Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Прикладная статистика: Теори .. | Нечисловая статистика: Стати .. | Организация, нормирование и .. | Маркетинг: Основы маркетинга .. | Деловое общение:Невербальная .. |


Деловое общение:Невербальная коммуникация

Тема 3. Невербальная коммуникация

Занятие 2. Организация пространственной среды

Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность.

В речевой коммуникации существует четыре зоны приближения:

·        350 см и более – публичная (открытая) зона (расстояние, предпочтительное при взаимодействии с большой группой людей, с массовой аудиторией);

·        120 см - 350 см – социальная зона (то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем или вовсе незнакомы, а также при взаимодействии с малой группой – 15+- 7 человек);

·        45 см 120 см – личная зона (нормальные коммуникационные процессы между деловыми партнерами);

·        45 см и менее – интимная зона (в деловом взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято).

Если человек не ощущает коммуникативного пространства, он почти наверняка психически болен. Очень часто люди входят в состояние нервного стресса оттого, что нарушаются их территориальные притязания.

К физиологическим аспектам пространства относятся такие компоненты, как наличие стульев, освещение, оснащение, источники электричества и т.д. Места для сидения должны быть так оснащены и так установлены, чтобы свет не падал в глаза и чтобы каждый мог хорошо видеть все средства визуализации.

Но человек не просто переносит себя в пространстве вместе со своим полем, он еще как бы оставляет это поле в тех местах, где он часто бывает. Для самого человека очень важно, чтобы он понял, где его место в доме или офисе, но не менее важно понять, где места других членов семьи или коллег.

В деловом общении большое значение имеет использование возможностей сесть за стол именно там, где это важно для достижения целей или удобно. Какую же информацию можно «считывать», наблюдая за тем, как рассаживаются деловые люди?

1. Угловая позиция подходит больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например: врач – пациент, руководитель – подчиненный. Позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей партнеру, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: при возникновении конфронтации можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания – сблизиться; территориальное разделение стола отсутствует.

2. Такая позиция подходит для непосредственного делового взаимодействия. Когда задача или проблема решаются совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, видеть анализируемые материалы, обсудить и выработать общие решения.

3. Положение деловых партнеров друг против друга создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается обыграть делового партнера. Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь согласия при такой позиции за столом чрезвычайно трудно, даже компромисс затруднителен, а вот конфликт вполне возможен.

С другой стороны, такая позиция может свидетельствовать о субординации. Разговор тогда должен быть коротким и конкретным. Именно так садятся за стол переговоров: тогда это означает равноправную позицию и может способствовать конструктивному общению.

4. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать независимую позицию, то есть по диагонали через весть стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например, на деловом совещании, семинаре и пр.

Форма стола тоже имеет значение:

·        квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению;

·        за прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса  главенствующим считается место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери;

·        круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности.

Вопросы для самоконтроля

1.     Как вы понимаете выражение «программировать пространство»?

2.     Что означает организация пространственной среды?

3.     Как цели делового взаимодействия отражаются в организации пространственной среды?

4.     Каковы позиции за столом, о чем они могут свидетельствовать?

Тест 1 «Что говорят вам мимика и жесты»?

Тест 2.

Тест 3.

Тест 4.

Тест 5.



Похожие по содержанию материалы:
Орлов А.И. Менеджмент: Основы экономических методов ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Основные средства предприятия ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Управление портфелем диверсифицированной фи ..
Теория принятия решений: Основные идеи методов экспертных оценок ..
Прикладная статистика: Теория люсианов ..
Нечисловая статистика: Статистика нечетких множеств ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Состав и структура заработной платы ..
Маркетинг: Основы маркетинга: Сегментация рынка и отбор целевых сегментов ..
Деловое общение:Невербальная коммуникация ..
Менеджмент организации: Стратегический менеджмент: Ключевые задачи реализации стратегии ..
Нечисловая статистика:Статистика нечисловых данных конкретных видов: Литература ..
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Выводы по главе 3 ..
Квалификационный справочник: Заведующий экспедицией ..


Похожие документы из сходных разделов


Алгоритмы преобразований в бизнесе: Стили и способы консультирования

3. Качество консультирования

3.2. Стили и способы консультирования

Один из важнейших определяющих качество консультирования факторов – стиль работы, принятый консультантом. Типология здесь еще более условна, однако два крайних подхода все же следует выделить.

Наиболее распространенный на рынке стиль мы назовем «технологическим». Он применяется многими консалтинг .. читать далее


Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Системы оплаты консультирования

3. СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ 

3.1. Системы оплаты консультирования

Для различных способов консультирования на российском рынке в настоящее время сложились следующие системы оплаты консультационных услуг:

Проектное консультирование.

1. Наиболее часто оговаривается сумма оплаты за проект (например, стоимость разработки рекламной кампании или оптимизации оргструк .. читать далее


Орлов А.И. Менеджмент: Методы оптимизации

3.2. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ  

 В настоящее время менеджер может использовать при принятии решения различные компьютерные и математические средства. В памяти компьютеров держат массу информации, организованную с помощью баз данных и других программных продуктов, позволяющих оперативно ею пользоваться. Экономико-математические и эконометрические модели позволяют просчитывать после .. читать далее