Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Бочкарев А. Развитие партнер .. | Маркетинг: Маркетинговые исс .. | Грищенко О.В. Анализ и диагн .. | Литовских А.М., Шевченко И.К .. | Маркетинг: маркетинговые реш .. |


Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Учет инфляции: Общие положения, показатели, описывающие инфляцию

 

6. УЧЕТ ИНФЛЯЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

6.1. Общие положения

Инфляция во многих случаях существенно влияет на величину эффективности ИП, условия финансовой реализуемости, потребность в финансировании и эффективность участия в проекте собственного капитала. Это влияние особенно заметно для проектов с растянутым во времени инвестиционным циклом (например, в добывающей промышленности) или (и) требующих значительной доли заемных средств, или (и) реализуемых с одновременным использованием нескольких валют (многовалютные проекты). Поэтому при оценке эффективности инфляцию следует учитывать. Помимо этого, инфляция должна учитываться при исследовании влияния на реализуемость и эффективность проектов неопределенности и риска.

Учет инфляции осуществляется с использованием:
- общего индекса внутренней рублевой инфляции, определяемого с учетом систематически корректируемого рабочего прогноза хода инфляции;
- прогнозов валютного курса рубля;
- прогнозов внешней инфляции;
- прогнозов изменения во времени цен на продукцию и ресурсы (в том числе газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сырье, отдельные виды материальных ресурсов), а также прогнозов изменения уровня средней заработной платы и других укрупненных показателей на перспективу;
- прогноза ставок налогов, пошлин, ставок рефинансирования ЦБ РФ и других финансовых нормативов государственного регулирования.

6.2. Показатели, описывающие инфляцию

Для описания влияния инфляции на эффективность ИП используются следующие показатели:
- общий индекс инфляции за период от начальной точки (точки 0, в качестве которой можно принять момент разработки проектной документации, начало или конец нулевого шага, момент приведения t0, начало нулевого шага или иной момент) до конца m-го шага расчета GJ(tm,0) или GJm (базисный общий индекс инфляции). Он отражает отношение среднего уровня цен в конце m-го шага к среднему уровню цен в начальный момент времени. Если в качестве начальной точки принят конец нулевого шага, GJ0 = 1;
- общий индекс инфляции за m-й шаг Jm, отражающий отношение среднего уровня цен в конце шага m-1(цепной общий индекс инфляции). Если в качестве начальной точки принято начало нулевого шага, GJ0=J0;
-  темп (уровень, норма) общей инфляции за этот шаг im, выражаемый обычно в процентах в год (или месяц);
- средний базисный индекс инфляции на m-м шаге MJm, отражающий отношение среднего уровня цен в середине m-го шага к среднему уровню цен в начальный момент.

Аналогичными показателями характеризуется изменение цен на отдельные виды товаров и услуг. Через GJk(tm,0) и Jk(tm)=Jkm обозначаются соответственно базисный и цепной индексы цен на k-й продукт (услугу, ресурс).

Разновидностью индексов цен является индекс переоценки основных фондов, отражающий изменение балансовой и остаточной стоимости фондов при периодически (по существующим правилам – один раз в год) проводимой их переоценке (необходимость учета переоценки обусловлена, в частности, тем, что она влияет на стоимость имущества, размеры амортизации и другие важные показатели проекта). Различаются цепной индекс переоценки, отражающий увеличение стоимости фондов при данной переоценке, и базисный индекс, отражающий аналогичное изменение по сравнению со стоимостью в начальной точке. В расчетах эффективности могут использоваться как усредненные, так и дифференцированные по видам основных фондов индексы переоценки.

Инфляция называется равномерной, если темп общей инфляции im не зависит от времени (при дискретном расчете - от номера m-го шага).

Величины индексов и темпов инфляции зависят от вида используемой валюты (рубли или какой-либо вид инвалюты).

Для многовалютных проектов дополнительно необходимо знать базисные GJc(tm,0) либо цепные Jc(tm) индексы (или темпы) изменения валютного курса для всех шагов расчета m или, что эквивалентно, индексы внутренней инфляции иностранной валюты для этих шагов. Базисный индекс внутренней инфляции иностранной валюты определяется формулой

,     (6.1)

где GJ(t,0) – базисный общий индекс рублевой инфляции;
GJ$(t,0) – базисный индекс роста валютного курса для валюты данного вида;
GJc(t,0) – базисный индекс инфляции инвалюты данного вида.

