Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Квалификационный справочник: .. | Гончарук В.А. О передаче вла .. | Ребрин Ю.И. Основы экономики .. | Непомнящий Е.Г. Инвестицион .. | Алесинская T.В. Основы логис .. |


Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Рентабельность

МОДУЛЬ 7.4.  РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. 

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным  производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

где    Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных  и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов): 

где    П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср– средние за год остатки оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом. 

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.

Тестовыйконтроль


1.  Можно ли сравнивать рентабельность производства различных по размерам предприятий

такое сравнение неправомерно, предприятия используют различные ресурсы;
такое сравнение оправдано, если рентабельность рассчитывается для предприятий, выпускающих одинаковую продукцию;
такое сравнение правомерно, т. к. рентабельность относительный показатель;


2. Рентабельность продукции показывает

какую прибыль приносит каждый рубль реализованной продукции;
эффективность производства каждого вида продукции;
эффективность производственно-хозяйственной деятельности;


3. Рентабельность предприятия повысится, если увеличится

сумма оборотных средств;
стоимость основных средств;
прибыль;





Похожие по содержанию материалы:
Квалификационный справочник: Начальник центральной заводской лаборатории ..
Управление персоналом: Условия разработки кадровой политики ..
Квалификационный справочник: Главный метролог ..
Квалификационный справочник: Производитель работ (прораб) ..
Квалификационный справочник: Руководитель группы по инвентаризации строений и сооружений ..
Гончарук В.А. О передаче власти наемному менеджеру ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Сущность, цели и задачи менеджмента. Функци ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Различные аспекты фактора времени ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Виды показателей логистической деятельности ..
Обзор техники и видов планирования - Основы менеджмента ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Финансовый анализ в процессе НИОКР ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Использование показателей логистической деятельности ..
Структура и процесс принятия решения - Основы менеджмента ..


Похожие документы из сходных разделов


Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Расчет границ безубыточности


7. УЧЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

7.4. Расчет границ безубыточности

Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности .. читать далее


Маркетинг: Маркетинговые коммуникации: Социально-психологические аспекты рекламы

VII. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

4. Социально-психологические аспекты рекламы

В литературе встречаются самые разные определения понятия «реклама». Однако с практической точки зрения основная цель и предназначение коммерческой рекламы заключается в стимулировании продаж тех или иных товаров или услуг. Для этого реклама воздействует на покупателя и способствует его действ .. читать далее


Управление персоналом: Анализ деятельности. Должностные инструкции

Глава 7. Методы формирования кадрового состава

7.4. Анализ деятельности. Должностные инструкции

А для чего ты поставлен на пост, Пахоруков?
— Чтобы не спал, не дремал, не курил и ни от кого не принимал никаких вещей и подарков.
— А честь?
— И чтобы отдавал установленную честь господам проезжающим офицерам.
— Так. Садись.

читать далее