Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гольдштейн Г.Я.,  Гуц А.Н. Э .. | Управление персоналом: Теори .. | Асаул А.Н., Карасев А.В. Эко .. | Прикладная статистика: Точки .. | Ребрин Ю.И. Основы экономики .. |


Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Сетизация, отказ от вертикальных структур организации, виды сетевых структур

8. Способы изменения структуры организации компании (фирмы)

8.3. Сетизация, отказ от вертикальных структур организации, виды сетевых структур

Сетизация, отказ от вертикальных структур организации, виды сетевых структур. Определение и основные принципы сетизации. Сетевые структуры и контрактная система. Фундаментальная трансформация и сетизация. Виды сетевых структур. Достоинства, недостатки, вероятность успешного функционирования сетевых структур.

Предметом изучения данной части работы станут сетевые структуры. Их появление естественным образом связано с реинженирингом бизнес-процессов, использованием реинжениринговых технологий для эволюционных перестроек структур фирм и появлением виртуальных организаций, которые ранее были нами противопоставлены тем фирмам, которые предпочитают изменение самой структурной единицы организации и осуществляют переход от технологических единиц построения организаций к экономическим (бизнес-процессам).

Напомним, что сетизация рассматривалась нами в качестве одного из способов упорядочивания элементов организации (см. табл. 1).

В экономической литературе имеются различные определения сетевых структур и сетизации.

Например, Р. Патюрель считает, что “сетизация - это метод стратегического менеджмента, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей соответствия с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктуры” См.: Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. С. 76.. Фактически, употребляя данный термин, автор говорит о создании сетевых организационных структур.

Уже упоминавшийся нами Б. Мильнер утверждает, что сетевая организация (корпорация) является виртуальной См.: Мильнер Б. Уроки бюрократической системы управления. С. 86.. Восстановим ее характерные черты:

  • непостоянный характер функционирования элементов,
  • осуществление связей и управленческих действий на базе интегрированных и локальных систем и телекоммуникаций,
  • взаимоотношения со всеми партнерами и другими заинтересованными организациями на основе серии соглашений, договоров и взаимного владения собственностью,
  • образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности,
  • частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор, пока это считается выгодным,
  • договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях Там же..

Интересно, что оба упомянутых выше исследователя практически едины в описании основных черт сетизации (создания сетевых структур) и сетевых (виртуальных) организаций (см. 8.1.3).

Стоит согласиться, по нашему мнению, с основными характеристиками подобных структур, на основании которых можно провести сравнение сетевых структур с бюрократическими (табл. 11).

Воспользуемся выводами ученых по этому вопросу Там же. С. 87..

Сетизация (создание сетевых структур) представляет собой, по сути, отказ от вертикальной иерархии бюрократической организации, создание вместо функциональных структур независимых рабочих групп, переход к горизонтальным структурам организации и замену в значительной степени административных отношений контрактными (договорными).

Таблица 11


Характеристики бюрократической и сетевой структур организации

Ключевые факторыБюрократическаяструктураСетеваяструктура
Нормативная базаСлужебные взаимоотношенияОбеспечивает гибкость и стабильность
Средства связиСтандартныеГлобальные
Модель решения конфликтовАдминистративные приказыНормы взаимности
Степень гибкостиНизкаяВысокая
Атмосфера, или климатФормальная, бюрократическаяОткрытая, взаимовыгодная
Обязательства сторонСредний уровеньВысокий уровень
Преференция, или выбор участниковПодчиненностьВзаимозависимость, сотрудничество

Чрезвычайно любопытным представляется и то, что фактически в создании сетевых структур находит свое развитие процесс фундаментальной трансформации.

До этого момента мы вели речь о фундаментальной трансформации рыночных отношений во внутрифирменные (см. 2.5). Теперь стоит говорить о развитии этого процесса дальше, в направлении создания сетевых структур, в которых внутрифирменная иерархия, внутрифирменные отношения административного типа заменяются системой договорных отношений (внутрифирменными контрактами).

Обычно выделяют два вида сетевых структур:

  1. Сетевая структура крупной компании, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера,
  2. Сеть (совокупность) фирм, близких по размерам, юридически самостоятельных и поддерживающих устойчивость друг друга.

Рассмотрим их внимательнее.

Первый вид сетевой структуры нами уже изучался, правда, в другом аспекте, когда речь шла о системе субподряда, франчайзинга и иных видах нерыночных отношений в рамках рыночных систем. Напомним, что эти нерыночные отношения имеют, как правило, форму юридических соглашений, носящих, однако, неравноправный характер (см. 2.3).