Если в эту формулу вместо базисных индексов подставить цепные, получится формула для цепных индексов внутренней инфляции иностранной валюты:

.     (6.2)

Если для некоторого шага расчета m этот индекс равен единице, изменение валютного курса на этом шаге соответствует соотношению величин рублевой и валютной инфляций; если он больше единицы, рост валютного курса отстает от этого отношения (валютный курс растет медленнее, чем внутренние цены по отношению к внешним); если он меньше единицы, рост валютного курса опережает рост внутренних цен (по отношению к внешним).

В расчетах чаще всего используются следующие свойства индексов инфляции:

,    (6.3)

.    (6.4)

Кроме того, в предположении, что im постоянен внутри m-го шага, можно получить соотношения

,    (6.5)

где Dm – длительность m-го шага в годах (если продолжительность шага меньше года, Dm – дробная величина) и

. (6.6)

В соответствии с (6.3) базисный индекс переоценки основных фондов рассчитывается как произведение предшествующих цепных индексов.

Для учета неоднородности инфляции удобно ввести базисные коэффициенты неоднородности (GNkm) и коэффициенты неоднородности темпов роста цен (nkm) для каждого (k-го) продукта на каждом шаге (m).

Для рублевых цен

;     ;     (6.7)

для валютных цен

;     .     (6.7а)

Инфляция называется однородной, если темпы (и, следовательно, индексы) изменения цен всех товаров и услуг зависят только от номера шага, но не от характера товара или услуги. При однородной инфляции значения коэффициентов неоднородности для каждого продукта, а также цепных индексов внутренней инфляции инвалюты равны единице для любого шага. Если для какого-либо шага и/или продукта эти условия нарушаются, инфляция называется неоднородной.

Конкретный вид зависимости между коэффициентами GNcm и nkm [(6.7) и (6.7а)] обусловлен выбором начальной точки. Если в качестве ее берется конец нулевого шага, эта связь имеет следующий вид:

,    (6.8)

где Im и GJm – темп и общий индекс инфляции (рублевой или валютной) на шаге m, а nkm и GNkm – коэффициенты неоднородности (также рублевой или валютной) темпов роста цен и интегральный (оба для продукта K) на том же шаге.

Если прогноз инфляции известен на весь расчетный период, то заданными являются общие индексы (или темпы) рублевой и валютной инфляции, индексы (или темпы) роста валютного курса (или индексы внутренней инфляции иностранной валюты) и коэффициенты неоднородности для всех продуктов.

Известными считаются также прогнозы «текущих» (без учета инфляций) цен на продукты.

В этом случае по прогнозным индексам инфляции и коэффициентам неоднородности следует по формулам (6.7), (6.7а) определить индексы цен на каждый k-й продукт для всех шагов (m), и на основании этого рассчитать прогнозные цены (Цckm) на все (k-е) продукты на начало каждого (m-го) шага, например, если известны базисные коэффициенты неоднородности, то:

для рублевых цен

,    (6.9)

для валютных цен

,     (6.9а)

где - прогнозная, а - фиксированная (при отсутствии инфляции) рублевые цены на k-й продукт на m-м шаге;

  и - то же для валютных цен.

Замечание. Прогноз цен на продукты можно производить как непосредственно, так и описанным выше способом, с помощью коэффициентов неоднородности. Второй путь часто предпочтительнее, так как он автоматически обеспечивает необходимое «слежение» прогнозируемых цен за индексом инфляции.

Пример 6.1. Рассмотрим следующие характеристики годовой инфляции, заданные по шагам расчета также годичной длины (первые три строки табл. 6.1).

Цепные индексы инфляции и валютного курса вычислены по формуле (6.5) с Dm=1, цепной индекс внутренней инфляции валюты – по формуле (6.2). В случае, когда за начальную точку принимается конец нулевого шага, цепные индексы инфляции на нулевом шаге по определению равны единице. Базисные индексы получаются из цепных по формуле (6.4). Базисный индекс внутренней инфляции валюты можно вычислить и по формуле (6.1).

Из табл.6.1 (строка 7) видно, что на первом, втором и третьем шагах валютный курс растет медленнее, чем определяется инфляцией (сдерживание роста валютного курса иногда рассматривается как одно из средств ограничения инфляции).

