Диверсифицированные компании, как правило, производят продукты, находящиеся на разных стадиях своих жизненных циклов. Рыночная позиция этих компаний (конкурентный статус фирмы - КСФ) также различна. Матричная техника анализа портфеля таких компаний может использоваться при выборе стратегии НИОКР. В частности, в [7] приведен вариант использования для этих целей матрицы "Дженерал Электрик - Мак Кинсей" (рис. 6.4).
1. Специфика НИОКР, как бизнеса, состоит в том, что часто возникает ситуация "двух бизнесов": получение и использование в интересах корпорации плановых результатов НИОКР, а также побочных результатов, имеющих коммерческое значение.
2. Стратегия НИОКР должна строиться на основе общей стратегии бизнеса фирмы. Однако стратегия НИОКР имеет собственное поле применения и свои специфические особенности.
3. Важнейшим элементом стратегии НИОКР в корпорации является выбор и управление портфелем НИОКР в условиях ограниченности ресурсов корпорации.
Рис. 6.4. Рекомендуемые стратегии НИОКР в диверсифицированной корпорации в зависимости от сектора расположения бизнеса
4. Фирма в своей деятельности может использовать наступательную стратегию НИОКР (разработка новых продуктов и технологий), защитную (улучшение продуктов и технологий), смешанную, а также лицензирование. Выбор стратегии зависит от рыночного положения фирмы, ее конкурентного статуса, стадии жизненного цикла отрасли и характера портфеля СЗХ (для диверсифицированной фирмы).
5. Как правило, фирма может применять несколько стратегий по различным продуктам. При этом дополнительно следует учитывать конкурентные преимущества каждой стратегии, требования по организации производства и управления, дестабилизирующие факторы (табл. 6.2)
Таблица 6.2
Сравнение различных стратегий продукт/маркетинг/производство
6. УЧЕТ ИНФЛЯЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
6.3. Учет влияния инфляции. Дефлирование
6.3.1. Влияние инфляции на эффективность проекта в целом
Для того чтобы учесть влияние инфляции на показатели эффективности проекта “в целом”, следует методами, описанными в предыдущих главах, с использованием вычисленных прогнозных ..
6. Организационная структура сферы НИОКР, как стратегический фактор фирмы
6.3. Основные тенденции развития теории проектирования и практики систем управления НИОКР
В целях компактности изложения мы используем результаты теоретических посылок в [107] и изложение практики управления разработками программного обеспечения [82, 103]. Даже сопоставление названий этих ра ..
В качестве примера подходов к стратегии НИОКР избрана корпорация «Дженерал Электрик» (GE -- General Electric). Это типичная для Северной Америки транснациональная корпорация, которая многие годы была ведущим в ..