Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Стратегии бизнеса: Пример ра .. | Маркетинг: Маркетинговые исс .. | Маркетинг: Маркетинговые ком .. | Орлов А.И. Эконометрика: Дин .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. |


Шевяков А.Ю. Психология на службе управления

Психология на службе управления

Шевяков А.Ю.
Директор консультативной фирмы "Родгар", г. Саратов.

Человеческую психику по праву можно считать одним из мощных ресурсов успешного развития бизнеса. Психические процессы, происходящие в коллективе, способны как поддерживать производственную деятельность, так и препятствовать ей. Чем способен помочь руководителю психолог-консультант? Что даст действующему руководителю его помощь? Попробуем разобраться…

В мире множество различных организаций. Каждый руководитель в организации решает свой уникальный круг проблем. Однако есть проблемы, с которыми периодически сталкивается любой директор, предприниматель или менеджер высшего звена. Например:
· Зачисленный в штат претендент через пару месяцев работы на должности теряет служебное рвение и сводит свою работу к минимальному набору операций.
· Через год-другой совместной работы перспективные группы сотрудников впадают в конфликт и распадаются.
· Производительность труда рабочих групп с течением времени склоняется к снижению.
· Перспективные компании распадаются из-за раскола в группе учредителей.
· Потребность в расширении штатов становится настоящим испытанием для целостности фирмы.

Даже в процессе оптимальной деятельности, у руководителей любого уровня периодически возникают вопросы:
· Насколько эффективно работает мой персонал?
· Что могло бы улучшить работу моих подчиненных?
· Что мешает работникам достигать лучших результатов деятельности?

Регулярно получать ответы на эти вопросы и значительно снижать остроту подобных проблем, руководителям могут помочь психологи-консультанты.

Наибольшую известность приобрели методики кадрового отбора. Они основаны на методах тестирования, диагностического интервью, имитационных заданиях, оценочных сессиях и т.д. Именно они позволяют внести достаточную ясность в ситуации, в которых возникают вопросы: "Как защитить свой бизнес от проникновения случайных и недобросовестных людей?", "Как отобрать из потока претендентов тех, кто действительно сможет успешно справляться с порученной работой?", "Как объединить людей в группы (отделы, смены) так, чтобы в будущем снизить вероятность возникновения конфликтов, мешающих эффективной работе?".

При приеме сотрудников на штатные должности очень помогает составление психологических профессиограмм (психологических портретов этих должностей).

Сначала, совместно с руководителем, составляется перечень личных качеств и требований, желательных для работы на данной должности (профессионально важных качеств). Затем консультантом составляется психологический портрет данной должности и разрабатывается уникальная методика обследования претендентов на выраженность этих профессионально важных качеств. При этом может учитываться совместимость "новобранцев" с уже сложившимся коллективом.

Другая область сотрудничества руководителя и психолога - это психологическая оценка персонала и выявление кадрового потенциала фирмы. От качества информации о сотрудниках напрямую зависит будущий прогресс или регресс предприятия.

Конкретную и, одновременно, корректную оценку персонала можно получить различными способами. Оценка может быть локальной и комплексной.

Локальная оценка основана на исследовании одиночного параметра. Например: степени самоотдачи персонала или уровня стрессоустойчивости работников, степени групповой сплоченности коллектива, или качества мотивации работников и т.д.

Комплексная оценка включает исследование сразу нескольких параметров, в зависимости от задач, поставленных руководством.

Результатом такой работы является информация в виде отчетов и рекомендации по организации в целом, по каждому сотруднику в отдельности или по программе коррекционных мероприятий.

Коррекционные программы и программы развития персонала разрабатываются под уникальные потребности заказчика и по договоренности могут быть реализованы или организованны теми же консультантами или через привлечение сторонних исполнителей.

Совместно с психологами можно формировать кадровый резерв предприятия, создавать временные творческие или внедренческие группы или разрабатывать программы освоения новых направлений бизнеса.

Существует услуга, связанная с индивидуальным психологическим сопровождением и поддержкой руководителя. В тексте коммерческих предложений ее иногда называют словом "коучинг".

Помощь и поддержка в принятии и реализации "трудных" решений, профилактика "синдрома эмоционального сгорания" или трудоголизма, помощь в преодолении страха неудачи или боязни успеха, индивидуальное консультирование в процессе переговоров с деловыми партнерами, помощь в разрешении конфликтных ситуации - вот далеко не полный перечень видов индивидуальной психологической помощи руководителям, входящей в понятие "коучинг".

Таким образом, помощь психолога позволяет руководителю:
· Получить более точное и детальное представление о происходящих в организации процессах и явлениях.
· Осознать источники и природу возникновения этих явлений и процессов.
· Получить возможность отказаться от бесполезной борьбы с их последствиями и обернуть их на пользу, поставить на службу целям организации.
· Высвободить достаточное количество времени и сил для занятий более полезных и приятных, чем решение хронических проблем.
· Повысить свою личную эффективность и комфортность служебной деятельности.



Похожие по содержанию материалы:
Орлов А.И. Эконометрика: Свойства индексов инфляции ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Основные задачи, решаемые на этапе подготов ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Производственный цикл и его структура ..
Маркетинг: Маркетинговые коммуникации: Социально-психологические аспекты рекламы ..
Стратегии бизнеса: Пример разработки интеграционной стратегии ОАО «НОСТА» ..
Маркетинг: Маркетинговые исследования: Содержание отчета о проведении исследования ..
Маркетинг: Маркетинговые коммуникации: Рынок рекламы и его участники ..
Орлов А.И. Эконометрика: Динамика цен на продовольственные товары с Москве и Московской области ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Организация оценки проекта ..
Стратегии бизнеса: Элементы проектного анализа и стратегия предприятия ..
Стратегии бизнеса: Пример изменения организационной структуры управления предприятием «Завод электро ..
Управление персоналом: Конкурсный набор персонала на работу ..
Управление персоналом: Адаптация персонала ..


Похожие документы из сходных разделов


Зубанов Н.В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функционирования организации в условиях неопределенности: Задачи оптимизации по критерию устойчивости относительно поставленной цели

ГЛАВА 6. ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ ПО КРИТЕРИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

В данной части исследования будут исследованы возможности управления устойчивостью путем изменения параметров стратегического и тактического целеуказаний.

Как было показано в главе 2, общая модель целеуказания имеет вид:

читать далее


Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Анализ себестоимости продукции

ТЕМА 6. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и .. читать далее


Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям: Общая характеристика рынка ценных бумаг

ТЕМА 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

6.1. Структура рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка (другая его часть - рынок банковских ссуд), где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Он является одновременно и индикатором рыночн .. читать далее