Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. | Ребрин Ю.И. Основы экономики .. | Теория принятия решений: Мат .. | Стратегии бизнеса: Методика .. | Орлов А.И. Математика случая .. |


Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Состав и структура заработной платы

3. Оплата труда на предприятии

3.7. Состав и структура заработной платы

Структура фонда заработной платы на предприятии довольно сложна. Помимо прямой оплаты труда за проработанное время либо произведенную продукцию или работу (при сдельной или договорной оплате) в фонд включаются стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также все денежные суммы, выплачиваемые за непроработанное время, если согласно действующему трудовому законодательству за работниками сохраняется заработная плата. В общем виде в фонд оплаты труда на предприятии входят следующие укрупненные элементы:

1.     Оплата за отработанное время.

2.     Оплата за неотработанное время.

3.     Единовременные поощрительные выплаты.

4.     Выплаты на питание, жилье, топливо.

Заработная плата определяется исходя из планируемого рабочего времени и объема производства по тарифным ставкам, окладам или сдельным расценкам. В качестве методики можно рекомендовать следующий порядок определения величины фонда заработной платы рабочих, руководителей, специалистов и служащих.

Фонд заработной платы рабочих включает прямую (тарифную) заработную плату и все доплаты к ней. Прямая заработная плата состоит из суммы сдельных расценок, выплачиваемых рабочим-сдельщикам, и заработной платы рабочих-повременщиков, исчисляемой по тарифным ставкам.

При планировании определяют фонд часовой заработной платы, фонд дневной заработной платы, фонд годовой (квартальной, месячной) заработной платы.

Размер фонда часовой заработной платы определяется в такой последовательности. Рассчитывается фонд заработной платы рабочих-сдельщиков (ФЗПсд) по формуле

                     (3.17)

где Расцi - штучная сдельная расценка на единицу объема производственной программы;

ОПi - объем продукции i-го вида.

Этот фонд можно исчислить по трудоемкости продукции

                       (3.18)

где Нti – норматив трудозатрат на единицу i-й продукции;

Vqi – объем производства i-го вида продукции;

Tci – тарифная ставка i-го вида работ.

Плановый фонд заработной платы рабочих-повременщиков находится из соотношения:

                  (3.19)

где Тсповi - часовая тарифная ставка рабочего-повременщика i-го разряда;

Чпi - численность рабочих-повременщиков 1-го разряда;

Фплi - плановый фонд рабочего времени i-го разряда.

Фонд заработной платы руководителей, специалистов и служащих (ФЗПррс) определяется по должностным окладам путем умножения месячного оклада каждой группы работников на число месяцев в году и на число работников в группе. Например, фонд заработной платы руководителей (ФЗПр):

                   (3.20)

где 12 - число месяцев в году;

Чi - численность руководителей, имеющих одинаковый должностной оклад, чел.;

Окi - месячный оклад данной группы руководителей, руб.

Аналогично исчисляется фонд заработной платы специалистов и служащих.

В фонд оплаты труда включаются также выплаты стимулирующего характера — премии. Их размер по сдельно-премиальной и повременно-премиальной системам оплаты труда (3пр) определяется в соответствии с действующими премиальными системами на предприятии. Для этого используются формулы:

         (3.21)

где Ппр - процент премии к сдельной заработной плате или тарифной ставке.

Процент премии за выполнение и перевыполнение научно обоснованных норм устанавливается из следующей зависимости:

       (3.22)

где Ппер - процент перевыполнения норм;

Ппр - процент премии за каждый процент перевыполнения норм;

Унон - удельный вес научно обоснованных норм по трудоемкости:

У - удельный вес рабочих, премируемых за выполнение и перевыполнение научно обоснованных норм в общей численности рабочих-сдельщиков.

