Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Яркина Т.В. Основы экономики .. | Юркова Т.И., Юрков С.В. Экон .. | Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Орг .. | Ребрин Ю.И. Управление качес .. | Прикладная статистика: Восст .. |


Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Организационное проектирование на основе учета трансакционных издержек

9. Основные способы организационного проектирования

9.1. Организационное проектирование на основе учета трансакционных издержек

Организационное проектирование на основе учета трансакционных издержек. Общий алгоритм построения организаций на основе учета трансакционных издержек. Всеобщая формула капитала, предельные границы фирмы. Выбор между рыночными трансакциями, контрактной системой и внутрифирменной иерархией (общий случай). Конкретные расчеты при решении проблемы о включении (исключении) во внутрифирменную иерархию функционального подразделения (функции капитала). Издержки, которые берутся в расчет при принятии таких решений. Расчеты при выборе организационно-правовой формы фирмы (выбор между рынком, контрактной системой и внутрифирменной иерархией в конкретной правовой форме).

В 3.3 достаточно подробно были рассмотрены трансакционные издержки (внешние и внутренние). В данной части работы имеет смысл восстановить основные положения, тем более, что нам теперь они нужны для рассмотрения другой проблемы - организационного проектирования фирмы.

Следует заметить, что решение проблемы организационного проектирования - это решение одновременно и первой, и второй задач теории организации (определение размеров и границ фирмы и определение способа внутрифирменного упорядочивания элементов).

Подчеркнем, что решение проблемы организационного проектирования в том виде, в котором она будет анализироваться в данной части, соответствует решениям для организаций бюрократического типа.

Если же говорить об организациях, основанных на бизнес-процессах, то формой организационного проектирования для них становятся реинжениринг корпорации и использование реинжениринговых технологий для эволюционной перестройки структуры организации со временем из бюрократической в скоординированную совокупность бизнес-процессов.

Если рассматривать виртуальные организации, то такой формой организационного проектирования для них фактически становится переход к сетевым структурам.

Итак, трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами. На самом деле они “не пересекаются” со всеми известными до этого видами затрат (на производство, в связи с реализацией продукции и проч.). Трансакционные издержки дополняют все известные виды издержек, если вы не доверяете трансакцию свободному рынку.

Выделяют четыре вида трансакционных издержек:

  1. затраты, связанные с поиском информации о потенциальных поставщиках, покупателях, товарах, ценах и т. д.,
  2. затраты, связанные с заключением контрактов,
  3. издержки по контролю за реализацией контрактной сделки,
  4. затраты, связанные с юридической защитой контракта (судебные и прочие).

Все представленные издержки не могут считаться чисто бухгалтерскими, так как значительная их часть носит вероятностный, или ожидаемый, характер. Тем не менее они столь же реальны, как и те издержки, которые подтверждаются бухгалтерскими документами. По крайней мере, вряд ли можно принять адекватное менеджерское решение без их учета (см. Приложение 1).

Специально следует выделить еще один вид издержек, трансакционных по своей природе, - это так называемые внутренние трансакционные издержки (в противовес внешним, которые определялись нами выше).

Они возникают в связи с тем, что предприниматель не только выбирает между рынком и контрактной системой, а еще и учитывает возможность сделать данную трансакцию частью внутрифирменной иерархии.

К ним следует отнести издержки, возникающие в связи с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры (можно говорить о затратах на внутрифирменное управление и координацию деятельности всех структурных подразделений компании в рамках общефирменной стратегии).

Сопоставляя внешние и внутренние трансакционные издержки, гарантии защиты, которые дает данной трансакции та или иная форма экономической организации, предприниматель решает оба принципиальных вопроса, позволяющих получить в конце концов не только границы и размеры фирмы, но и внутреннюю структуру организации капитала предпринимателя.

Предприниматель делает конкретный выбор формы защиты трансакции, соотнося затраты и результаты. Альтернатива, которой он отдает предпочтение обеспечивает ему значительное (по сравнению с другими) превышение результата над затратами. Можно считать это правилом 1 выбора формы защиты трансакции.

Когда доходы, после соотнесения результата и затрат, в обоих сравниваемых случаях оказываются одинаковыми, выбор будет обусловлен (вариантом), который дает большие гарантии по защите трансакций. Это - правило 2 выбора формы защиты трансакции.

Правило 3 выбора формы защиты трансакции - трансакция, ставшая частью внутрифирменной иерархии, дает максимальные гарантии, если речь идет о производстве. Если речь идет о сбыте - максимальную защиту трансакции дает заключение долгосрочного контракта с оптовой фирмой.

Рассмотрим, каким образом осуществляется организационное проектирование на основе трансакционных издержек.

