Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Стратегии бизнеса: Пример ра .. | Непомнящий Е.Г. Инвестицион .. | Орлов А.И. Математика случая .. | Менеджмент организации: Логи .. | Стратегии бизнеса: Стратегия .. |


Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Выборочные характеристики распределения

5. Основные проблемы прикладной статистики - описание данных, оценивание и проверка гипотез

Выборочные характеристики распределения

Кроме эмпирической функции распределения, для описания данных используют и другие статистические характеристики. В качестве выборочных средних величин постоянно используют выборочное среднее арифметическое, т.е. сумму значений рассматриваемой величины, полученных по результатам испытания выборки, деленную на ее объем:

где n – объем выборки, xi – результат измерения (испытания) i-ого элемента выборки.

Другой вид выборочного среднего – выборочная медиана. Она определяется через порядковые статистики.
Порядковые статистики – это члены вариационного ряда, который получается, если элементы выборки x1, x2,…, xn расположить в порядке неубывания:

х(1)<x(2)<<x(k)<<x(n).

Пример 1. Для выборки x1 = 1, x2 = 7, x3 = 4, x4 = 2, x5  = 8, x6 = 0, x7 =5, x8 = 7 вариационный ряд имеет вид 0, 1, 2, 4, 5, 7, 7, 8, т.е. х(1) = 0 = x6, х(2) = 1 = x1, х(3) = 2 = x4, х(4) = 4 = x3, х(5) = 5 = x7, х(6) = х(7) = 7 = x2 = x8, х(8) = 8 = x5.

В вариационном ряду элемент x(k) называется k-той порядковой статистикой. Порядковые статистики и функции от них широко используются в вероятностно-статистических методах принятия решений, в эконометрике и в других прикладных областях [2].

Выборочная медиана  - результат наблюдения, занимающий центральное место в вариационном ряду, построенном по выборке с нечетным числом элементов, или полусумма двух результатов наблюдений, занимающих два центральных места в вариационном ряду, построенном по выборке с четным числом элементов. Таким образом, если объем выборки n – нечетное число, n = 2k+1, то медиана  = x(k+1), если же n – четное число, n = 2k, то медиана  = [x(k) + x(k+1)]/2, где x(k) и x(k+1) – порядковые статистики.

В качестве выборочных показателей рассеивания результатов наблюдений чаще всего используют выборочную дисперсию, выборочное среднее квадратическое отклонение и размах выборки.

Согласно [8] выборочная дисперсия s2 – это сумма квадратов отклонений выборочных результатов наблюдений от их среднего арифметического, деленная на объем выборки: 

Выборочное среднее квадратическое отклонение s – неотрицательный квадратный корень из дисперсии, т.е.

В некоторых литературных источниках выборочной дисперсией называют другую величину:

Она отличается от s2 постоянным множителем:

Соответственно выборочным средним квадратическим отклонением в этих литературных источниках называют величину  Тогда, очевидно,

Различие в определениях приводит к различию в алгоритмах расчетов, правилах принятия решений и соответствующих таблицах. Поэтому при использовании тех или иных нормативно-технических и инструктивно-методических материалов, программных продуктов, таблиц необходимо обращать внимание на способ определения выборочных характеристик.

Выбор , а не s2, объясняется тем, что

где Х – случайная величина, имеющая такое же распределение, как и результаты наблюдений. В терминах теории статистического оценивания это означает, что  - несмещенная оценка дисперсии (см. ниже). В то же время статистика s2 не является несмещенной оценкой дисперсии результатов наблюдений, поскольку

Однако у s2 есть другое свойство, оправдывающее использование этой статистики в качестве выборочного показателя рассеивания. Для известных результатов наблюдений x1, x2,…, xn рассмотрим случайную величину У с распределением вероятностей

и Р(У = х) = 0 для всех прочих х. Это распределение вероятностей называется эмпирическим. Тогда функция распределения У – это эмпирическая функция распределения, построенная по результатам наблюдений x1, x2,…, xn. Вычислим математическое ожидание и дисперсию случайной величины У:

Второе из этих равенств и является основанием для использования s2 в качестве выборочного показателя рассеивания.

Отметим, что математические ожидания выборочных средних квадратических отклонений М(s) и М(s0), вообще говоря, не равняются теоретическому среднему квадратическому отклонению σ. Например, если Х имеет нормальное распределение, объем выборки n = 3, то

Кроме перечисленных выше статистических характеристик, в качестве выборочного показателя рассеивания используют размах R – разность между n-й и первой порядковыми статистиками в выборке объема n, т.е. разность между наибольшим и наименьшим значениями в выборке: R = x(n) – x(1).

В ряде вероятностно-статистических методов применяют и иные показатели рассеивания. В частности, в методах статистического регулирования процессов используют средний размах – среднее арифметическое размахов, полученных в определенном количестве выборок одинакового объема. Популярно и межквартильное расстояние, т.е. расстояние между выборочными квартилями x([0,75n]) и x([0,25n]) порядка 0,75 и 0,25 соответственно, где [0,75n] – целая часть числа 0,75n, а [0,25n] –целая часть числа 0,25n.



Похожие по содержанию материалы:
Управление персоналом: Анализ деятельности. Должностные инструкции ..
Менеджмент организации: Логистика: Механизмы закупочной логистики ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Организация учета затрат и фо ..
Управление персоналом: Привлечение кандидатов на работу в организацию ..
Стратегии бизнеса: Пример разработки стратегии расширения масштабов производства ОАО «8 Марта» ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Оценка ожидаемого эффекта проекта с учетом количеств ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: ..
Менеджмент организации: Логистика: Организация материальных потоков в производстве ..
Стратегии бизнеса: Стратегия развития персонала ОАО «ЗЭиМ» ..
Стратегии бизнеса: Стратегия развития персонала ОАО «ЗЭиМ» ..
Менеджмент организации: Логистика: Логистика распределения и сбыта ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Упражнения и вопросы для само ..
Овсянко А. Управление качеством и стандарты ISO 9000: мыльный пузырь или новая парадигма бизнеса ..


Похожие документы из сходных разделов


Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии: Маркетинговое обоснование бизнес-плана

6. Маркетинговое обоснование бизнес-плана

“То, что Тебе это надо – я поняла.
Теперь объясни, зачем это мне?”
Из телефильма “Умный, честный, влюбленный”.

Разработчик комплексного бизнес-плана развития предприятия должен создать такие процедуры и такую политику, которые выразят предприятие как систему, а само п .. читать далее


Квалификационный справочник: Начальник отдела (лаборатории, сектора) по защите информации

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Начальник отдела (лаборатории, сектора) по защите информации

Должностные обязанности. Организует разработку и внедрение организационных и технических мероприятий по комплексной защите информации на предприятиях, ведущих работы, содержание которых составляет .. читать далее


Ступакова М. Пациент скорее жив, чем мертв, или как оценить финансовое состояние предприятия

Пациент скорее жив, чем мертв, или как оценить финансовое состояние предприятия

Марина Ступакова,
"stupakova@pro-invest.com


Инструменты для анализа финансового состояния предприятия

Как оценить финансовое здоровье предприятия, поставить ему диагноз и какие меры принять по е .. читать далее