Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Выделение ключевых результат .. | Маркетинг: Управление маркет .. | Орлов А.И. Эконометрика: При .. | Непомнящий Е.Г. Инвестицион .. | Координация и регулирование .. |


Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы

8. Сущность, цели и задачи менеджмента

8.3. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы

Важной задачей управления фирмой является определение политики ее деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).

Нормативные требования к управлению включают:
- принципы предпринимательской деятельности;
- основные цели, объекты, сферы деятельности;
- требования к ее организации.

Основные принципы предпринимательской деятельности:
- четкое представление смысла предпринимательской деятельности;
- отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);
- отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде);
- восприимчивость к НТП;
- готовность к риску.

Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:
- к способу управления (например, авторитарный или демократичный);
- в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование);
- в среде информации (открытость, секретность);
- принципы мотивации;
- организационные структуры;
- принципы контроля.

Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и ее конкретную политику в отдельных сферах деятельности.

К структурной политике относят:
- политику создания фирмы (цели, решения, средства);
- политику места положения фирмы;
- политику ее правовой формы;
- политику отношения собственника к предприятию;
- кооперационную политику с другими фирмами;
- политику концентрации и разукрупнения;
- политику ликвидации фирмы.

Конкретные политики действий включают:
- политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.);
- инвестиционную политику;
- политику запасов;
- политику в области оборудования;
- кадровую политику;
- финансовую политику;
- производственную политику (система и тип производства, размер партий выпускаемых изделий, технологические процессы, оперативное управление);
- политику сбыта (цены, распределение, реклама);
- политику отчетности о деятельности фирмы.

С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений - об этике предприятия. Такие нормы должны обязательно вводиться для обеспечения стабильности работы предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности фирмы.

Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:
- учет их индивидуальных особенностей;
- предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности;
- защита от необоснованного вмешательства;
- гарантия прав;
- справедливая оплата;
- социальные гарантии;
- учет сфер персональной ответственности;
- участие в управлении и т. д.

По отношению к рыночному партнеру:
- доверительность в совместной работе;
- отказ от обмана;
- гарантированное оптимальное снабжение;
- внимание к потребителям;
- честность в конкуренции и т. д.

По отношению к акционерам:
- соразмерное участие в прибыли;
- честное информирование;
- совместные действия;
- защита интересов собственников и т. д.

Культура предприятия - совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты:
- экономический (отношение к прибыли, контролю);
- организационный (стандартизация, формализация, четкое целеполагание, иерархия);
- технический (инновации, степень риска, роль НИОКР);
- рыночный (роль маркетинга, отношение к партнерам, роль предпочтений клиента) и т.д.

Культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия.

Содержание и условия работы сотрудников, и в том числе менеджеров, определяет предприниматель (в соответствии с законом и договором). Это право он может делегировать работникам управления (менеджерам). Из этики предпринимательства вытекает и этика управления. Профессиональная задача менеджера - служение клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу, приведение в равновесие противоречащих друг другу результатов:
1) он должен служить клиентам, удовлетворяя наилучшим образом те потребности, которые обеспечивают честное соревнование фирм, что дает максимальное снижение цены, увеличение качества и разнообразия путем реализации достижений НТП;
2) он должен служить сотрудникам, поскольку только тогда он будет восприниматься ими как руководитель;
3) он должен служить инвесторам, обеспечивать максимальный доход как вознаграждение за риск;
4) он должен служить обществу, способствовать НТП, помнить об экологии.

Услуги менеджера клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу возможны только в случае обеспечения долгосрочного существования предприятия, для чего необходимы достаточные доходы. Поэтому они являются средствами, а не целью.



Похожие по содержанию материалы:
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Прогнозирование и планирование как функция менеджмента ..
Асаул А.Н. Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Роль неопределенности в задаче оптимизации ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: ..
Выделение ключевых результатов деятельности отдельных менеджеров - Основы менеджмента ..
Маркетинг: Управление маркетингом: Управление маркетингом на функциональном уровне: сегментация рынк ..
Орлов А.И. Эконометрика: Примеры статистического анализа интервальных данных ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Капиталовложения в основные средства и нематериальны ..
Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям - Основы менеджмента ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Системы оценок риска проекта с высоким уров ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Организация складского хозяйства предприяти ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Организационная структура управления предприятием, ч ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Накладные (косвенные) расходы ..


Похожие документы из сходных разделов


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Оценка эффективности инвестиций в НИОКР

8. Финансовая оценка научно- технических проектов 

8.3. Оценка эффективности инвестиций в НИОКР

Как правило, выполнение проектов НИОКР и подготовка производств .. читать далее


Управление персоналом: Аттестация персонала

Глава 8. Методы поддержания работоспособности персонала

8.3. Аттестация персонала

Граф Канкрин. А по каким прич инам хотите вы уволить от должности этого чиновника?

Директор департамента. Да стоит, Ваше Сиятельство, только посмотреть на него,
чтобы получить к нему отвращени ..
читать далее


Алесинская T.В. Основы логистики: Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации

8. Показатели логистической деятельности

8.3. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации

8.3.1. Особенности учета издержек в логистикечитать далее