

Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Анализ и управление портфелем диверсифицированной компании
Матрица БКГ подробно рассмотрена в курсе "Основы менеджмента". Главной целью ее использования является помощь менеджеру в определении требований к потокам финансовых ресурсов между СЗХ в портфеле фирмы. Подход БКГ включает три главных шага: - разделение сферы деятельности фирмы на СЗХ и оценка долгосрочных перспектив последних; Основные рекомендации БКГ: 1. Избыток средств от "дойных коров" должен использоваться для развития выбранных "диких кошек" и выращивания развивающихся "звезд". Долговременные цели состоят в укреплении позиции "звезд" и превращении привлекательных "диких кошек" в "звезды", что сделает портфель компании более притягательным. 2. "Дикие кошки" с более слабыми или неясными долговременными перспективами должны "раздеваться" так, чтобы уменьшить спрос на финансовые ресурсы в компании. 3. Компания должна выходить из отрасли, когда СЗХ, находящиеся там, относятся к "собакам" - при помощи "сбора урожая" "раздевания" или ликвидации. 4. Если компания испытывает недостаток в "дойных коровах", "звездах" или "диких кошках", то должны быть предприняты уступки и "раздевание" для сбалансирования портфеля. Портфель должен содержать "звезды" и "диких кошек" в количествах, достаточных для обеспечения здорового роста компании, и "дойных коров" - для обеспечения инвестициями "звезд" и "диких кошек". Главным достоинством матрицы БКГ является фокусирование внимания на требованиях к потоку финансовых средств для различных типов СЗХ и указания на использование этих потоков для оптимизации портфеля корпорации. Однако матрица БКГ имеет ряд существенных недостатков. Это упрощенная модель в двух измерениях, которая не учитывает ряд важных факторов. Бизнес, занимающий малую часть рынка, может быть очень прибыльным и занимать сильную конкурентную позицию. Точно так же рост рынка - не единственный фактор, определяющий привлекательность СЗХ. Как и матрица БКГ, эта матрица в двух измерениях, но ее переменные зависят от многих факторов (курс "Основы менеджмента"). Привлекательность СЗХ оценивается в четыре этапа: - стратегические менеджеры идентифицируют критерии привлекательности СЗХ; Сходным образом оценивается конкурентный статус фирмы в СЗХ: - стратегический менеджер идентифицирует ключевые факторы успеха для каждой отрасли, в которой компания конкурирует; Сравнение СЗХ производится с помощью матрицы Мак-Кинсей (рис. 17) аналогично матрице БКГ. Матрица Мак-Кинсей разделена на девять ячеек. СЗХ в трех из них характеризуются как "победители" или наиболее желательные сферы бизнеса. Три ячейки характеризуются как проигрывающие, которые наименее желательны для бизнеса (относительно слабая конкурентная позиция в непритягательных отраслях).
Рис. 17. Матрица Мак-Кинсей Одна ячейка обозначена "знак вопроса" (аналог "дикой кошки" матрицы БКГ). Это неопределенное, но перспективное положение в бизнесе. При поддержке эти СЗХ превращаются в "победителей", однако есть и риск их превращения в "проигрывающие". Одна ячейка называется "производитель прибыли" (аналог "дойных коров" матрицы БКГ). Стратегические выводы из анализа на основе матрицы Мак-Кинсей очевидны: - "проигрывающие" должны "раздеваться", ликвидироваться или подвергаться процессу сбора урожая; Сбалансированный портфель СЗХ должен содержать в основном "победителей" и развивающихся "победителей", небольшое количество "производителей прибыли" и немного "знаков вопроса", потенциально способных перерасти в "победителей". Однако часто компании имеют несбалансированные портфели. Различные типы такой несбалансированности отражены в табл. 9.1. Таблица 9.1 Типы несбалансированности портфеля СЗХ фирмы
Одним из больших преимуществ матрицы Мак-Кинсей является ее гибкость. Подход учитывает, что различные отрасли характеризуются различными факторами конкурентного успеха. Одновременно учитывается большее число стратегически важных переменных, чем в подходе БКГ. Однако в этом подходе не все совершенно. Одна из главных трудностей состоит в том, что он дает ряд стратегических решений, но не определяет, какие из них следует предпочесть. Следовательно, стратегический менеджер должен дополнить этот анализ субъективными оценками. Другой проблемой является определенная статика отображения рыночного положения фирмы. Матрица эволюции СЗХ (матрица Хофера) описана в курсе "Основы менеджмента". Преимуществом такой матрицы является распределение СЗХ фирмы по различным стадиям жизненного цикла. Например, СЗХ типа "знак вопроса" с высоким потенциалом и "развивающиеся победители" должны поддерживаться, чтобы они превратились в "превосходных победителей" и "производителей прибыли" в будущем. Потенциально "проигрывающие" СЗХ должны "раздеваться" по возможности быстрее. Бизнес в СЗХ, находящихся в стадиях зрелости и спада, должен управляться таким образом, чтобы использовать их конкурентную силу. Любой излишек денежных средств в этих СЗХ должен использоваться для поддержки" развивающихся победителей" и СЗХ, проходящих стадию замедления роста. Как и матрица Мак-Кинсей, эта матрица позволяет менеджерам оценить степень сбалансированности портфеля СЗХ. Сбалансированный портфель должен содержать "сформировавшихся победителей" и "производителей прибыли", немного "развивающихся победителей" и высокопотенциальных "знаков вопроса". Матрица позволяет оценить динамику портфеля СЗХ. С другой стороны, она лишь дополняет матрицу Мак-Кинсей, так как не отражает многих существенных факторов. Неоспоримые преимущества такой техники: - возможность для менеджеров анализировать последствия диверсификации; - отображение необходимых денежных потоков между отдельными СЗХ, возможность для высшего руководства фирмы правильно