Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Маркетинг: Маркетинговые ком .. | Орлов А.И. Эконометрика: Сво .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Ребрин Ю.И. Основы экономики .. |


Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Дисперсионный анализ

6. Некоторые типовые задачи прикладной статистики и методы их решения

Дисперсионный анализ

Дисперсионный анализ применяют для изучения влияния качественных признаков на количественную переменную. Например, пусть имеются k выборок результатов измерений количественного показателя качества единиц продукции, выпущенных на k станках, т.е. набор чисел (x1(j), x2(j), … , xn(j)), где j – номер станка, j = 1, 2, …, k, а n – объем выборки. В распространенной постановке дисперсионного анализа предполагают, что результаты измерений независимы и в каждой выборке имеют нормальное распределение N(m(j), σ2) с одной и той же дисперсией. Хорошо разработаны и непараметрические постановки [19].

Проверка однородности качества продукции, т.е. отсутствия влияния номера станка на качество продукции, сводится к проверке гипотезы

H0: m(1) = m(2) = … = m(k).

В дисперсионном анализе разработаны методы проверки подобных гипотез. Теория дисперсионного анализа и расчетные формулы рассмотрены в специальной литературе [20].

Гипотезу Н0 проверяют против альтернативной гипотезы Н1, согласно которой хотя бы одно из указанных равенств не выполнено. Проверка этой гипотезы основана на следующем «разложении дисперсий», указанном Р.А.Фишером:

   (7)

где s2 – выборочная дисперсия в объединенной выборке, т.е.

Далее, s2(j) – выборочная дисперсия в j-ой группе,

Таким образом, первое слагаемое в правой части формулы (7) отражает внутригрупповую дисперсию. Наконец,  - межгрупповая дисперсия,

Область прикладной статистики, связанную с разложениями дисперсии типа формулы (7), называют дисперсионным анализом. В качестве примера задачи дисперсионного анализа рассмотрим проверку приведенной выше гипотезы Н0 в предположении, что результаты измерений независимы и в каждой выборке имеют нормальное распределение N(m(j), σ2) с одной и той же дисперсией. При справедливости Н0 первое слагаемое в правой части формулы (7), деленное на σ2, имеет распределение хи-квадрат с k(n-1) степенями свободы, а второе слагаемое, деленное на σ2, также имеет распределение хи-квадрат, но с (k-1) степенями свободы, причем первое и второе слагаемые независимы как случайные величины. Поэтому случайная величина

имеет распределение Фишера с (k-1) степенями свободы числителя и k(n-1) степенями свободы знаменателя. Гипотеза Н0 принимается, если F < F1-α, и отвергается в противном случае, где F1-α – квантиль порядка 1-α распределения Фишера с указанными числами степеней свободы.  Такой выбор критической области определяется тем, что при Н1 величина F безгранично увеличивается при росте объема выборок n. Значения F1-α берут из соответствующих таблиц [8].

Разработаны непараметрические методы решения классических задач дисперсионного анализа [19], в частности, проверки гипотезы Н0.



Похожие по содержанию материалы:
Деловое общение:Критика и комплименты в деловой коммуникации ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Критерии, связанные со стратегией и политик ..
Управление персоналом: Оценка потребности в персонале ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Маркетинговое исследование инновационных пр ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Финансовая оптимизация структуры НИОКР ..
Маркетинг: Маркетинговые коммуникации: Средства рекламы и особенности их выбора ..
Орлов А.И. Эконометрика: Свойства индексов инфляции ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Основные задачи, решаемые на этапе подготов ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Производственный цикл и его структура ..
Маркетинг: Маркетинговые коммуникации: Социально-психологические аспекты рекламы ..
Стратегии бизнеса: Пример разработки интеграционной стратегии ОАО «НОСТА» ..
Маркетинг: Маркетинговые исследования: Содержание отчета о проведении исследования ..
Маркетинг: Маркетинговые коммуникации: Рынок рекламы и его участники ..


Похожие документы из сходных разделов


Орлов А.И. Эконометрика: Литература к главе 6

Глава 6. Эконометрика временных рядов

Цитированная литература

1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика., 1998. - 368 с.

2. Общая теория статистики. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности. / Под ред.А.А. Спирина, О.Э.Башиной. - М,: Финансы и статистика, 1994. - 296 с.

3. .. читать далее


Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Упражнения и вопросы для самопроверки

ГЛАВА 6. ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Упражнения и вопросы для самопроверки

Упражнения

Задание 1

Составить ведомость распределения общехозяйственных расходов. База для распределения – прямые затраты. Форма ведомости представлена в таблице.

читать далее


Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Кредитование недвижимости: Вопросы, задания и литература

Глава 6. КРЕДИТОВАНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Упражнения


1. Произвести расчет ежемесячных платежей при условии, что кредит в 50 тыс. рублей выдается на 7 лет под 10 % годовых.
2. Решить кроссворд:

< .. читать далее