Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Ермишин П.Г. Основы экономич .. | Орлов А.И. Основы теории при .. | Квалификационный справочник: .. | Воронов К. Основы теории инв .. | Квалификационный справочник: .. |


Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: График безубыточности

МОДУЛЬ 6.2.  ГРАФИК БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода, который широко распространен в экономике. Впервые он был  предложен в 1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности (рис. 19).

График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.

При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.

При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства в единицах изделий или в процентах использования производственной мощности, а по вертикальной - затраты на производство и доход. Затраты откладываются с подразделением на постоянные (ПОИ) и переменные (ПИ). Кроме линий постоянных и переменных издержек, на графике отображаются валовые издержки (ВИ) и выручка от реализации продукции (ВР).

Точка пересечения линий выручки и валовых затрат представляет собой точку безубыточности (К). Эта точка интересна тем, что при соответствующем ей объеме производства и продаж (Вкр) у предприятия нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности носит название критического. При объеме производства меньше критического предприятие своей выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, результатом его деятельности являются убытки. Если объем производства и продаж превышает критический, предприятие получает прибыль.

Точка безубыточности может быть определена и аналитическим методом.

Выручку от реализации продукции определяют по выражению

где      ПОИ – постоянные издержки; ПИ – переменные издержки; П – прибыль.

Если учесть, что в точке безубыточности прибыль равна нулю, то точку критического объема производства можно найти по формуле

Выручка от реализации представляет собой произведение объема продаж и цены продукции. Общая сумма переменных издержек может быть рассчитана как произведение переменных издержек на единицу продукции и объема производства, соответствующего объему продаж. Поскольку в точке безубыточности объем производства (продаж) равен критическому, предыдущая формула принимает следующий вид:

где     Ц – цена единицы продукции; СПИ – переменные расходы на единицу продукции; Вкр – критический выпуск.

Теперь можно рассчитать критический выпуск:

При помощи анализа безубыточности можно не только рассчитать критический объем производства, но и объем, при котором может быть получена запланированная (целевая) прибыль. Этот метод позволяет выбрать лучший вариант при сравнении нескольких технологий и т.д.

Преимущества разделения затрат на постоянную и переменную части используются многими современными предприятиями. Наряду с этим широко применяется учет затрат по полной себестоимости и соответствующая их группировка.

Тестовыйконтроль


1.  Если увеличиваются постоянные издержки

снижается критический объем производства;
повышается критический объем производства;
на критический объем производства это никак не влияет;


2. При использовании нового оборудования можно увеличить объем производства на предприятии. Изменится ли себестоимость единицы продукции, если переменные затраты на единицу продукции не меняются?

себестоимость снизится;
себестоимость повысится;
себестоимость не изменится;


3. Основным достоинством методики анализа безубыточности можно считать

возможность определения критического объема производства;
возможность прогнозирования прибыли;
возможность прогнозировать основные показатели предприятия при изменении ситуации на рынке;





Похожие по содержанию материалы:
Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Рынок предприятий ..
Квалификационный справочник: Начальник отдела (лаборатории, сектора) по защите информации ..
Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Рыночный механизм и элементы его функционирования ..
Орлов А.И. Основы теории принятия решений: Целочисленное программирование ..
Квалификационный справочник: Начальник отдела сбыта ..
Воронов К. Основы теории инвестиционного анализа ..
Квалификационный справочник: Начальник отдела стандартизации ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Опытно-конструкторские работы (ОКР) ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Роль и место контрактных отношений в условиях рынка ..
Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Жизненный цикл изделия и роль научно-технической подготовк ..
Менеджмент организации: Логистика: Транспортная логистика ..


Похожие документы из сходных разделов


Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Организационные структуры инновационной деятельности

6. Организационная структура сферы НИОКР, как стратегический фактор фирмы

6.2. Организационные структуры инновационной деятельности

Организационная структура оказывает заметное воздействие на управление проектами. Наиболее важными ее функциями являются:
– долгосрочное повышение квалификации персонала, накопление научно-технического опыта для достижения быстры ..
читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Финансовая оптимизация структуры НИОКР

6. Технологии и практика стратегического инновационного менеджмента глобальных фирм

6.2. Финансовая оптимизация структуры НИОКР

Оптимизация портфеля НИОКР в стратегическом смысле начинается с решения коренной задачи: каким должен быть оптимальный баланс между исследованиями (НИР) и разработками (ОКР). Столь же важно и решение вопроса .. читать далее


Маркетинг: Управление маркетингом: Управление маркетингом на корпоративном уровне: портфельные стратегии, стратегии роста, конкурентные стратегии

VI. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ

2. Управление маркетингом на корпоративном уровне: портфельные стратегии, стратегии роста, конкурентные стратегии

Управление маркетингом на корпоративном уровне строится в соответствии с рис. 2.1. Наиболее важной задачей для этого вида управления является выбор стратегии в деятельности предприятия.

читать далее