

Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Подготовка производства на заводе-изготовители продукцииПри успешном завершении функциональных испытаний нового товара многие фирмы производят рыночные испытания (пробный маркетинг). Проблема проведения рыночных испытаний новых товаров зависит от многих факторов, главные из которых следующие: Решение вопросов о проведении (или непроведении) рыночных испытаний, а также решения, по какой конструкторской документации (опытного образца, серийного производства) и в каком производстве (опытном или серийном) будет изготовлена опытная партия нового товара для пробного маркетинга и следует ли приостановить или продолжить работы по подготовке производства до получения результатов рыночных испытаний, зависит от конкретных условий функционирования фирмы, ее целей, ресурсов, методов работы и политики. Цель рыночных испытаний - испытание товара в условиях реального использования, выявление мнений, замечаний потребителей и торговых работников об особенностях его использования и проблемах продаж, а также определение размеров рынка и общего прогноза сбыта, т.е. производственной программы. Испытания в рыночных условиях дают руководству информацию для принятия окончательного решения о целесообразности выпуска нового товара. Если фирма будет приступать к развертыванию коммерческого производства, ей предстоят большие расходы на окончание подготовки производства, затраты на капитальное строительство и освоение производства, затраты на каналы распределения и стимулирование сбыта нового товара. При этом она должна решить следующие главные вопросы - когда, где, кому и как продавать новый товар. КОГДА. Первым принимается решение о своевременности выпуска нового товара на рынок. Если новый товар будет подрывать сбыт других подобных товаров фирмы или в его конструкцию можно внести дополнительные усовершенствования, то, вероятно, выпуск нового товара на рынок будет отложен. ГДЕ. Принимается решение о реализации товара на определенных географических рынках или в общенациональном или международном масштабах. При отсутствии достаточных уверенности в успехе, необходимых средств и возможностей для выхода с новым товаром на общенациональный рынок устанавливается временной график последовательного освоения рынков. КОМУ. Выбираются наиболее выгодные рынки в группе осваиваемых, и для их освоения сосредотачиваются усилия по стимулированию сбыта. КАК. Разрабатывается план действий для последовательного вывода нового товара на рынки (план маркетинга). Ответы на эти простые по форме, но чрезвычайно сложные по своей сути вопросы оказывают влияние на дальнейший ход подготовки производства и промышленного освоения новых товаров, так как определяют: Конструкторская подготовка производства на заводе является завершающей частью КПП. Цель конструкторской подготовки серийного производства - адаптировать конструкторскую документацию ОКР к условиям конкретного серийного производства предприятия-изготовителя. Как правило, конструкторская документация ОКР уже учитывает производственные и технологические возможности предприятий-изготовителей, но условия опытного и серийного производств имеют существенные различия, что приводит к необходимости частичной или даже полной переработки конструкторской документации ОКР. КПП производится отделом главного конструктора серийного завода (ОГК) или серийным отделом НИИ, СКБ, ОКБ в соответствии с правилами "Единой системы конструкторской документации" (ЕСКД). В процессе КПП разработчики в максимально допустимых пределах должны учитывать конкретные производственные условия предприятия-изготовителя: 1. Получение конструкторской документации от разработчика. 2. Проверка документации на комплектность. 3. Внесение изменений в соответствии с особенностями предприятия-изготовителя. 4. Внесение изменений по результатам отработки конструкции на технологичность. 5. Внесение изменений по результатам технологической подготовки производства. 6. Техническое сопровождение изготовления опытной партии изделий. 7. Внесение изменений в конструкторскую документацию по результатам изготовления опытной партии. 8. Присвоение документации литеры О2 для изготовления установочной серии. 9. Техническое сопровождение изготовления установочной серии. 10. Перевод документации в литеру А для установившегося серийного производства. 11. Выпуск ремонтной, экспортной и иной документации. 12. Техническое сопровождение серийного производства. В настоящее время все большее место в работах КПП приобретают методы автоматизированного проектирования и создания конструкторских документов (САПР). Задачей ТПП является обеспечение полной технологической готовности фирмы к производству новых изделий с заданными технико-экономическими показателями (высоким техническим уровнем, качеством изготовления, а также с минимальными трудовыми и материальными издержками при конкретном техническом уровне предприятия и планируемых объемах производства). В процессе ТПП решаются следующие основные задачи: Исходными данными для проведения ТПП являются: Технологическая подготовка производства регламентируется стандартами "Единой системы технологической подготовки производства" (ЕСТПП). Содержание основных этапов ТПП и их исполнители приведены в табл. 9.1. Табл. 9.1 Содержание основных этапов ТПП
