Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Ребрин Ю.И. Основы экономики .. | Непомнящий Е.Г. Инвестицион .. | Алесинская T.В. Основы логис .. | Обзор техники и видов планир .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. |


Менеджмент организации: Логистика: Механизмы закупочной логистики

VII. ЛОГИСТИКА

5. Механизмы закупочной логистики

Важность функции снабжения для эффективного функционирования предприятия

В ЛЦ каждая организация покупает МР у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, МР все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится свого рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами МР является механизмом, который фактически запускает МП в движение по цепи поставок.

Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения МР и др. Снабжение – это важная функция логистики по двум основным причинам:

1) от цены и качества МР, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество ГП и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;

2) на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (в среднем, около 60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.

Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия. Цель закупочной логистики – создание надежного и беспрерывного МП в организацию с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. К основным задачам закупочной логистики относят:

·  Информационные: определение потребности в МР; исследование рынков закупок; задача "сделать или купить"; задача выбора поставщика;

·  Задачи реализации;

·  Задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками:
1)     тесное взаимодействие с подразделениями, использующими МР, развитие взаимоотношений, понимание их запросов;
2)     обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре и других параметров поставок с заинтересованными сторонами (конструкторами, технологами, производственниками, специалистами по УЗ, складскими работниками, транспортниками и др.);
3)     согласование деятельности подразделений предприятия, участвующих в продвижении МП от поставщика к месту его непосредственного использования на предприятии;
4)     анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками и т.п.

Информационные задачи закупочной логистики: задача «сделать или купить», задача «выбора поставщика»

Задача "сделать или купить"

Не существует предприятий, которые могли бы самостоятельно производить все используемые в своей деятельности ресурсы. Поэтому актуальной является задача принятия решения (ПР) о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самим. ПР по проблеме "сделать или купить" (MOB – Make-or-Buy Problem) базируется на учете внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам ПР относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь. К внутренним факторам ПР относятся условия на самом предприятии.

К плюсам самостоятельного производства относятся: снижение зависимости предприятия от поставщиков, от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия; возможность непосредственного управления качеством комплектующих на стадии их производства и др. К плюсам внешних закупок относятся: как правило, более высокое качество и низкая себестоимость комплектующих вследствие специализации производителя; концентрация усилий на основном виде деятельности; гибкость в изменении видов выпускаемой продукции за счет быстрого получения требуемых МР от поставщиков и др. В табл. 5.1 представлены условия, при которых может быть (но не обязательно) принято решение о внешних закупках или собственном производстве.

Таблица 5.1

Условия (выгодность) внешних закупок или собственного производства

Факторы

Выгодность

внешних закупок

собственного производства

Потребность

невелика

стабильна и достаточно велика

Необходимые мощности

отсутствуют

присутствуют

Необходимые кадры

отсутствуют

присутствуют

Поставщики исходных МР для производства комплектующих

доступны (ассортимент, качество, цены и др.)

недоступны

Транспортные тарифы

невысокие

высокие

Помимо анализа перечисленных факторов, для принятия такого решения необходимо определить и сопоставить затраты на закупку и на собственное производство. В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика, но при этом включают: затраты на оформление заказа; транспортировку; страхование; упаковку; складирование; обработку (переработку, сортировку и т.п.); оплату персонала, связанного с закупками и т.п.

Затраты на собственное производство состоят из затрат на производство (стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, амортизации, накладных расходов) и возможных капитальных затрат на организацию требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).

Задача выбора поставщика

Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок, поставщикам – весьма трудоемкий и долгий процесс. Если организация ищет поставщика для важной в стратегическом плане продукции, то необходимо помнить, что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. Тем не менее, существуют следующие стандартные этапы решения этой задачи.

1.     Поиск потенциальных поставщиков.
1)     объявление конкурса;
2)     изучение рекламных материалов;
3)     посещение выставок и ярмарок;
4)     переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

2.     Анализ потенциальных поставщиков по критериям:
1)     цена;
2)     качество продукции;
3)     надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);
4)     удаленность поставщика от потребителя;
5)     сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
6)     наличие резервных мощностей;
7)     организация управления качеством у поставщика;
8)     психологический климат у поставщика;
9)     способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
10) финансовое положение поставщика.

3.     Оценка потенциальных или существующих поставщиками на основе:
1)     критериев выбора поставщика;
2)     анализа значимости товара (для которого закупаются МР) для производственного или торгового процесса;
3)     значимости (важности) каждого критерия;
4)     оценок поставщиков по каждому критерию.

Задачи реализации закупок

К задачам реализации закупок относят:

·  организацию и осуществление закупок: согласование цены и заключение договора на поставку; выбор метода закупок; определение требуемых складских площадей; подача заказов; документальное оформление поставок; организация платежей; организация доставки к месту хранения; экспедирование; составление графика поставок, согласованного со всеми поставщиками; организация приемки и размещения товаров на складе и т.д.;

·  контроль поставок: соблюдение обоснованных сроков закупки, соблюдение требований по объему поставок и качеству МР, пункту назначения и др.;

·  подготовку бюджета закупок.



Похожие по содержанию материалы:
Квалификационный справочник: Главный метролог ..
Квалификационный справочник: Производитель работ (прораб) ..
Квалификационный справочник: Руководитель группы по инвентаризации строений и сооружений ..
Гончарук В.А. О передаче власти наемному менеджеру ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Сущность, цели и задачи менеджмента. Функци ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Различные аспекты фактора времени ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Виды показателей логистической деятельности ..
Обзор техники и видов планирования - Основы менеджмента ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Финансовый анализ в процессе НИОКР ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Использование показателей логистической деятельности ..
Структура и процесс принятия решения - Основы менеджмента ..
Управление персоналом: Аттестация персонала ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Финансовая оптимизация структуры НИОКР ..


Похожие документы из сходных разделов


Информация и коммуникация в управлении - Основы менеджмента
7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ

7.5. Профессионалы советуют

Выполнение информационного аудита

(Carrying and an Information Audit)

Информационный аудит нужен организациям, чтобы обеспечить прави .. читать далее


Маркетинг: Маркетинговые исследования: Содержание отчета о проведении исследования

V. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

7. Содержание отчета о проведении исследования

Структура заключительного отчета о проведении исследования должна соответствовать особым требованиям заказчика. Если их нет, то можно рекомендовать при подготовке заключительного отчета разделить его на три части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть включает начальный лист, .. читать далее


Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Метод вариации параметров. Предельные значения параметров

7. УЧЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

7.5. Метод вариации параметров. Предельные значения параметров

Выходные показатели проекта могут существенно измениться при неблагоприятном изменении (отклонении от проектных) некоторых параметров.

Рекомендуется проверять ре .. читать далее