Эти виды сетевых структур достаточно распространены. Но, строго говоря, они могут быть отнесены к сетям только при условии, что мы не рассматриваем специально саму крупную компанию, вокруг которой формируется сеть. Она, как правило, представляет собой внутрифирменную иерархию. Можно утверждать, что структуры подобного типа – это соединение внутрифирменной иерархии с контрактной системой, сложившейся между большой компанией и ее партнерами.

Второй тип сетевых структур представляет собой сеть в полном смысле этого слова. Участники ее связаны равноправными юридическими соглашениями (контрактами). Подобного рода структуры, действующие чаще всего либо в пределах определенного региона, либо в рамках одного вида деятельности, позволяют повышать общую эффективность функционирования данных фирм (растет конкурентоспособность товаров, появляются возможности использования инноваций, происходит снижение управленческих расходов ит. д.).

Эти структуры, помимо отмеченных “плюсов”, имеют еще ряд достоинств: 1) в них заложен элитарный принцип формирования компетенций, 2) сети исключают дублирование компетенций рабочей силы и производственных мощностей, 3) они не обременены политическими организационными единицами Подробнее см.: Райсс М. Границы "безграничных" предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1. С. 93..

“Минусы” сетевых структур столь же очевидны, как и “плюсы”.

К ним следует отнести: 1) отсутствие регулирующей функции структуры организации, 2) сложность обеспечения в условиях существования асимметрии информации равной информацией всех участников сети, 3) чрезмерная зависимость от кадрового состава, 4) чрезмерное усложнение отношений, вытекающее из разнородности членов сети, 5) высокая зависимость как от рынка, так и от ресурсов.

Фактически сетевая структура представляет собой некий компромисс между растущими затратами на построение организации и стремлением к их минимизации за счет отказа от организационных структур как таковых Организации без структуры на Западе называют "постоянно размороженными системами". См.: Райсс М. Указ. соч.  С. 92-97..

Появляются как бы два полюса: на одном - организационная структура требует все больших затрат, на другом - организационная структура отсутствует. Оба положения - крайности, которых лучше не достигать. Именно в этом плане и следует понимать компромиссный характер сетевых структур.

Вопросы, поставленные в данном разделе нашли свое разрешение. Теперь необходимо перейти к следующей проблеме. Ею станет анализ основных способов построения организации, организационного проектирования фирм.



Похожие по содержанию материалы:
Теория принятия решений: Пример процесса подготовки решений на основе демографических моделей ..
Теория принятия решений: О методологии моделирования ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Распределения Пирсона (хи – ..
Ребрин Ю.И. Управление качеством: Планирование процесса управления качеством. ..
Гольдштейн Г.Я.,  Гуц А.Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений: Анализы уро ..
Управление персоналом: Теория человеческого капитала ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Право собственности на недвижимость ..
Прикладная статистика: Точки роста ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Оборотные средства предприятия ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Факторы, определяющие качество ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Распределения Вейбулла - Гн ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Концепция маркетинга ..
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Государственное экономическое регулирование ..


Похожие документы из сходных разделов


Стетой Ф. "Пятерочка" - Компания-микросхема

"Пятерочка" - Компания-микросхема

Cб. Управление в России: зачем мы нужны миру?
Санкт-Петербург, 2002



"Пятерочка" - Компания-микросхема
Стетой Феликс, компания "Пятерочка", Санкт-Петербург

Большинство признанных профессионалов .. читать далее


Ткаченко Д., Гобачев М. Откат: «запрещенный» прием переговоров в действии

Женщины-закупщицы

Женщины-закупщицы отличаются повышенной эмоциональностью. Хотя их сильнее мучит страх совершения незаконных операций, но после аргумента «Все берут!» они часто соглашаются получить откат из-за конформизма, более свойственного слабому полу.

С молодыми женщинами труднее всего вести переговоры об откате. Обычно они не особенно мотивированы непос .. читать далее


Арефьева Н. Кадровый консалтинг - что это?

Кадровый консалтинг - что это?

Наталия Арефьева
Психолог, бизнес-консультант
АКГ "Что Делать Консалт", СПб

Еще с советских времен девиз "Кадры решают все!" не вызывает сомнений у тех, кто занимался организацией бизнеса. У вас может быть перспективная бизнес-идея, передовое оборудова .. читать далее