Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Юркова Т.И., Юрков С.В. Экон .. | Маркетинг: Маркетинговые ком .. | Менеджмент организации: Логи .. | Ребрин Ю.И. Основы экономики .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. |


Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Проблема исключения промахов

6. Некоторые типовые задачи прикладной статистики и методы их решения

Проблема исключения промахов

При первичной обработке статистических данных важной задачей является исключение результатов наблюдений, полученных в результате грубых погрешностей и промахов. Например, при просмотре данных о весе (в килограммах) новорожденных детей наряду с числами 3,500, 2,750, 4,200 может встретиться число 35,00. Ясно, что это промах, и получено ошибочное число при ошибочной записи – запятая сдвинута на один знак, в результате результат наблюдения ошибочно увеличен в 10 раз.

Статистические методы исключения резко выделяющихся результатов наблюдений основаны на предположении, что подобные результаты наблюдений имеют распределения, резко отличающиеся от изучаемых, а потому их следует исключить из выборки.

Простейшая вероятностная модель такова. При нулевой гипотезе результаты наблюдений рассматриваются как реализации независимых одинаково распределенных случайных величин X1, X2 ,   , Xn с функцией распределения F(x). При альтернативной гипотезе X1, X2 ,   , Xn-1 – такие же, как и при нулевой гипотезе, а Xn соответствует грубой погрешности и имеет функцию распределения G(x) = F(xc), где с велико. Тогда с вероятностью, близкой к 1 (точнее, стремящейся к 1 при росте объема выборки),

Xn = max { X1, X2 ,   , Xn} = Xmax ,

т.е. при описании данных в качестве возможной грубой ошибки следует рассматривать Xmax . Критическая область имеет вид

Ψ = {x: x > d}.

Критическое значение d = d(α,n) выбирают в зависимости от уровня значимости α и объема выборки n из условия

P{Xmax > d H0} = α .   (1)

Условие (1) эквивалентно при больших n и малых α следующему:

   (2)

Если функция распределения результатов наблюдений F(x) известна, то критическое значение d находят из соотношения (2). Если F(x) известна с точностью до параметров, например, известно, что F(x) – нормальная функция распределения, то также разработаны правила проверки рассматриваемой гипотезы [8].

Однако часто вид функции распределения результатов наблюдений известен не абсолютно точно и не с точностью до параметров, а лишь с некоторой погрешностью. Тогда соотношение (2) становится практически бесполезным, поскольку малая погрешность в определении F(x), как можно показать, приводит к большой погрешности при определении критического значения d из условия (2), а при фиксированном d уровень значимости критерия может существенно отличаться от номинального [2].

Поэтому в ситуации, когда о F(x) нет полной информации, однако известны математическое ожидание М(Х) и дисперсия σ2 = D(X) результатов наблюдений X1, X2 ,   , Xn, можно использовать непараметрические правила отбраковки, основанные на неравенстве Чебышёва. С помощью этого неравенства найдем критическое значение d = d(α,n) такое, что

Так как

то соотношение (3) будет выполнено, если

   (4)

По неравенству Чебышёва

   (5)

поэтому для того, чтобы (4) было выполнено, достаточно приравнять правые части формул (4) и (5), т.е. определить d из условия

   (6)

Правило отбраковки, основанное на критическом значении d, вычисленном по формуле (6), использует минимальную информацию о функции распределения F(x) и поэтому исключает лишь результаты наблюдений, весьма далеко отстоящие от основной массы. Другими словами, значение d1, заданное соотношением (1), обычно много меньше, чем значение d2, заданное соотношением (6).



Похожие по содержанию материалы:
Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: График безубыточности ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Принципы и методы оценки эффе ..
Орлов А.И. Эконометрика: Практически используемые потребительские корзины и соответствующие индексы ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Типы производств и их технико-экономическая ..
Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Виды прибыли ..
Маркетинг: Маркетинговые коммуникации: Функции, задачи и требования к рекламе ..
Менеджмент организации: Логистика: Принципы логистики ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Производственная структура предприятия ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Маркетинговые критерии ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Планирование размещения элементов инфраструктуры ..
Менеджмент организации: Логистика: Информационная логистика ..
Маркетинг: Управление маркетингом: Управление маркетингом на корпоративном уровне: портфельные страт ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Расчет границ безубыточности ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Антикризисное управление: Банкротство предприятий и банков. Диагностика банкротства

VI. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

7. Банкротство предприятий и банков. Диагностика банкротства

Банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротствачитать далее


Процессы принятия решения и управления - Основы менеджмента

6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

 

6.7. Профессионалы советуют

Решение проблем (Solving Problems)

читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Анализ основных тенденций в практике глобального стратегического инновационного менеджмента

6. Технологии и практика стратегического инновационного менеджмента глобальных фирм

6.7. Анализ основных тенденций в практике глобального стратегического инновационного менеджмента

В качестве основ такого анализа используется статья известного специалиста в области управления технологиями в наукоемких отраслях руководителя группы управления .. читать далее