Андреева Т. "Новый вызов руководителям компаний"Новый вызов руководителям компаний
Андреева Татьяна, Последнее время многие компании переживают период роста - общее оживление экономики и фора, данная многим кризисом 1998 года (которая, кстати, уже сходит на нет), помноженные на все растущий профессионализм российских управленцев дают свои результаты… Однако нередко этот рост приносит с собой и новые проблемы: то слишком медленно выполняются решения, то теряются важные бумаги в офисе, то остается неотвеченным запрос ключевого клиента, то новый сотрудник делает все по-своему и каким-то странным образом решает поставленные перед ним задачи. Причем чем выше темп роста бизнеса, тем чаще возникают подобные проблемы. В целом, все эти организационные "недоразумения" выливаются в снижение управляемости компанией. Кроме того, нередко эти решения сопровождаются активным и повсеместным внедрением информационных технологий, которые так популярны сегодня. Стандартизировать… или делегировать? Однако есть и другие способы удержания контроля над растущим бизнесом - в первую очередь, делегирование полномочий. В отличие от стандартизации, которая скорее борется с симптомами, делегирование может устранить саму природу проблем роста. Ведь многие из них возникают из-за того, что растущий объем информации о рынке, клиентах и сотрудниках становится невозможно контролировать силами одного ключевого лица. Топ-менеджер уже не в состоянии принимать эффективные решения по всем вопросам, контролировать всех сотрудников и поддерживать отношения со всеми клиентами, просто потому что он - один, часов в сутках - 24, и всех этих объектов, требующих его внимания - гораздо больше. Поэтому именно делегирование задач, ответственности и полномочий является ключевым решением, по сравнению с которым стандартизация - лишь вспомогательный инструмент. К сожалению, на практике подмена делегирования стандартизацией является одной из типичных ошибок. · Могу ли я кому-нибудь доверить эти задачи, уверен ли я, что их будут добросовестно выполнять? Отвечая отрицательно один за другим на эти вопросы, они снова и снова возвращаются к мысли о том, что на данный момент делегирование невозможно. Однако тем самым они накладывают на компанию серьезные ограничения, присущие каждой личности: ограничение по объему информации, которую способен проработать один человек для принятия решений, по количеству задач, которые он может отслеживать, по способностям, с которыми можно успешно справляться только с рядом задач, по здоровью, в конце концов… Преодолеть эти ограничения можно, приняв сложное решение: пытаться конструктивно работать с ответами "нет": либо постепенно растить своих специалистов (а это потребует времени и терпения, но окупится сторицей), либо все же приглашать со стороны, хорошо продумав систему мотивации и контроля, либо так или иначе совмещать эти варианты. Решившись на это, нужно быть готовым, что: · Вы будете не всегда довольны теми решениями, которые принимаете не Вы, и с этим придется мириться; Когда будет очень сложно работать с этим решением, полезно возвращаться к вопросу: "Если я лучше во всем всех моих функциональных директоров, то зачем мне нужны эти директора? Зачем я трачу на них деньги???". Каждый из них должен лучше лидера компании разбираться в своей области, а задача последнего - координировать их действия и формировать у них единое видение направления движения. Контролировать… или мотивировать? Однако проблема состоит в том, что если сотрудники не хотят что-нибудь делать, они будут это делать "спустя рукава", несмотря на все драконовы меры по их контролю. Так же, как стандартизация не может заменить делегирование полномочий, контролем нельзя подменить мотивацию. · Идеальной системы стимулирования не существует - она (и в особенности система финансового стимулирования) должна изменяться со временем в зависимости от изменения задач, стоящих перед компанией. Машина или Вдохновение? Как уже упоминалось, все "ниточки" сходятся к мотивации, к личному желанию сотрудника решать задачи, и пытаться сделать это наилучшим образом. К мотивации, без которой бессмыссленны все технологии. А такая мотивация находится в области вдохновения, "горения идеей". И потому сегодня, по нашему мнению, ключевая задача руководителя - вдохновлять и придавать особую осмысленность всем действиям организации. Среди руководителей динамично развивающихся компаний, с которыми нам довелось общаться за последний год, можно выделить 2 типа управленцев: "машина с управленческой функцией" и "создатель видения" (что близко к "руководителю 5-го уровня" в терминологии Коллинза). "Машина с управленческой функцией" представляет собой высшее достижение управленческих технологий, это профессионал, достигающий высоких результатов в любой компании. Часто ему не важно, с каким бизнесом работать, лишь бы не мешали делать дело, нередко он основывается на универсальных решениях, апробированных в других компаниях. "Машина с управленческой функцией" нацелен на эффективность, и не считает нужным тратить излишние усилия на то, чтобы в компании поняли и разделили его идеи. На просьбу сформулировать утвержденную миссию компании, которую он планирует разместить крупными буквами на стенде в каждом подразделении, он отвечает: "не могу сформулировать... да и какая разница, что мы там сформулировали для людей? Главное, что я думаю об этом бизнесе и его будущем, а людям это знать не обязательно". Вероятно, он эффективнее "создателя видения" в кратко- и среднесрочном периоде, но закономерно проигрывает ему в долгосрочной перспективе. В том числе и потому, что "машина с управленческой функцией" эффективна до тех пор, пока в компании много еще "незалатанных" дыр, которые можно технологично "зашить". Но вдохновить людей такой руководитель не может. "Создатель видения" горит идеей, и способен вдохновить на ее реализацию своих коллег, зачастую ему даже не нужны для этого специальные мероприятия "по формированию корпоративной культуры". С горящими глазами он обсуждает со своими сотрудниками будущее бизнеса, слушает их новые идеи, спорит, пробует, ищет новые пути, ошибается, снова пробует - и приходит со своей командой к успеху. В вслед за ним компания готова преодолевать все препятствия на пути к реализации своей мечты. Возможно, часть его успеха состоит в том, что вдохновлять людей - это особое искусство, которое рождается из собственной вдохновленности идеей. Таким образом, в то время как "машина" привносит в компанию технологичность, "создатель видения" - осмысленность и вдохновение. Наверное, можно сказать, что он дарит компании и всем ее сотрудника смысл существования, обеспечивая тем самым возможность того, что из посредственного середнячка компания действительно перейдет в группу великих компаний. На наш взгляд, дальнейшее успешное развитие многих российских компаний требует от их руководителей не только "правильных" действий: анализа рынка, финансового планирования, наведения порядка в организации, и т.д., но и чего-то большего. В частности, лучшего понимания, ради чего все это нужно, какую компанию руководитель создает и какими настоящими идеями (а не лозунгами) он собирается ее мотивировать. Для российского бизнеса сегодня заканчивается период "саморазвития", основанного на общей позитивной экономической конъюнктуре, и потому назревает потребность в серьезной рефлексии: "Зачем мы нужны миру? И в каком направлении мы будем развиваться?". А это предъявляет новые требования к руководителю компании - он должен стать "создателем видения", или, другими словами, менеджером 5-го уровня. |