Составной частью фонда оплаты труда являются также выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Это следующие виды выплат:

а) по районным коэффициентам, коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных районах. Величина выплат (Фврк)определяется как

                   (3.23)

где К - соответствующий коэффициент выплат;

б) надбавки к заработной плате за непрерываемый стаж работы (ФЗПнс), исчисляемые по формуле

                       (3.24)

где Чi - численность работников соответствующего стажа работы, чел.;

Тзпi - прямая (тарифная) заработная плата соответствующего работника, руб.;

Кi - величина надбавки за стаж работы, %;

в) доплаты за условия труда (Фдут)

                        (3.25)

где Чi - численность работников, работающих в тяжелых и вредных, а также в особо тяжелых и особо вредных условиях труда, чел.;

Тзпi – прямая (тарифная) заработная плата соответствующего работника, руб.;

К– величина надбавки за отклонение от нормальных условий труда, %;

г) доплаты за работу в ночное (вечернее) время

              (3.26)

где Чi – численность работников, работающих соответственно в ночной и вечерней сменах, чел.;

Тстi – тарифная ставка работников I-й группы, руб.;

Тнвi – фонд ночного, вечернего времени, ч;

Кнвi - процент доплат к тарифной ставке за каждый час ночной, вечерней смены, %;

д) оплата за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни (Фовд)

              (3.27)

где Чi - соответствующая численность работников, которые будут работать в праздничные дни. чел.;

Тстi - тарифная ставка (сдельная расценка) i-ой группы работников, руб.;

Тсм - продолжительность смены, ч;

Дi – количество праздничных дней в году для соответствующей группы работников, дн.;

Квн - коэффициент доплат.

В состав фонда оплаты труда включаются также денежные суммы за непроработанное время в соответствии с законодательством.

а) оплата ежегодных и дополнительных отпусков (Фоо):

                    (3.28)

где СЗПпл - средняя заработная плата работников, руб.;

Отпл - средняя плановая продолжительность отпуска, дн.;

б) доплаты матерям за время перерывов в работе на кормление грудных детей и доплаты подросткам за сокращенный рабочий день. Доплаты кормящим матерям (Допм) определяются по формуле

                       (3.29)

где П - процент перерывов одного рабочего к реальному фонду рабочего времени одного рабочего;

       ФЗИчас - фонд часовой заработной платы.

Величина доплат подросткам (Доппод)

                         (3.30)

где Тчас – средняя тарифная ставка подростков, руб.;

Фл – количество льготных часов в плановом периоде, ч.

в) доплаты неосвобожденным бригадирам и руководство бригадой (3бр) определяются по формуле

                           (3.31)

где Тбр – заработная плата бригадира по тарифу в плановом периоде;

Чбр - число бригадиров;

Дбр - размер доплаты бригадиру за руководство бригадой в процентах к тарифной ставке.

Повышенные доплаты бригадирам за руководство бригадой могут быть установлены в процентах от суммы заработной платы бригады (без премии). Доплаты в повышенных размерах производятся при условии выполнения бригадой производственных заданий и обеспечения высокого качества продукции. Фонд доплат за обучение учеников рассчитывается в соответствии с нормой доплаты за обучение учеников, установленной трудовым законодательством. В фонд оплаты труда включаются и другие виды доплат, надбавок, определенные инструкцией о составе средств, направляемых на потребление.

На основе детальных расчетов составляется сводная таблица планируемого фонда оплаты труда. Средняя заработная плата устанавливается на основе рассчитанной численности определенных категорий работающих и фондов их оплаты.

Для руководителей, специалистов и служащих определяется среднегодовая заработная плата, а для рабочих — среднегодовая, среднедневная и среднечасовая по формулам:

 и                          (3.32)

где ФЗПр - фонд заработной платы, руб.;

Фпл - рассчитанное число чел.-час., чел.-дней работы;

Чсп - среднесписочное число рабочих в расчетном периоде.

На стабильно работающих предприятиях, где существенно не меняются производственные и экономические показатели, плановый фонд заработной платы может исчисляться исходя из прямой заработной платы, рассчитанной по расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам. Последняя в условиях инфляции корректируется на ожидаемый инфляционный индекс. Все прочие элементы планового фонда, входящие и состав часового, дневного и годового фондов, объединяются в так называемый «коэффициент дополнительной заработной платы», показывающий, во сколько раз полной годовой фонд заработной платы больше фонда прямой заработной платы. Этот  коэффициент может быть рассчитан по отчету.

В случаях, когда на предприятии существенно изменяются объемы производства и производительность труда, а следовательно, и численность работников, плановый фонд заработной платы может быть приблизительно рассчитан исходя из отчетного фонда, скорректированного на показатели изменения численности и средней заработной платы или изменения объемов производства производительности труда и средней заработной платы, по одной из формул:

 и                  (3.33)

где Фпл - плановый фонд заработной платы, руб.;

Фбаз - фонд заработной платы отчетного года (ожидаемый), руб.;

Iчисл - индекс изменения численности работников;

Iср.з.п - индекс изменения средней заработной платы (в условиях инфляции — с учетом ожидаемого инфляционного индекса);

Iоп - индекс объема производства;

Iпт - индекс производительности труда по плану.

