Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Менеджмент организации: Логи .. | Гольдштейн Г.Я.,  Гуц А.Н. Э .. | Орлов А.И. Эконометрика: Опр .. | Маркетинг: Маркетинговые исс .. |


Маркетинг: Управление маркетингом: Управление маркетингом на функциональном уровне: сегментация рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование, разработка комплекса маркетинга

VI. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ

3. Управление маркетингом на функциональном уровне: сегментация рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование, разработка комплекса маркетинга

Организация управления на функциональном уровне

Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта, попытаемся найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций, к приведению их в логически непротиворечивую систему. Этот подход состоит в выделении четырех блоков комплексных функций и ряда подфункций в каждом из них.

Структурно они выглядят следующим образом.

Аналитическая функция

1. Изучение рынка как такового.

2. Изучение потребителей.

3. Изучение фирменной структуры.

4. Изучение товара (товарной структуры).

5. Анализ внутренней среды предприятия.

Производственная функция

1. Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.

2. Организация материально-технического снабжения.

3. Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

Сбытовая функция (функция продаж)

1. Организация системы товародвижения.

2. Организация сервиса.

3. Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

4. Проведение целенаправленной товарной политики.

5. Проведение целенаправленной ценовой политики.

Функция управления и контроля

1. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии.

2. Информационное обеспечение управления маркетингом.

3. Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии).

4. Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

Применительно к конкретному предприятию-фирме эти функции можно конкретизировать так, как показано на рис. 3.1.

Сегментация рынка

Рынок, как правило, образует группы потребителей с различными нуждами и желаниями. Каждая такая группа – определенный сегмент рынка с отличающимися характеристиками потребителей. Процесс деления рынка на такие группы называется сегментацией.

В определенном смысле сегментация – стратегия, используемая продавцом для концентрации и, следовательно, оптимизации использования своих ресурсов на рынке. С другой стороны – это ряд процедур, используемых продавцами для сегментирования рынка.

Один разрез сегментации по поведению потребителя можем провести по таким характеристикам: география, демография и психография.

Второй разрез сегментации – это отклик покупателя на продукт включает: обстоятельства использования, польза, употребление и отношение к товару.

Можно предложить следующую последовательность процедур сегментации:

1. Конструирование пространства продуктов, геометрически отражающего предложения потребителей по продуктам или категориям марок.

2. Получение плотности распределения при позиционировании идеальных предложений потребителей в этом пространстве.

Рис. 3.1. Основные функции маркетинга на предприятии-фирме

3. Разработка модели предложений группы потребителей относительно новых и модифицированных моделей.

Практически в условиях России рекомендуется производить сегментацию по характеристикам, приведенным на рис. 3.2 и 3.3.

Позиционирование товара (услуг) на рынке

Позиционирование – это установление того, чем товары отличаются от аналогичных товаров конкурентов. Разница определяется по «карте» конкурентной позиции в координатах признаков, важных потребителю.

Отрасли

Промыш­ленность

Транспорт, связь

С/х

Строи­тельство

Оборона

Культура, наука, здраво­охранение

Торговля, комму­нальное хоз.

Форма собствен­ности

Государственная

Коллек­тивная

Частная

Иностранных юридич. лиц

Смешанная

Сферы деятель­ности

НИОКР

Основное произ­водство

Производственная инфраструктура

Социальные инфра­структуры

Размер предпри­ятия

Малое

Среднее

Крупное

География

Умеренные ши­роты

Тропики

Арктика,

Антарктика

Широта произ­водственного профиля

По классу и виду продукции

По разновидности и типу

По типоразмеру

Рис. 3.2. Сегментация товаров производственного назначения

Возрастные группы

Молодежь

Средний возраст

Пожилые

Преклонного возраста

Семейное положение

Одинокие

Семейные без детей

Семейные с небольшим количеством детей

Многосемейные

Состояние здоровья

Здоровые

Инвалиды с детства

Инвалиды по увечью

Образование

Начальное

Среднее

Высшее

С учеными степенями

Сферы деятельности

Промышленность, строительство, транспорт

С/х

Культура, наука, здравоохранение

Воен-ные

Сфера обслуживан-ния

Уровень доходов

Низкий

Средний

Высший

Колеблется в течение года

Национальные традиции

Американский тип

Азиатский тип

Латиноамерикан-ский тип

Европейский тип

Африкан-ский тип

Реакция на новый товар

Суперноваторы

Новаторы

Обыкновенные

Консерва-торы

Суперкон-

серваторы

Рис. 3.3. Сегментация потребительских товаров

Обычно позиционирование продукта производится с помощью карт, разделенных на 4 квадранта. Величина продаж каждого продукта может быть выражена площадью соответствующего круга (рис. 3.4).

При позиционировании делается выбор такого сегмента рынка, где поставщик будет занимать оптимальную для выбранной цели позицию.

Рис. 3.4. Пример позиционирования товара



Похожие по содержанию материалы:
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Выбор целевого рынка ..
Перция В. Развитие брэнда во времени ..
Квалификационный справочник: Начальник планово-экономического отдела ..
Квалификационный справочник: Начальник производственного отдела ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: ОКР - важнейшее звено в реализации стратеги ..
Менеджмент организации: Логистика: Логистика запасов ..
Гольдштейн Г.Я.,  Гуц А.Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений: Пример прог ..
Орлов А.И. Эконометрика: Определение индекса инфляции ..
Маркетинг: Маркетинговые исследования: Методы анализа данных и прогнозирование в маркетинговых иссле ..
Деловое общение:Критика и комплименты в деловой коммуникации ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Учет неопределенности и риска: Общие положения ..
Стратегии бизнеса: Пример формирования финансовой стратегии «Нефтяной компанией ЛУКойл» ..
Менеджмент организации: Основы маркетинга: Сегментация рынка ..


Похожие документы из сходных разделов


Основные методы управления - Основы менеджмента

5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

5.5. Профессионалы советуют

Внедрение схемы оплаты за конкретные дела

(Setting up Performance – Related Pay Scheme)

< ..
читать далее
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Система управления затратами в предпринимательской деятельности

ГЛАВА 6. ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. Система управления затратами в предпринимательской деятельности

Управление затратами – это средство высокого экономического результата предприятия. Отметим, что управление затратами это не только их снижение. Оно включает такж .. читать далее


Стратегии бизнеса: Основные методы оценки инвестиционных проектов

Глава 6. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА

6.4. Основные методы оценки инвестиционных проектов

Несмотря на то, что указанные в предыдущем разделе принципы оценки эффективности инвестиционных проектов представляются общими как для стационарных, так и для нестационарных хозяйственных систем, способы и схемы реализации этих принципов, алгоритмы определения .. читать далее