Прежде всего решается проблема рациональных границ фирмы Термин введен в научный оборот У. Оучи. См.: Уильямсон О. Указ. соч. С. 169-172.. В связи с этим сформулируем ряд правил:

  1. Нет необходимости в сравнительных оценках для стержневых стадий производства (для данных трансакций характерны специфичность местоположения и, следовательно, огромные затраты на замену фактически основного производства фирмы).
  2. Существует второй набор трансакций, для которых организация собственного производства явно экономически не оправдана, следовательно, возникает необходимость во внешних закупках (это утверждение справедливо относительно многих видов сырья, слишком дорого обойдется фирме налаживание такого производства).
  3. Существует третий вид деятельности, для которого альтернативные решения о производстве или закупках могут быть сделаны только после оценки производственных и трансакционных издержек, связанных с использованием альтернативных способов организации.

Рациональные границы фирмы охватывают только те стержневые и дополнительные производственные стадии, для которых можно доказать эффективность внутрифирменной организации соответствующих операций.

Дальше на основании соотношения издержек (включая трансакционные) и гарантий, которые дает конкретной трансакции та или иная форма экономической организации, делается выбор между тремя формами экономической организации: рынком, контрактной системой и внутрифирменной иерархией.

Алгоритм использования внутренних трансакционных издержек для определения структуры упорядочивания элементов организации может быть представлен следующими правилами Подробнее см.: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Указ. соч.  С. 332.:

  1. Необходимо осуществить деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии (соотносятся издержки на координацию большего количества единиц структуры управления и издержки, связанные с распределением деятельности (обязанностей) в меньшем количестве более крупных структурных подразделений). В результате этого принимаются решения о закреплении определенных функций за линейными или штабными подразделениями.
  2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей (соотносятся издержки на специализацию большего количества мелких подразделений и издержки на их координацию в рамках фирмы).
  3. Определяются должностные обязанности (соотношение на уровне определенного рабочего места издержек на специализацию и издержек на координацию).

Конкретные расчеты, полученные при решении задач, связанных с организационным проектированием на основе трансакционных издержек, приведены в 3.3 при ответите на вопрос: включать или не включать в структуру фирмы сбыт продукции (розничную торговлю) или работать с оптовым торговцем на основе долгосрочного контракта.

Решение аналогичных задач: 1) выбор между закупкой на рынке или собственным производством, 2) выбор при заключении контракта специализированным предприятием - приводятся в упоминавшемся уже учебнике одного из авторов данного пособия Акулов В. Б. Финансовый менеджмент.  Петрозаводск, 1999. С. 134, 138 - 140, а также Приложение 3 данной работы..

Следующим способом организационного проектирования является учет финансовых потоков внутри компании на базе выделения соответствующих финансовых подразделений.



Похожие по содержанию материалы:
Нечисловая статистика: Основные идеи статистики интервальных данных ..
Орлов А.И. Эконометрика: Часто ли распределение результатов наблюдений является нормальным? ..
Орлов А.И. Менеджмент: Об авторе этой книги ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Гамма-распределения ..
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Коммерческая деятельность предприятия ..
Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Планирование ассортимента про ..
Ребрин Ю.И. Управление качеством: Организация, координация и регулирование процесса управления качес ..
Прикладная статистика: Восстановление линейной зависимости между двумя переменными ..
Маркетинг: Логистика: Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике ..
Гриненко С.В. Экономика недвижимости: Основные этапы ипотечного кредитования ..
Менеджмент организации: Инновационный менеджмент: НИОКР как бизнес ..
Прикладная статистика: Высокие статистические технологии ..


Похожие документы из сходных разделов


Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям: Коммерческий банк как основной институт финансовой системы по аккумуляции денежных средств и кредитованию российских предприятий

ТЕМА 3. КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ПО АККУМУЛЯЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И КРЕДИТОВАНИЮ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1. Коммерческие банки в банковской системе России. Основные тенденции финансового развития

Банковская система - важнейшая из структ .. читать далее


Фивейский С.А. Управление реформированием и реструктуризацией компаний

Управление реформированием и реструктуризацией компаний

Cб. Управление в России: зачем мы нужны миру?
Санкт-Петербург, 2002



Управление реформированием и реструктуризацией компаний
Фивейский С.А., ГП "Ленинградский Северный завод", Санкт-Петербург

Н .. читать далее


Новиков М.В., Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Выработка идеи проекта

3. ВЫРАБОТКА ИДЕИ ПРОЕКТА

Процесс от идеи до готового продукта (рис.2.) включает в себя пять основных этапов: выработка идеи; концептуальная проработка; опытно-конструкторская разработка, включая создание опытного образца; пробный выход на рынок; коммерциализация.

читать далее