Для получения достоверного результата расчетов необходимо при определении изменения объемов производства и производительности труда использовать сопоставимые цены (например, цены базового года) и возможно более точно рост заработной платы.

Одним из широко распространенных укрупненных методов планирования фонда заработной платы является нормативный метод, который позволяет по базовым показателям, а на новых предприятиях или при существенных изменениях ассортимента продукции расчетным путем определить норматив заработной платы на единицу или на 1 тыс. руб. продукции. При расчете по базовым исходным данным фактический расход заработной платы корректируется на плановое отношение индекса роста средней заработной платы к индексу производительности труда

                         (3.34)

Аналогично определяется и расчетный норматив: сначала подсчитывается весь потребный фонд заработной платы на новую или изменившуюся производственную программу, а затем этот фонд делится на показатель объема производства. Однажды рассчитанный такой норматив с указанной выше корректировкой может служить несколько лет.

В условиях инфляции, формирующегося рынка и нестабильности цен на продукцию норматив заработной платы целесообразно выражать не в денежном измерении, а в процентах к стоимости товарной продукции. Рассчитать такой норматив можно следующим образом: определить удельный вес заработной платы в стоимости товарной продукции в базовом году, затем исходя из факторов роста производительности труда исчислить индекс производительности (путем перемножения всех частных индексов) и индекс роста заработной платы, связанный с теми факторами, которые вызывают ее профессиональный рост. Плановый норматив определяется по приведенной выше формуле  с той разницей, что значение Нбаз выражается не в рублях на 1 тыс. руб. продукции, а в процентах к ее рыночной стоимости в базовом году. Кроме того, Iср.з.п  рассчитывается только по плановым факторам роста средней заработной платы (без учета коэффициентов инфляции, которые трудно определить (без учета коэффициентов инфляции, которые трудно определить заранее с достаточной точностью).

Применение норматива расхода заработной платы в процентах к стоимости продукции позволяет определять фонд заработной платы как в условиях инфляции, так и дефляции: какие бы ни были цены на продукцию, фонд заработной платы всегда будет рассчитываться в процентах от стоимости продукции. Заключительным этапом планирования фонда оплаты труда является распределение этого фонда между подразделениями предприятия.



Похожие по содержанию материалы:
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Реструктуризация компаний, находящихся в кризисном пол ..
Маркетинг: Основы маркетинга: Маркетинг и общество ..
Крокер Д. Российский бизнес на мировых рынках ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Концентрация и централизация капитала ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Неоклассическая теория организации ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Издержки производства и реализации продукци ..
Теория принятия решений: Математическое моделирование при принятии решений ..
Стратегии бизнеса: Методика формирования и согласования стратегических вариантов ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Центральная предельная теор ..
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Производственный процесс и его организация ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Системы заработной платы ..
Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Критерии эффективности инвестиционных ..
Менеджмент организации: Инновационный менеджмент: Процесс разработки и вывода товаров на рынок ..


Похожие документы из сходных разделов


Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Инструментарий реализации стратегии

3. Теория и практика современного стратегического менеджмента фирмы

3.7. Инструментарий реализации стратегии

Когда стратегический план разработан, перед менеджером стоит задача превратить его действия в хорошие результаты. Если ра .. читать далее


Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Решение о способе консультирования

3. СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ

3.1. Решение о способе консультирования

Применение консультирования по большей части приносит эффект, несопоставимый с затратами. Эффективность консультирования зависит от многих факторов. Не последним в их ряду является способ применения консультирования.

Решение о приглашении консультанта принимает руководитель предприятия. Однако решение .. читать далее


Маркетинг: Основы маркетинга: Сегментация рынка и отбор целевых сегментов

III. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

7. Сегментация рынка и отбор целевых сегментов

Сегментация рынка – деление (дифференциация) любого рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев и факторов.

Сегмент рынка – группа потребителей, продуктов или предприятий, обладающих общими характеристиками.

Признаки сегментации рынков – это способы выделения с .. читать далее