Шингарев П. В. Построение бизнес-модели корпорации, ориентированной на развитие
Построение бизнес-модели корпорации, ориентированной на развитие Сб. Роль аналитика в управлении компанией Москва: ИКФ Альт, 28 июня 2002.
Шингарев Павел Вячеславович, ОАО "Русский Алюминий", Москва
1. Отличительные черты современной российской компании:
a. Постоянно изменяющиеся внешние условия b. Совмещение "советских" принципов управления на заводах и "западных" - в центральных компаниях c. Процесс управления не связан с процессом разработки миссии и стратегии d. Параллельное применение различных методик различными функциональными подразделениями
2. Определения Бизнес - Модели
· Бизнес-Модель - это то, что делает компания и благодаря чему она зарабатывает деньги (Том Мэлоун) · Бизнес-стратегия есть теория, бизнес-модель - гипотеза (Николас Карр) Бизнес-модель - это представление набора связанных модельных элементов, определяющих внутреннюю и внешнюю среду компании в рамках единой системы.
3. Применение Бизнес - моделей
e. Планирование деятельности f. Разработка стратегии g. Осуществление изменений h. Управление компанией 4. Основные подходы к построению Бизнес - Модели a. Формальный подход.
Наиболее популярным представителем данного подхода является Методология Реинжиниринга Бизнес -Процессов. Суть методологии BPR (Business Process Reengineering) заключается в описании Бизнес - модели как совокупности множества взаимосвязанных процессов, образующих единую иерархию.
Преимущества: · Наличие разработанного аппарата описания процессов (IDEF, Aris) · Относительная стабильность процессов · Широкий выбор инструментария · Ряд направлений деятельности компании легче представлять и понимать в процессном виде
Недостатки: · Сложность описания процессов стратегического и среднесрочного уровня · Сложность в определении штатных единиц в рамках процесса · Возникновение двух иерархий: функциональной и процессной
b. Гуманитарный подход
Под Бизнес - моделью в данном случае подразумевается перечисление ряда аспектов деятельности компании, определяющих её эффективность. Как правило, между ними не строится чётких связей. Акцент делается на полноте и оригинальности определения данных аспектов. Существует довольно большое количество представлений Бизнес - Моделей данного уровня. Все они достаточно похожи друг на друга. Перечислим наиболее часто упоминаемые компоненты компании, представленные в этих моделей
· Цели · Организационная Структура · Структура участия в бизнесе · Возможности · Контрагенты · Корпоративная культура (представление во внешнем мире и внутри компании) Преимущества: · Трудовые и финансовые затраты существенно ниже, нежели при реализации формальной Бизнес - модели · Отсутствие формальной методологии делает данное направление понятным как для руководства компании, так и для рядовых работников · Изменения могут осуществляться достаточно быстро Недостатки: · Отсутствие методологии повышает неопределённость конечного эффекта · Изменения, как правило, носят косметический характер, в связи с чем, не могут использоваться для существенного улучшения сложившейся ситуации
5. Новые направления в моделировании бизнеса
a. Введение понятия онтологической модели (ОМ) Онтология - это представление всей понятийной области в рамках единой системы взаимосвязанных компонентов
· Определение Элементов (ОМ) · Противопоставление классической процессной и онтологической моделей
b. Введение понятия Роли Роль представляет собой интерфейс определённого сегмента онтологии к персоне или группе персон.
c. Введение процессного и функционального подходов в онтологическую модель Процесс в ОМ - это последовательность действий, связанных с представлением персоне посредством роли некого сегмента ОМ и его преобразования в соответствии с действиями персоны
· Новое представление процессов (Программный продукт Microsoft Biztalk) · Новое представление функции в процессе · Разделение функций на "формальные" и "творческие"
d. Представление функций в виде методов поведенческой модели элементов ОМ и действий персон в рамках изменения состояния ОМ
Профессиональное издание заказывало исследование читательской аудитории. Объявив тендер, издание получило следующие предложения от исследовательских компаний.
Предложение 1
10 телефонных интервью с читателями издания (продолжительностью 20 мин. каждое).
10 телефонных интервью с читателями, отказавшимися от подписки (по 20 мин.). ..