Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гольдштейн Г.Я. Основы менед .. | Орлов А.И. Менеджмент: Приня .. | Е.Н. Скаженик " Практик .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Андреева Т. "Новый вызо .. |


Управление персоналом: Гуманистический подход

Глава 3. Основные подходы к управлению персоналом

3.3. Гуманистический подход

Сократ. Хорошие люди должны непременно приносить пользу, иначе и быть
не может, - это мы с тобой установили верно, не так ли?
Менон
. Да.
Сократ.
А что приносить пользу они будут в том случае, если станут правильно
вести наши дела, - это мы тоже установили наверняка?
Менон
. Конечно.

Платон. Менон

Развивающаяся в последнее время гуманистическая парадигма исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура - целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, спефицических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов.

При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.

Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются паттерналистские отношения.

Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь человека определяется писаными и особенно неписаными правилами. Однако на самом деле обычно правила являются лишь средством, а основное действие разворачивается лишь в момент выбора: какое из правил применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой набор правил мы используем.

Часто наше понимание организации основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяющие все члены организации. При этом можно задаться следующими вопросами: каковы общие интерпретационные схемы, которые делают возможным существование данной организации? Откуда они появляются? Как они создаются, передаются и сохраняются?

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Особенно “объек-тивны” организационные структуры, правила, политика, цели, должностные инструкции, стандартизированные процедуры деятельности. Так, еженедельные или ежегодные совещания, про которые все знают, что это пустая трата времени, могут быть поняты как ритуал, служащий некоторым скрытым функциям. Даже по виду пустого зала заседаний (строгие ряды стульев, параллельно лежащие папки, стаканы и т.п. или дружелюбный хаос) можно многое сказать об организационной культуре. Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы.

С точки зрения данного параметра важно, насколько работники предприятия интегрированы в существующую систему ценностей (в какой степени они безоговорочно принимают ее как “свою собственную”) и насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Также важно, живет ли предприятие в целом по одним и тем же правилам и принципам принятия решения или же на предприятии разные группы живут по разным правилам и исповедуют разные принципы1 (см. табл. 3.4).

Таблица 3.4. Соотношение нормативного и ценностного аспектов организационной культуры

Характеристика системы ценностей (степень их выраженности)

Характеристика нормативной системы предприятия

Адаптивность

Консерватизм

Нормы одни для всех

Много норм для различных групп или слоев

Сильная

Сильный

Политический конфликт

Сильная и адаптивная организационная культура

Умеренная

Умеренный

Организационная культура, пригодная для одной стратегии

Стратегический конфликт

Слабая

Слабый

Организация на грани распада

Организация существует как набор автономных групп

Сильная

Слабый

Организационный конфликт

Адаптивная организационная культура

Слабая

Сильный

Сильная организационная культура

Конфликт “вакуума власти”

Позитивная роль гуманистического подхода в понимании организационной реальности состоит в следующем.

1. Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать таким образом проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.

2. Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д. Если раньше многие менеджеры рассматривали себя прежде всего как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.

3. Гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.

4. В рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.



Похожие по содержанию материалы:
Нечисловая статистика:Статистика нечисловых данных конкретных видов: Контрольные вопросы и задачи ..
Маркетинг: Основы маркетинга: Система маркетинговых планов ..
Кеворков В., Кеворков Д. Кто сшил костюм? ..
Стетой Ф. "Пятерочка" - Компания-микросхема ..
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Природа и состав функций менеджмента ..
Орлов А.И. Менеджмент: Принятие управленческих решений ..
Е.Н. Скаженик " Практикум по деловому общению": Невербальная коммуникация. ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Назначение фирмы, ее цели и основные задачи. ..
Андреева Т. "Новый вызов руководителям компаний" ..
Управление персоналом: Организационные культуры как объект управленческой деятельности ..
Зубанов Н.В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функ ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Организационное проектирование на основе учета трансак ..
Новиков М.В., Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Выработка идеи проекта ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Стратегический менеджмент: Факторы, определяющие стратегический выбор фирмы

III. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

3. Факторы, определяющие стратегический выбор фирмы

Общее содержание стратегии

Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (про .. читать далее


Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Ипотечно-инвестиционный анализ

3. Определение стоимости инвестируемого капитала на основе капитализации дохода

3.3. Ипотечно-инвестиционный анализ .. читать далее


Гриненко С.В. Экономика недвижимости: Факторы, влияющие на стоимость недвижимости.

3. Оценка недвижимости

3.3. Факторы, влияющие на стоимость недвижимости.

Мировая практика выделяет следующие группы факторов, существенно влияющих на стоимость недвижимости, представленные в табл. 3.2.

Та .. читать далее