Отработка изделий на технологичность Технологическую рациональность характеризуют: 1) коэффициент применяемости Кпр = (m - mор)/m, где m - общее количество типоразмеров (наименований) деталей (элементов, микросхем и т.п.); mор - количество оригинальных деталей; 2) коэффициент повторяемости
где mоб - общее количество деталей; 3) коэффициент унификации
где mу - число унифицированных стандартных и заимствованных деталей, выпускаемых предприятиями отрасли; 4) коэффициент стандартизации
где mст - число стандартных деталей . Коэффициенты Кпр, Кп, Ку, Кст правильнее рассчитывать, используя трудоемкости элементов изделия. В различных вариантах технологических процессов изготовления новых изделий могут применятся разнообразные заготовки, оборудование, технологическая оснастка и т.д., что приводит к различным трудоемкости, производительности и использованию рабочих различной квалификации. Основными критериями для выбора оптимального технологического процесса являются себестоимость и производительность. Для упрощения расчетов используют технологическую себестоимость, которая является частью полной себестоимости и учитывает затраты, зависящие от варианта технологического процесса:
где Зт - технологическая себестоимость; Для выбора оптимального варианта техпроцесса, т.е. для сопоставительной оценки нет необходимости производить поэлементный расчет всех статей затрат, входящих в себестоимость, а достаточно проанализировать лишь затраты, меняющиеся при изменении технологического процесса. Вычислять и включать в себестоимость затраты, не меняющиеся при изменении варианта процесса, не имеет смысла, так как при определении абсолютной величины экономии, достигаемой при применении более выгодного варианта, одинаковые слагаемые себестоимости взаимно уничтожаются. Сравнение вариантов технологического процесса по себестоимости производится следующим образом. Технологическая себестоимость при варианте 1 равна
а при варианте 2 составляет
Графически варианты 1 и 2 могут быть представлены прямыми линиями (рис. 28). Рис. 28. График сравнительной оценки двух вариантов технологического процесса Точка А пересечения этих линий определяет критическое количество деталей Qкр, при котором оба варианта будут равноценными, т.е.
или откуда При объеме выпуска меньше критического более экономичным будет вариант 1, а при количестве изделий больше критического - вариант 2. Выбор наиболее экономичного варианта реализации технологического процесса из множества возможных способов изготовления продукции следует в общем случае осуществлять по минимуму приведенных затрат, которые принимаются в качестве критерия оптимальности. Однако для сопоставления вариантов технологических процессов во многих случаях достаточно ограничиться расчетом технологической себестоимости выпуска. Поэтому в дальнейшем в качестве ценовой функции используются не полные приведенные затраты, а минимум суммы где Рассмотрим технико-экономическую оценку возможных вариантов на примере изготовления полупроводниковых микросхем. Типовая укрупненная последовательность технологического процесса изготовления полупроводниковых микросхем включает девять основных операций (химическая обработка, окисление, фотолитография, диффузия, разделение пластин на кристаллы, монтаж кристалла в корпус, присоединение выводов, герметизация и испытания), каждая из которых может быть осуществлена 3 - 7 способами. Даже объединение процессов по группам операций дает представление о многовариантности технологического процесса изготовления микросхем. Помимо способов реализации каждой операции в реальных условиях разработки и производства приходится учитывать и выбирать: методы изоляции компонентов схемы, методы технологии, степень интеграции прибора, а также решать многие другие конструктивно-технологические вопросы. Реализация каждого способа на определенной операции предполагает различные затраты на основные материалы и комплектующие изделия Мij, на основную заработную плату Lij, амортизационные отчисления Аij, капитальные затраты Кij и ведет к достижению разных уровней коэффициента выхода годных изделий Pij. Перечисленные исходные данные по группам операций