этом определение максимального размера пособия по беременности и родам не может осуществляться без учета природы указанной выплаты и, следовательно, размера заработка, на основе которого исчисляются и уплачиваются соответствующие платежи в ФСС РФ. Отмечено, что федеральный законодатель, вводя соответствующее правовое регулирования, не учел, что в этом случае требовалось достижение большего соответствия (пропорциональности) между платежами, из которых формируются средства ФСС РФ, и выплатами, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком (страховым обеспечением). В результате ухудшилось положение тех женщин, чей средний заработок значительно превышает установленный максимальный размер пособия, при том, что сумма начисляемых работодателем в их пользу выплат и иных вознаграждений, которая учитывается при определении налоговой базы по ЕСН, существенно превышает заработок, фактически лежащий в основе определения максимального размера пособия.
В связи с этим, поскольку соответствующая норма Закона о бюджете Фонда социального страхования РФ утратит свою ...