Таблица 6.1 1

Пример характеристики годовой инфляции

Номер
строки
Показатели
Номер шага расчета (m)
0
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
Годовой темп рублевой инфляции (%)
Годовой темп валютной инфляции (%)
Годовой темп роста валютного курса(%)
50
3
50
70
3
35
35
3
20
20
3
15
10
3
6.8
5
3
1.94
5
3
1.94
5
3
1.94
5
3
1.94

 


 

 

4
5
6
7

Индексы инфляции

Для начальной точки, совпадающей
с началом нулевого шага

Цепные

рублевой инфляции
валютной инфляции
валютного курса
внутренней инфляции инвалюты

 

 
 

 

1.5
1.03
1.5
0.97

 

 
 

 

1.7
1.03
1.35
0.22

 

 
 

 

1.35
1.03
1.2
1.09

 

 
 

 

1,2
1,03
1,15
1,01

 

 
 

 

1,1
1,03
1,068
1,00

 

 
 

 

1,05
1,03
1,019
1,00

 

 
 

 

1,05
1,03
1,019
1,00

 

 
 

 

1,05
1,03
1,019
1,00

 

 
 

 

1,05
1,03
1,019
1,00

 

8
9
10
11

Базисные

рублевой инфляции
валютной инфляции
валютного курса
внутренней инфляции инвалюты

 

1,5
1,03
1,5
0,97

 

2,55
1,06
2,03
1,19

 

3,44
1,09
2,43
1,30

 

4,13
1,13
2,79
1,31

 

4,54
1,16
2,98
1,31

 

4,77
1,19
3,04
1,31

 

5,01
1,23
3,10
1,31

 

5,26
1,27
3,16
1,31

 

5,52
1,30
3,22
1,31

 

 

12
13
14
15
16

Для начальной точки, совпадающей
с концом нулевого шага (моментом приведения)

Цепные

рублевой инфляции
валютной инфляции
валютного курса
внутренней инфляции инвалюты

 
 

 

1
1
1
1

 
 

 

1,7
1,03
1,35
1,22

 
 

 

1,35
1,03
1,20
1,09

 
 

 

1,2
1,03
1,15
1,01

 
 

 

1,1
1,03
1,068
1,00

 
 

 

1,05
1,03
1,019
1,00

 
 

 

1,05
1,03
1,019
1,00

 
 

 

1,05
1,03
1,019
1,00

 
 

 

1,05
1,03
1,019
1,00

 

17
18
19
20

Базисные

рублевой инфляции
валютной инфляции
валютного курса
внутренней инфляции инвалюты

 

1
1
1
1

 

1,70
1,03
1,35
1,22

 

2,30
1,06
1,62
1,34

 

2,75
1,09
1,86
1,34

 

3,03
1,13
1,99
1,35

 

3,18
1,16
2,03
1,35

 

3,34
1,19
2,07
1,35

 

3,51
1,23
2,11
1,35

 

3,68
1,27
2,15
1,35

 



Похожие по содержанию материалы:
Квалификационный справочник: Начальник отдела охраны труда ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Статистический анализ точно ..
Планирование на предприятии: Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Анализ ситуации компании ..
Бочкарев А. Развитие партнерской сети: ключевой фактор успеха на быстро растущем рынке ..
Маркетинг: Маркетинговые исследования: Определение объема и процедуры выборки, организация сбора дан ..
Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Анализ себестои ..
Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Рынок ссудных капиталов ..
Маркетинг: маркетинговые решения по новому продукту ..


Похожие документы из сходных разделов


Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Планирование и управление программами НИОКР

6. Организационная структура сферы НИОКР, как стратегический фактор фирмы

6.1. Планирование и управление программами НИОКР

Менеджмент НИОКР – это принятие решений в постоянно меняющихся условиях, непрерывное рассмотрение программы НИОКР и переоценка ее в целом и составных ее частей. Для руководителя сферы НИОКР естественно, что любое его действие окружено неопределенно .. читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Управление знаниями при выполнении НИОКР

6. Технологии и практика стратегического инновационного менеджмента глобальных фирм

6.1. Управление знаниями при выполнении НИОКР

В турбулентном и быстро меняющемся мире каждая организация выбирает для себя лучший путь управления различными аспектами знания с целью занятия намеченной ею рыночной позиции и получения соответствующих конкурентных преимуществ. Такие .. читать далее


Маркетинг: Управление маркетингом: Маркетинг – как интегрирующая функция в принятии управленческих решений

VI. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ

1. Маркетинг – как интегрирующая функция в принятии управленческих решений

Управление маркетинговой деятельностью предприятия предполагает планирование, оценку риска и прибылей, выполнение и контроль маркетинговых планов.

Любое предприятие функционирует в условиях динамично изменяющихся факторов внешней среды. Выявить, проанализиро .. читать далее