Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Бронникова Т.С., Чернявский .. | Квалификационный справочник: .. | Ермишин П.Г. Основы экономич .. |


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Систематизированный подход к оценке проектов с высоким уровнем неопределенности (система STAR)

5. Проблемы неопределенности при принятии предпринимательских решений и риски при выполнении инновационных проектов

5.4. Систематизированный подход к оценке проектов с высоким уровнем неопределенности (система STAR)

Предыдущие параграфы этой монографии и весь опыт проектантов сложных систем подсказывает, что наибольшие знания в оценке рискованности проекта, особенно нового и наукоемкого, имеют частные риски по тем критериям, техническим и маркетинговым характеристикам нового продукта, которые имеют ключевое значение для технического и коммерческого успеха проекта. Этот достаточно естественный вывод позволяет вернуться к системам оценки проекта, их мониторинга и принимаемым при этом решениям [приложение 1). Перечень этих таблиц:
1.Факторы спроса;
2. Факторы, связанные со стратегией проникновения на рынок;
3. Факторы, определяемые возможной блокировкой вхождения фирмы в новый бизнес;
4. Факторы, определяемые характером конкуренции;
5. Факторы, определяющие устойчивость бизнеса;
6. Факторы влияния условий стандартизации;
7. Факторы, влияющие на издержки коммерциализации продукции;
8. Факторы, определяющие преимущества в потенциале коммерциализации;
9. Факторы ресурсов рычага коммерциализации бизнеса;
10. Факторы, связанные с новизной отрасли;
11. Факторы, определяющие издержки на разработку;
12. Факторы, определяющие дополнительные возможности разработки;
13. Оценки возможных потерь;
14. Факторы внешней неопределенности проекта;
15. Факторы внутренней неопределенности в деятельности фирмы.

Всего таким образом авторами STAR разработано 15 таблиц, в значительной степени содержащих оценки факторов, влияющих на коммерциализацию проекта. Эти таблицы несколько модернизированы автором настоящей монографии с целью их более полной унификации при оценки рисков. Всего в них содержится 118 отдельных факторов.

Различные варианты спроса зависят от свойств продукта и определяют изменения потенциала прибыли из-за степени быстроты проникновения продукта на рынке и характера блокировки вхождения фирмы в новый бизнес (табл. П1--П2).

На устойчивость денежных потоков влияют обстоятельства, связанные с быстротой и агрессивностью реагирования конкурентов на вход фирмы на рынок, их возможностью имитировать технологию, а также степенью соответствия разработанной продукции требованиям стандартизации (табл. П4--П6). Оценка общих издержек на коммерциализацию разработки (инвестиций, требуемых для разработки и распределения продукта, организационные расходы, затраты на позиционирование на рынке, расходы на продвижение) отражены в табл. П7--П10.

Издержки на разработку отражены в табл. П11. Дополнительные возможности и потенциальные потери из-за неопределенностей разного рода отражены в табл. П12, П13. Неопределенности во внешней среде фирмы и внутренние неопределенности учитывают табл. П14, П15.

Авторы указывают, что система STAR была разработана с целью упростить оценки в условиях высокой неопределенности новых наукоемких проектов. Высокие неопределенности предполагают и делают естественно разумным неточные и качественные подходы к оценкам отдельных факторов. Философия STAR пригодна для мира, где нет возможности выполнения ряда сложных анализов. Победители в этом мире действуют как предприниматели, отбрасывая оценки, которые не дают возможности существенного прорыва в быстроменяющейся рыночной обстановке [54].

Отдельного упоминания заслуживает позиция авторов [53] по обычной просьбе менеджеров отразить ситуацию не рядом оценок, а одним числом. Они считают, что если бы это было возможно, то конкуренты фирмы с теми же самыми калькуляторами сделали такие же вычисления. Во-вторых, действительная величина инвестиций во многом зависит от действий конкурентов и ресурсов, находящихся в распоряжении фирмы. Соответственно, универсального выбора в большинстве стратегических ситуаций нет. Это еще раз подчеркивает реальное значение общей оценки предпринимателем ситуации и его инициативы, отношения к риску и так далее.

Общая концепция системы STAR ("генетический код" по терминологии авторов) отражена на рис. 23.

Рис. 23. Концепция системы STAR

Система STAR была выбрана ведущим в области бизнеса изданием Nikkei Shimbun в 1998 г. в качестве одной из 50 наиболее значимых инноваций в сфере менеджмента. Следует подчеркнуть, что приоритетность этой разработки следует из ее практической направленности.

В [59] предлагается несколько иная версия оценок вероятности успеха проектов. Она состоит в использовании так называемых «закрепленных» (anchored) шкал. Авторы работы [59], известные ученые США в области теории и практики стратегического инновационного менеджмента, входили в подкомитет IRI (Industrial Research Institute) по исследованию лучших практик фирм США в управлении портфелем НИОКР. Этим подкомитетом была разработана система «закрепленных шкал» для определения вероятности успеха на основе оценок экспертов. Авторы [59] считают, что такая система оценок может быть легко модифицирована применительно к нуждам отдельных фирм. По методике производится два ряда оценок: вероятности технического успеха и вероятности коммерческого успеха. Эти оценки обрабатываются с учетом весов частных факторов. Представляют интерес перечень частных факторов и оценки уровня их составляющих (см. приложение 2). Анализ показывает, что предполагаемая методика хорошо корреспондирует с системой STAR. Авторы [59] отмечают, что оценки в 5 баллов по большинству факторов соответствуют вероятностям успеха 0,85--0,90, а оценки в один балл обычно коррелируют с вероятностью успеха менее 0,1.

С теоретической точки зрения концепция авторов [53] не противоречит общепринятым положениям. В качестве подтверждения можно привести статью М.А. Бендикова [56] с её схемами процедуры оценки реализуемости научно-технического проекта и финансовой реализуемости программы (рис. 24, 25).

Рис. 24. Общая схема оценки реализуемости научно-технического проекта (НТП) [56]

Рис. 25. Информационно-логическая схема оценки финансовой реализуемости НТП [56]



Похожие по содержанию материалы:
Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Рынок предприятий ..
Квалификационный справочник: Начальник отдела (лаборатории, сектора) по защите информации ..
Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Рыночный механизм и элементы его функционирования ..
Орлов А.И. Основы теории принятия решений: Целочисленное программирование ..
Квалификационный справочник: Начальник отдела сбыта ..
Воронов К. Основы теории инвестиционного анализа ..
Квалификационный справочник: Начальник отдела стандартизации ..


Похожие документы из сходных разделов


Стратегии бизнеса: Описание и классификация инвестиционных проектов

Глава 6. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА

6.2. Описание и классификация инвестиционных проектов

Под инвестиционным проектом для реализации на предприятии будем понимать развернутую во времени совокупность мероприятий, направленных на существенное обновление отдельных компонент деятельности предприятия или его положения в окружающей социально-экономичес .. читать далее


Управление персоналом: Стадия интенсивного роста организации

Глава 6. Управление персоналом развивающейся организации

6.2. Стадия интенсивного роста организации

Явились еще два гнома, оба в синих капюшонах, серебряных кушаках и с желтыми бородами. Оба несли по мешку с рабочими инструментами и по лопате. Они тоже проворно шмыгнули в приотворенную дверь — и Бильбо больше не удивлялся.
— Чем могу служить, любезнейш ..
читать далее


Алесинская T.В. Основы логистики: Интеграция в рамках логистической цепи

6. Интеграция логистической деятельности

6.2. Интеграция в рамках логистической цепи

6.2.1. Проблемы внешней интеграции

Подобно различным подразде .. читать далее