III. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
4. Содержание отраслевого и конкурентного анализа
Отличия отраслевого и конкурентного анализа и ситуационного анализа
Отраслевой и конкурентный анализ, а так же ситуационный анализ являются составляющими стратегического анализа компании, на выходе которого формируется оценка альтернатив для выбора стратегии.
  Отраслевой и конкурентный анализ обычно используется для анализа внешней ситуации   (макроокружения) компании одиночного бизнеса. Конструкция отраслевого   и конкурентного анализа должна обеспечить получение ответов на следующие   вопросы:
    – Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли?
    – Что является движущей силой изменений в отрасли, какое влияние   они имеют?
    – Какие конкурентные силы действуют в отрасли, насколько они сильны?
    – Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции?
    – Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом?
    – Какие ключевые факторы определяют конкурентный успех или поражение?
    – Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли   выше средней?
  Ситуационный анализ касается ближайшего окружения фирмы (микроокружения). Цель   ситуационного анализа - выявить черты внутренней и внешней среды компании,   которые наиболее выпукло влияют на ее стратегическое видение и возможности.   Внимание при этом концентрируется на получении ответов на следующие вопросы:
    – Хорошо ли работает используемая ныне стратегия?
    – Что является для компании сильными, слабыми сторонами, благоприятными   возможностями и угрозами?
    – Может ли компания конкурировать по стоимости?
    – Насколько сильны конкурентные позиции компании?
    – Какие стратегические действия создают лицо компании?
  Состав и последовательность стадий отраслевого и конкурентного анализа      Отраслевой анализ включает стадии определения доминирующих экономических характеристик в отрасли и идентификации движущих сил, вызывающих изменения в отрасли.
Конкурентный анализ представлен оценкой степени конкуренции, оценкой конкурентных позиций компании в отрасли, прогнозом возможных действий соперничающих компаний, определением ключевых факторов успеха.
Данные этапы не являются алгоритмом, который можно применять бездумно: и подстановка исходных данных, и толкование результатов требуют творческого осмысления. Такой анализ не является также единичной процедурой, а требует периодического повторения с учетом реальных изменений и результатов практики его применения.
Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик и движущих сил, способных вызвать изменения в отрасли.
  "Портрет" отрасли целесообразно составить по следующим доминирующим   в отрасли экономическим характеристикам:
    1) размеры рынка; 
    2) области конкурентного соперничества; 
    3) скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли; 
    4) число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;
    5) число покупателей и их относительные размеры; 
    6) превалирование передней или задней интеграции; 
    7) легкость входа и выхода; 
    8) степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм; 
    9) уровень технологических изменений в процессе производства и в   новых продуктах; 
    10) влияние экономики на масштабы производства, транспортировку,   маркетинг; 
    11) является ли степень использования производственных мощностей   критичной в достижении низкоценовой эффективности производства; 
    12) наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции   от кумулятивной величины объема производства; 
    13) требования к капиталу; 
    14) прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике страны.
  Среди движущих сил, вызывающих изменения в отрасли, выделяют:
    1. Изменение в долговременной скорости роста (сильно влияет на решения   об инвестициях, степень притягательности для новых фирм).
    2. Изменения в том, кто покупает товары и как они используются (эти   сдвиги создают новые возможности, которые нельзя упустить, но и требуют   перестройки фирм – например, создания служб сервиса и т.д.).
    3. Инновации в продуктах.
    4. Технологические изменения.
    5. Маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов,   стоимостная дифференциация).
    6. Вход или выход главных фирм в отрасли.
    7. Увеличение глобализации в отрасли.
    8. Изменения в стоимости и эффективности.
    9. Переход потребителей к дифференцированным товарам от стандартных.
    10. Влияние законодательных изменений.
    11. Изменение социальной, демографической обстановки, стиля жизни.
    12. Снижение неопределенности и риска в бизнесе.