Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Рябых Д. Динамический (гориз .. | Гольдштейн Г.Я. Глобальный с .. | Грищенко О.В. Анализ и диагн .. | Фивейский С.А. Управление ре .. |


Менеджмент организации: Стратегический менеджмент: Содержание отраслевого и конкурентного анализа

III. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

4. Содержание отраслевого и конкурентного анализа

Отличия отраслевого и конкурентного анализа и ситуационного анализа

Отраслевой и конкурентный анализ, а так же ситуационный анализ являются составляющими стратегического анализа компании, на выходе которого формируется оценка альтернатив для выбора стратегии.

Отраслевой и конкурентный анализ обычно используется для анализа внешней ситуации (макроокружения) компании одиночного бизнеса. Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна обеспечить получение ответов на следующие вопросы:
– Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли?
– Что является движущей силой изменений в отрасли, какое влияние они имеют?
– Какие конкурентные силы действуют в отрасли, насколько они сильны?
– Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции?
– Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом?
– Какие ключевые факторы определяют конкурентный успех или поражение?
– Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней?

Ситуационный анализ касается ближайшего окружения фирмы (микроокружения). Цель ситуационного анализа - выявить черты внутренней и внешней среды компании, которые наиболее выпукло влияют на ее стратегическое видение и возможности. Внимание при этом концентрируется на получении ответов на следующие вопросы:
– Хорошо ли работает используемая ныне стратегия?
– Что является для компании сильными, слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами?
– Может ли компания конкурировать по стоимости?
– Насколько сильны конкурентные позиции компании?
– Какие стратегические действия создают лицо компании?

Состав и последовательность стадий отраслевого и конкурентного анализа

Отраслевой анализ включает стадии определения доминирующих экономических характеристик в отрасли и идентификации движущих сил, вызывающих изменения в отрасли.

Конкурентный анализ представлен оценкой степени конкуренции, оценкой конкурентных позиций компании в отрасли, прогнозом возможных действий соперничающих компаний, определением ключевых факторов успеха.

Данные этапы не являются алгоритмом, который можно применять бездумно: и подстановка исходных данных, и толкование результатов требуют творческого осмысления. Такой анализ не является также единичной процедурой, а требует периодического повторения с учетом реальных изменений и результатов практики его применения.

Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик и движущих сил, способных вызвать изменения в отрасли.

"Портрет" отрасли целесообразно составить по следующим доминирующим в отрасли экономическим характеристикам:
1) размеры рынка;
2) области конкурентного соперничества;
3) скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;
4) число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;
5) число покупателей и их относительные размеры;
6) превалирование передней или задней интеграции;
7) легкость входа и выхода;
8) степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;
9) уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;
10) влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;
11) является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;
12) наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;
13) требования к капиталу;
14) прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике страны.

Среди движущих сил, вызывающих изменения в отрасли, выделяют:
1. Изменение в долговременной скорости роста (сильно влияет на решения об инвестициях, степень притягательности для новых фирм).
2. Изменения в том, кто покупает товары и как они используются (эти сдвиги создают новые возможности, которые нельзя упустить, но и требуют перестройки фирм – например, создания служб сервиса и т.д.).
3. Инновации в продуктах.
4. Технологические изменения.
5. Маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов, стоимостная дифференциация).
6. Вход или выход главных фирм в отрасли.
7. Увеличение глобализации в отрасли.
8. Изменения в стоимости и эффективности.
9. Переход потребителей к дифференцированным товарам от стандартных.
10. Влияние законодательных изменений.
11. Изменение социальной, демографической обстановки, стиля жизни.
12. Снижение неопределенности и риска в бизнесе.



Похожие по содержанию материалы:
Планирование на предприятии: Стратегическое планирование ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Основные способы организационного проектирования ..
Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные ф ..
Шингарев П. В. Построение бизнес-модели корпорации, ориентированной на развитие ..
Рябых Д. Динамический (горизонтальный) анализ ..
Гольдштейн Г.Я. Глобальный стратегический инновационный менеджмент: Знание как стратегический ресурс ..
Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Анализ использо ..
Фивейский С.А. Управление реформированием и реструктуризацией компаний ..


Похожие документы из сходных разделов


Прикладная статистика: Структура статистики нечисловых данных

Часть 3. Методы прикладной статистики

3.4. Статистика нечисловых данных

3.4.1. Структура статистики нечисловых данных

Статистика нечисловых данных или, как ее еще называют, статистика объектов нечисловой природы как самостоятельное научное направление была выделена в нашей стране. Как уже отмечалось, термин "статистика .. читать далее


Теория принятия решений: Основные идеи методов экспертных оценок

3.4.1. Основные идеи методов экспертных оценок

Примеры методов экспертных оценок. Как будет изменяться экономическая обстановка с течением времени? Что будет с окружающей природной средой через десять лет? Как изменится экологическая обстановка? Будет ли обеспечена экологическая безопасность промышленных производств или же вокруг станет простираться рукотворная пустыня? Дост .. читать далее


Прикладная статистика: Теория случайных толерантностей

Часть 3. Методы прикладной статистики

3.4. Статистика нечисловых данных

3.4.2. Теория случайных толерантностей

В прикладных исследованиях обычно используют три конкретных вида бинарных отношений – ранжировки, разбиения и толерантности. Статистические теории ранжировок [13] и разбиений [15] достаточно сложны с математиче6ско .. читать далее