удобно представить в виде матрицы операционных показателей. В связи со сложностью анализа вся совокупность операций технологического процесса разбивается на три крупные стадии, а именно: обработку, сборку и испытания изделий. Число возможных способов выполнения каждой стадии ограничим также тремя. В результате получается укрупненная матрица Расчет сводится к тому, чтобы из заданной совокупности возможных способов выполнения стадий процесса выбрать рациональный вариант проведения всего технологического процесса, удовлетворяющий минимуму заданной целевой функции. Поиск рационального варианта технологического процесса производится на компьютерах с использованием специализированного программного обеспечения. Таблица 9.2 Матрица показателей стадий технологического процесса
Функции организационной подготовки производства: В процессе организационной подготовки производства используются конструкторская, технологическая документации и данные для проведения технологической подготовки производства (разд. 9.3). Основные этапы ОПП, их содержание и исполнители приведены в табл. 9.3. Таблица 9.3 Этапы ОПП и их содержание
Начальный этап освоения выпуска новых изделий характеризуется повышенными издержками. Причину этого можно объяснить следующими факторами: По мере наращивания объема выпуска новых изделий происходит снижение издержек. Возможные пути повышения эффективности производства на стадии освоения приведены на рис. 29. Рис. 29. Основные направления получения экономического эффекта в процессе освоения новых изделий Минимизация потерь тесно связана с характеристикой наращивания выпуска, которая в свою очередь зависит от снижения трудоемкости изделия в процессе освоения. Для каждого конкретного предприятия, которое характеризуется выпуском конкретного вида изделий, определенным уровнем технологии, организации, можно установить корреляционную связь между суммарным объемом выпуска и его трудоемкостью на основе статистических данных по освоению производства аналогичных изделий. Аналогичную зависимость можно установить и для суммарного объема выпуска и себестоимости: где Зi- себестоимость или трудоемкость Qi-го изделия с момента начала выпуска; З1(a) - себестоимость или трудоемкость изготовления первого изделия, с которого считается начало освоения; Qi(x) - порядковый номер изделия с начала выпуска; b - показатель, характеризующий крутизну кривой освоения (0,05-0,75) для данного предприятия. Принято считать коэффициентом освоения (Кос) то снижение себестоимости, которое будет достигнуто при каждом удвоении выпуска продукции. Показатель b и коэффициент освоения Кос связаны между собой зависимостью Практика показывает, что для приборостроительных предприятий Кос лежит в пределах 0,7¸0,9. Величины Кос и показателя b зависят от факторов: На рис. 30 приведены кривые освоения, соответствующие коэффициентам Кос=0,9, Кос=0,8, Кос=0,7 для условно-переменных издержек. Чем меньше Кос (и соответственно больше показатель b), тем большие потери несет предприятие на этапе освоения. Рис. 30. Изменение издержек на единицу продукции в процессе освоения Как видно из изложенного в предыдущих разделах, подготовка производства - сложный процесс, состоящий из многих стадий и этапов. Решения, принимаемые на каждом из этих этапов, влияют на последующие этапы и общую эффективность НИОКР. Все это делает целесообразным сквозное внутрифирменное планирование жизненного цикла изделия. Подготовка производства - та стадия жизненного цикла изделия, когда эти обстоятельства становятся решающими. В разд. 8.5 подчеркивалось решающее значение сокращения времени проведения НИОКР и подготовки производства. Одним из методов достижения этого является максимальное запараллеливание процессов разработки и подготовки производства. Один из вариантов осуществления этого показан в табл. 9.4. Разумеется, для конкретных ОКР такие совмещения требуют соответствующей корректировки. Таблица 9.4 Распределение работ по КПП, ТПП и ОПП на различных этапах ОКР (примерное)
Подготовка производства на серийном заводе-изготовителе является заключительной частью инновационного процесса, особенно если вывод товара на рынок подготовлен пробным маркетингом. В подготовке производства участвуют практически все службы завода. Входной информацией для такой подготовки является наличие полного комплекта конструкторской документации и маркетинговая оценка производственной программы по новому изделию. Далее подготовка производства проходит по следующим стадиям: Эти стадии во многом выполняются параллельно по следующим основным направлениям (до начала изготовления опытной партии на действующем предприятии): Примерный упрощенный сетевой граф (а не график!) подготовки производства приведен в приложении 1. |