III. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
15. Система маркетинговых планов
Планирование маркетинга – это систематический процесс, включающий в себя оценку маркетинговых возможностей и ресурсов, определение целей маркетинга и разработку плана внедрения и контроля.
План маркетинга – это письменный документ, или проект, описывающий внедрение и контроль маркетинговой деятельности организации, связанной с конкретной маркетинговой стратегией.
  Планирование маркетинга в условиях рынка состоит из 2-х частей:
    – стратегическое планирование;
    – текущее (тактическое) планирование (планирование маркетинга).
Стратегическое планирование – управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между усилиями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.
Текущий план представляет собой совокупность отдельно разработанных планов по каждому товару и каждому рынку. Разрабатываются планы производства, выпуска товара, планы рыночной деятельности. Все эти планы в совокупности обозначаются одним термином "План маркетинга".
Стадии планирования маркетинга: 
  1. Анализ:
    – анализ рыночных возможностей и тенденций; 
    – анализ рыночной среды и тенденций ее развития; 
    – анализ сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз   – SWOT-анализ; 
    – анализ потребностей покупателей и их восприятия; сегментирование рынка   и позиционирование торговой марки; 
    – анализ конкуренции и стратегий конкурентов. 
  2. Стратегические решения:
    – определение основных целевых рынков; 
    – основа конкуренции/отличительное преимущество; 
    – необходимое позиционирование продукта; 
    – цели маркетинга/сбыта. 
  3. Программы внедрения: 
    – планирование элементов комплекса маркетинга: 
    · продукты (товары, услуги), 
    · продвижение (реклама, PR, стимулирование сбыта, прямой маркетинг   и личные продажи), 
    · распределение/маркетинговые каналы, 
    · ценообразование/условия оплаты, 
    · персонал/уровни сервиса, 
    – определение задач, обязанностей, сроков, затрат и бюджетов; 
    – текущая работа/дополнительные разработки; 
    – контроль/оценка эффективности плана.
  Структура документа плана маркетинга в общем виде: 
    1. Резюме для руководителей. 
    2. Цели: изложение миссии организации, описание целей организации,   цели по группам продуктов. 
    3. Описание продукта/рынка: объяснение ассортимента, обзор рынка   и резюме продаж.
    4. SWOT-анализ: вводный обзор 
    5. Основной анализ: рыночная среда и тенденции, покупатели, конкуренты,   посредники.
    6. Стратегии: основные целевые рынки, основа конкуренции/отличительное   преимущество, необходимое позиционирование торговой марки/продукта.
    7. Ожидаемые результаты: результаты/прогнозы. 
    8. Маркетинговые программы: комплекс маркетинга, задачи и обязанности.
    9. Финансы/бюджеты. 
    10. Приложения: данные SWOT-анализа, информация о конкурентах, данные   для анализа, подробные результаты исследований, ссылки и т.п.