Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Волков А. Д. Описание возмож .. | Орлов А.И. Эконометрика: Сис .. | Зубанов Н.В. Анализ устойчив .. | Новиков М.В., Бронникова Т.С .. | Успенский И.В. Интернет-марк .. |


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка

6. Сратегия НИОКР

6.1. Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка

Одной из задач стратегического менеджмента корпорации является управление инновациями в ней, прежде всего посредством решений по отбору проектов и распределению ресурсов. При этом необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решений от верхнего уровня менеджмента до уровня управления НИОКР.

На практике всегда ресурсы фирмы ограничены и проекты конкурируют между собой за частные виды ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самый дефицитный ресурс - эффективное управление). Поэтому максимизация вклада всего портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта, заманчивого по себе. Стратегия НИОКР на основе максимизации ожидаемой финансовой отдачи должна учитывать этот фактор, что ведет к ориентации на определенную технологию, рынок, минимальный риск. Ясно, что такая стратегия может быть успешной лишь в краткосрочной перспективе. Процесс принятия решений относительно НИОКР на уровне корпорации иллюстрирован рис. 6.1. Реализация такого процесса должна включать постоянный диалог между высшим руководством фирмы и руководством НИОКР.

Стратегия НИОКР играет для НИОКР примерно ту же роль, что стратегия корпорации для компании в целом (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР

Сфера влияния

Корпоративная стратегия

Стратегия НИОКР

Ресурсы

Распределение между сферами управления

Распределение между проектами

Цели

Определяются экономической обстановкой

Определяются положения корпорации на рынке

Области бизнеса

Продуктово-рыночная стратегия

Технико-продуктовая стратегия

Объекты планирова­ния

Продуктово-рыночный ассортимент

Балансировка портфеля проектов

Временной аспект

Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов

Рис. 6.1. Процесс принятия решений относительно НИОКР

Как известно ([4]), идентификация или определение стратегии – лишь начальный этап стратегического менеджмента. В целом стратегический менеджмент инноваций может быть представлен схемой рис. 6.2.

Практически фирма может применять различные типы стратегии. Наступательная стратегия с высоким риском, высокой окупаемостью требует определенной квалификации, способности видеть новые рыночные перспективы и уметь быстро реализовать их в продуктах. Неспособность небольших фирм к осуществлению крупных НИОКР позволяет предположить, что этим фирмам не хватает обычно ресурсов для реализации наступательной стратегии. Однако в целом ряде технологических отраслей мелкие компании могут сконцентрироваться на одном проекте в то время как крупные фирмы распределят свои усилия на ряд проектов. Рыночный лидер обречен занимать наступательную позицию, ибо его позиции могут быть подорваны при появлении научно-технического нововведения.

Защитная стратегия предполагает невысокий риск и пригодна для компаний, способных получить прибыль в условиях конкуренции, поддерживая норму прибыли посредством низких издержек. Такую стратегию можно рекомендовать компании более сильной в маркетинге, чем в НИОКР. Однако и такой компании необходим достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на инновации конкурентов.

Лицензирование иногда называют поглощающей стратегией. Даже самые крупные компании не могут создать полного фронта НИОКР. Лицензирование может быть и поддерживающей стратегией для небольших фирм, которым трудно реализовать внедрение крупного нововведения. Альтернативой приобретению технологий может быть привлечение специалистов.

Рис. 6.2. Стратегическое управление инновациями



Похожие по содержанию материалы:
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Кредитование недвижимости: Вопросы, задания и литер ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Оценка рисков по факторам системы STAR ..
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Процессы принятия решения и управление ..
Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: Гендерный аспект коммуникативного поведения. ..
Волков А. Д. Описание возможных эффектов от постановки управленческого учета и бюджетирования ..
Орлов А.И. Эконометрика: Системы эконометрических уравнений ..
Зубанов Н.В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функ ..
Новиков М.В., Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Оценка рынка сбыта ..
Успенский И.В. Интернет-маркетинг: Ценовая политика и Интернет ..


Похожие документы из сходных разделов


Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Учет инфляции: Общие положения, показатели, описывающие инфляцию

 

6. УЧЕТ ИНФЛЯЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

6.1. Общие положения

Инфляция во многих случаях существенно влияет на величину эффективности ИП, условия финансовой реализуемости, потребность в финансировании и эффективность участия в проекте собственного капитала. Это влияние особенно заметно для проектов с растянутым во времени инве .. читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Планирование и управление программами НИОКР

6. Организационная структура сферы НИОКР, как стратегический фактор фирмы

6.1. Планирование и управление программами НИОКР

Менеджмент НИОКР – это принятие решений в постоянно меняющихся условиях, непрерывное рассмотрение программы НИОКР и переоценка ее в целом и составных ее частей. Для руководителя сферы НИОКР естественно, что любое его действие окружено неопределенно .. читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Управление знаниями при выполнении НИОКР

6. Технологии и практика стратегического инновационного менеджмента глобальных фирм

6.1. Управление знаниями при выполнении НИОКР

В турбулентном и быстро меняющемся мире каждая организация выбирает для себя лучший путь управления различными аспектами знания с целью занятия намеченной ею рыночной позиции и получения соответствующих конкурентных преимуществ. Такие .. читать далее