распределять ресурсы; Однако матричная техника анализа СЗХ может привести и к определенным "ловушкам": - большое число СЗХ может создать проблемы информационной перегрузки для руководства фирмы (на практике это происходит, если число СЗХ приближается к 40-50), а, следовательно, и слабые общие решения; Можно рассматривать следующие основные стратегии входа в новую сферу бизнеса: - приобретение; Приобретать можно развитую компанию с оборудованием, персоналом. Новое внутреннее предприятие начинается с полного отсутствия чего-либо (зданий, оборудования, персонала, каналов распространения), иначе говоря, - "с чистого листа". Выбор той или иной стратегии зависит от ряда факторов: - барьеров входа, зависящих от степени продуктовой дифференциации, стоимостных преимуществ и возможностей экономии на масштабе производства; чем они существеннее, тем более выгодным становится приобретение; - степени связи нового бизнеса с существующими в компании (чем она больше, тем ниже барьеры входа); В целом, новое внутреннее предприятие может быть более приемлемым при следующих условиях: - отрасль находится в стадии зарождения или роста; Приобретение будет более приемлемым: - при отрасли, находящейся в стадии зрелости; В терминологии анализа портфеля новое внутреннее предприятие привлекательно для компании, которой требуется больше "знаков вопроса" в портфеле или имеется настоятельная необходимость укрепления "развивающихся победителей" в стадии зарождения или роста. Приобретение целесообразно при нужде компании в "развитых победителях" или "производителях прибыли" (табл. 9.2). Таблица 9.2 Признаки дисбаланса портфеля СЗХ и предпочтительные стратегии входа
Следует иметь в виду, что при недостаточной проработке стратегии приобретения компании может обнаружиться, что вместо приобретения "победителей" или "производителей прибыли" в портфеле добавились "собаки". Это может произойти по следующим причинам: - компания часто испытывает трудности при попытках интегрировать разные корпорационные культуры; Как указывалось выше, в терминах техники управления портфелем новые внутренние предприятия выступают как "знаки вопроса". Вероятность ошибок может быть уменьшена при учете возможности следующих типичных просчетов: - вход мал по масштабу; На рис. 18 показано соотношение между объемом входа, прибыльностью и денежными потоками при малом и большом объемах бизнеса. Малые объемы бизнеса ведут к меньшим потерям, но в долгосрочной перспективе, большие объемы генерируют большую скорость возврата. В некоторых ситуациях компании предпочитают внутреннее новое предпринимательство стратегии приобретения, однако опасаются необходимости новых инвестиций и риска (например, в случае "развивающегося победителя" в стадиях зарождения и роста). Это ведет к использованию ими совместного предпринимательства, которое способствует страхованию от риска и инвестиций в новые проекты. Однако надо отметить следующие недостатки такого способа входа: - кроме страхования инвестиций и риска, требуется гарантия достаточной прибыльности нового дела; Рис. 18. Влияние объема бизнеса на прибыльность и денежные потоки Как показывает табл. 9.1, уход обычно требуется, когда компания имеет много "проигрывающих" или "знаков вопроса", а иногда и много "развивающихся победителей". Компания может иметь три стратегии в этом случае: - "раздевание"; "Раздевание" включает продажу бизнеса другой компании или управление изнутри компании. Легко продаются "развивающиеся победители" или в некоторых случаях "знаки вопроса" и очень трудно "проигрывающие". "Сбор урожая" включает контролируемое изъятие инвестиций для оптимизации денежных потоков компании при выходе компании из данной отрасли. Для увеличения внутренних денежных потоков управление фирмой устраняет или ограничивает новые инвестиции, ограничивает затраты на эксплуатацию, снижет расходы на продвижение и НИОКР, расходует прибыли прошлых удачных периодов. Эффект иллюстрирует рис. 19. СЗХ теряет рынок по объему продаж, но на короткое время возрастает приток денежных средств от нее, которые используются для развития других СЗХ корпорации. При спаде денежного потока приступают к ликвидации СЗХ. Выбор стратегии ухода определяется характеристикой СЗХ и интенсивностью конкуренции в отрасли (табл. 9.3). Рис. 19. Влияние стратегии "сбора урожая" на денежные потоки Таблица 9.3 Выбор стратегии ухода
На практике большинство диверсифицированных компаний можно классифицировать следующим образом: - предпринимательство с "главным" бизнесом по объемам продаж с умеренно дифференцированной частью связанного или несвязанного бизнеса (приблизительно треть или менее от полного объема продаж корпорации); Процедура оценки принятой корпорацией стратегии должна состоять из следующих шагов: - идентификации существующей стратегии; В результате анализа по этим направлениям должны быть получены ответы на следующие вопросы: - Содержит ли портфель фирмы необходимые СЗХ в привлекательных отраслях? Наилучшим вариантом портфеля является его комплектация СЗХ с высокой степенью привлекательности и с учетом необходимости их балансировки. Различные варианты дисбаланса портфеля и методы его устранения рассмотрены выше. Финальной стадией в разработке (корректировке) плана действий является обеспечение действий по координации взаимоотношений тех СЗХ, которые составляют притягательную ось конкурентного потенциала. Возможные пути такой координации: - выделение связанной активности в стоимостной цепи фирмы (централизация закупок, совместный НИОКР, полное или частичное интегрирование производства, интеграция дилерской сети и организация продаж и т.д.); 1. Имеются три главных техники анализа и управления портфелем фирмы: матрица БКГ, матрица Мак-Кинсей и матрица эволюции отрасли Хофера. |