Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Прикладная статистика: Стати .. | Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. | Арефьева Н. Кадровый консалт .. | Планирование на предприятии: .. | Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. |


Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Оценка нематериальных активов

МОДУЛЬ 3.3.  ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Оценка (определение стоимости нематериальных активов) зависит от способа их приобретения. Нематериальные активы могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал, приобретены за плату у других организаций, получены безвозмездно, созданы на самом предприятии. Поэтому оценка может быть произведена по договоренности сторон, исходя из затрат на приобретение, по рыночной стоимости, по стоимости изготовления.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение иприведение их в состояние, в пригодное для использования в запланированных целях. 

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, рассчитывается как сумма всех фактических расходов на их создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.).

Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, вычисляется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией безвозмездно), соответствует  их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

В оценке нематериальных активов можно использовать три основных подхода: доходный; затратный; сравнительный.

В соответствии с доходным подходом стоимость объекта нематериальных активов принимается на уровне текущей стоимости тех преимуществ, которые имеет предприятие от его использования. В качестве примера можно привести метод освобождения от роялти, который используется для оценки стоимости патентов и лицензий. Роялти – это периодическое отчисление лицензеру (продавцу) за пользование интеллектуальной собственностью. Обычно роялти составляет 5-20 % дополнительной прибыли, получаемой предприятием, купившим интеллектуальную собственность. Если объект интеллектуальной собственности является основой нового продукта (технологии), роялти может составлять до 50 %.

В случае, когда изобретение приобретается на основе роялти, то стоимость лицензии на использование изобретения равна дисконтированному потоку роялти:

где   Di – ставка роялти; R – база расчета роялти (выручка от продукции, выпускаемой по лицензии, или прибыль, получаемая от реализации соответствующей продукции); Т – срок действия лицензионного договора; t – порядковый номер рассматриваемого года; – ставка дисконта.

При использовании затратного подхода нематериальные активы оцениваются как сумма затрат на их создание, приобретение и введение в действие.

Сравнительный подход может применяться для тех видов нематериальных активов, сделки по которым часто совершаются на рынке. Исходной информацией для расчета стоимости объекта служат цены продажи аналогичных объектов



Похожие по содержанию материалы:
Нечисловая статистика: Статистика нечисловых данных в экспертных оценках ..
Менеджмент организации: Стратегический менеджмент: Основные виды диверсификации ..
Маркетинг: Основы маркетинга: Стратегии маркетинга ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Организационные основы развития и управления предпр ..
Прикладная статистика: Статистика нечисловых данных: Литература ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Сетизация, отказ от вертикальных структур организации, ..
Арефьева Н. Кадровый консалтинг - что это? ..
Планирование на предприятии: Стратегическое планирование ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Основные способы организационного проектирования ..
Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные ф ..
Шингарев П. В. Построение бизнес-модели корпорации, ориентированной на развитие ..
Рябых Д. Динамический (горизонтальный) анализ ..
Гольдштейн Г.Я. Глобальный стратегический инновационный менеджмент: Знание как стратегический ресурс ..


Похожие документы из сходных разделов


Ребрин Ю.И. Управление качеством: Механизм управления качеством

Тема 3. Процесс и содержание управления качеством продукции

3.3. Механизм управления качеством

Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).

Под управлением качеством продукции понимаются действия, .. читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Анализ макроокружения фирмы (отраслевой и конкурентный анализ)

3. Теория и практика современного стратегического менеджмента фирмы

3.3. Анализ макроокружения фирмы (отраслевой и конкурентный анализ)

Этот анализ включает:
– определение основных экономических характеристик, имеющих главное значение для отрасли;
– оп ..
читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент:Схема стратегии знания
3. Знание как стратегический ресурс фирмы

3.3. Схема стратегии знания

Стратегия знания параллельно традиционному SWOT-анализу описывает подход организации к согласованию своих ресурсов и способностей с интеллектуальными требованиями своей стратегии. Он может быть описан в двух измерениях в зависимости от степени его агрессивности: степени, в которой организация нуждаетс .. читать далее