Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Организация выполнения управленческих решений как стадия менеджмента
9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КАК СТАДИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
9.1. Стратегия и практическая деятельность фирмы
Стратегия фирмы раскрывается в практической политике организации. Она разрабатывается по подразделениям и является основным средством управления фирмой.
Наиболее часто разрабатывается политика: - маркетинга (в т.ч. выпуск продукции, ценообразование, товародвижение, передвижение продукции), - производственная, - кадровая, - инвестиционная, - развития фирмы.
Конкретизация этих политик происходит в письменных и устных директивах практически ежедневно относительно той или иной ситуации. Следует избегать обилия бюрократических инструкций, привлекать к составлению необходимых указаний сотрудников. Практические действия организации излагаются в конкретных планах работы (мероприятиях). Пример связи ключевых результатов, задач, мероприятий и календарного плана - на рис. 33.
Рис. 33. Связь ключевых результатов, задач и календарного плана
Мероприятия должны отвечать на вопрос: "Что надо делать?" Их целесообразность проверяется вопросом: "Для чего необходимы данные мероприятия?"
На этапе организации управления выясняются ключевые результаты деятельности и конечные цели каждого руководителя во всех звеньях управления. Ключевые коммерческие результаты фирмы следует привязать к отдельным работникам. При этом может использоваться матрица ключевых результатов (табл. 9.1).
Таблица 9.1
Матрица ключевых результатов (пример)
Ключевой результат
Ответственное лицо
Руково-дитель
Ответств. за маркетинг
Ответств. за производство
Коммерческий руководитель
Ответственный за кадры
Рентабельность
+
+
+
+
+
Доля на рынке
+
+
Платежеспособность
+
+
Мотивация
+
+
+
+
Мероприятия
Для ключевых результатов работы отдельного лица характерным должно быть следующее: - они должны оказывать непосредственное и решающее влияние на результат всей деятельности фирмы, - иметь достаточно широкий характер, - занимать значительную часть времени менеджера, - их должно быть не более 4 - 6, - они должны включать, по меньшей мере, 80% всего, что ожидается от этого лица, - они должны приводить к целям фирмы.
Ключевые результаты и цели отдельных лиц окончательно утверждаются в ходе совещания руководителя с подчиненными, где определяются и методы оценки результатов.
Картина действий конкретных лиц и календарь распределения их времени может служить моделью их деятельности на плановый период (рис.36).
Рис.36. Система управления собственной деятельностью и использованием времени
Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами с разделением труда между ними.
Ответственность - это: - готовность в собственных решениях или действиях учитывать интересы тех, кого касается решение, - готовность отвечать за свои действия (что тесно связано с правом на самостоятельные действия), - готовность отвечать за действия исполнителей задания, если контроль и анализ не установил их личной вины.
Различают (рис.37): - собственную ответственность (обязанность отвечать за собственные действия), - чужую ответственность (обязанность отвечать за решения или действия других), - ответственность перед собою (случай, когда устанавливаемый нормы и исполнитель является одним лицом), - внешнюю ответственность (по отношению к внешним сферам деятельности предприятия), - внутреннюю ответственность (по отношению к внутренним сферам деятельности), - ответственность перед предприятием (учет интересов предприятия и его собственников).
Рис. 37. Установление и передача ответственности
В случае ответственности в смысле обязанности отвечать за последствия, принятие ответственности выступает в следующих формах: 1. Определение отрицательных результатов в результате контроля. 2. Определение персональной ответственности в результате анализа отклонений. 3. Персональные меры поощрения и взыскания: а) поощрения (премии, продвижения, укрепление авторитета), б) уменьшения содействия (вознаграждение, влияние на карьеру), в) санкции (снижение окладов, возмещение ущерба, потеря компетенции, отставка, увольнение, уголовное преследование).
Хорошо спланированное управление - лишь половина процесса. Оно дает результат, если в качестве части процесса управления прогнозируются важнейшие возможные ситуации и осуществляется подготовка к действиям при возникновении их. Это обеспечивается: - творческим и целеустремленным подходом к планированию, - составлением хорошего календаря руководителя с выделением необходимого времени для выполнения всех этапов и задач управления, - готовностью использовать все внутренние и внешние факторы положения фирмы и уже достигнутые результаты, -эффективным владением стилями управления, его методами и техникой, - настойчивым и творческим совершенствованием работы.
К числу внутренних и внешних факторов положения фирмы следует отнести: - основной характер коммерческой деятельности (например, промышленная фирма или работа в сфере обслуживания), - общее экономическое положение, - связанные группы (внешние - клиентура, поставщики, финансисты, государство, конкуренты, внутренние - собственники, менеджеры, кадры), - этапы развития организации (создание - нужда в новом руководителе, авторитарное его руководство - бунт подчиненных, делегирование полномочий - кризис контроля, сотрудничество - психологический кризис), - размер фирмы, - ее структура, - атмосфера в ней, - ресурсы, - руководитель (его стиль, роль, понимание этого).
На конкретную ситуацию конкретного человека могут оказывать влияние различные внешние и внутренние факторы. Наиболее типичные из них:
внешние: - мероприятия конкурентов, - внезапные изменения в экономическом положении клиентов, - кризисы, - общественные события, - погодные условия, - положение на рынке труда, - законодательство, - мероприятия по регулированию социальных процессов, - изменения на денежных рынках, - изменение международной коньюнктуры, - новая технология, - деятельность средств массовой информации, - изменения в позициях и оценках.
внутренние: - личные отношения, - перегрузки в работе, - отпуски, болезни, - мероприятия профсоюза, - положительные и отрицательные неожиданные ситуации, - текучесть кадров, - расширение или сокращение деятельности фирмы, - неисправность машин и оборудования, - неправильное поведение клиентов и персонала, - действия влиятельных лиц, - факторы охраны и безопасности труда, - инициатива и идеи, - мотивация.
Учет таких факторов помогает прогнозировать ситуации и подготовить ответы на вопросы: "А что будет, если ......?"
1. Совершенствование планирования своей работы: - уточнение необходимости такого совершенствования, - учет и анализ использования рабочего времени, - группировка и анализ информации, - идеи по практическим мерам совершенствования.
2. Беседы о результатах с подчиненными (1 - 2 раза в год): - подготовка к ней, - собственно беседа (2 - 4 часа), - выводы, - договор о целях и ключевых результатах, индивидуальном совершенствовании подчиненного, контроле его работы.
3. Разработка техники получения данных об отдаче подчиненного.
4. Техника принятия решений.
5. Способы поощрения.
6. Консультирование и индивидуальная подготовка.
7. Техника оказания влияния.
8. Способы подбора и оценки персонала.
9. Делегирование ответственности и власти.
10. Личные факторы руководителя (умение слушать, говорить, повышать уровень, работать в группе, управлять изменениями и т. д.).
11. Творческий подход к решению ситуации (творческая позиция - открытость, гибкость, самостоятельность, творческое выражение на вызов - взгляды, мотивы, чувства, новые мысли, способность к риску, воле, творческая деятельность - новое соединение известных факторов).
12. Напористость в выполнении планов (известная агрессивность, целеустремленность, познание своей воли, обязательство добиваться решения задач, переход от слов к делу, доведение дела до конца).
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Инженер по инвентаризации строений и сооружений
Должностные обязанности. Разрабатывает документацию, отражающую состав и техническое состояние строений и сооружений производственного и гражданского назначения, подлежащих государственному надзору, осуществляе ..
Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или совокупный доход, что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей.
В финансовом отношении каждое предприятие выполняет две основные функции: потребляет экономические ресурсы и делает возм ..