Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. | Маркетинг: Основы маркетинга .. | Крокер Д. Российский бизнес .. | Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. | Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. |


Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Учёт деловой репутации

МОДУЛЬ 3.5.  УЧЁТ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Во всем мире широко распространены процессы слияния предприятий, приобретения одних предприятий другими. Поэтому существует потребность в учете условной стоимости деловой репутации.

Стоимость любого предприятия, взятого в целом как единый имущественно-хозяйственный комплекс, отлична от совокупной стоимости его активов и пассивов. Иными словами, между стоимостью предприятия и совокупной стоимостью его имущества и обязательств всегда есть разница. В англоязычной экономической литературе эта разница именуется goodwill. В отечественной учетной литературе можно встретить такие понятия, как цена фирмы, гудвилл, доброе имя, деловые связи, партнеры фирмы и др.

Корпорация “Нестле" приобрела фирму "Роунтри" за 2,55 млрд. дол. США, что более чем в пять раз превысило балансовую стоимость фирмы. Корпорация  "Моррис" в октябре 1988 г. купила фирму "Крафт" почти за 13 млрд. дол. США, что в четыре раза больше балансовой стоимости этой фирмы.

 Гудвилл – это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании, по сравнению с организацией новой фирмы.

Указанная разница может быть либо положительная, либо отрицательная.

Положительная деловая репутация означает, что стоимость предприятия превышает совокупную стоимость его активов и пассивов, что предприятию присуще нечто такое, что не определяется стоимостью его активов и пассивов. Таким нечто может быть наличие стабильных покупателей, выгодное географическое положение, репутация качества, навыки маркетинга и сбыта, техническое ноу-хау, деловые связи, опыт управления, уровень квалификации персонала и т.п. Эти факторы обеспечивают более высокий уровень прибыли, чем тот, что может быть получен при использовании аналогичных активов и пассивов, но в отсутствии отмеченных нематериальных факторов.

Отрицательная деловая репутация свидетельствует об обратном.

Деловая репутация не существует отдельно от предприятия. Это неотчуждаемые имущества. Ими нельзя распорядиться отдельно от предприятия. Эта черта отличает данный вид активов от всех иных объектов бухгалтерского учета, включая другие виды нематериальных активов.

Для отечественного учета серьезной проблемой является оценка стоимости гудвилла. В балансе такая величина появляется только в том случае, если предприятием была совершена покупка другого предприятия. Стоимость собственной деловой репутации в балансе не отражается.

Различают два основных подхода к определению стоимости гудвилла. Первый предполагает оценку гудвилла как источник дополнительных поступлений прибыли (метод избыточных прибылей) и использует методы оценки бизнеса. Например, отрасль состоит из трех предприятий, имеющих равные активы (1000 ден. ед.), одинаковую структуру и одинаковый технический уровень (качество). Но прибыльность активов различна: у предприятия А она составляет 25 %,у предприятия В – 15 %, у предприятия С – 5 %. Средняя рентабельность равна 15 %. Если считать, что средняя цена предприятия 1000 ден. ед., то предприятие А оценивается в 1000´25/15=1667 ден.ед. Следовательно, гудвилл 1667-1000=667 ден.ед.

Второй подход основан на учете результатов конкретных сделок.  Величина приобретенной деловой репутации принимается в размере разницы между суммой, фактически уплаченной за предприятие, и совокупной стоимостью отдельных активов и пассивов данного предприятия, зафиксированной в последнем по времени составления бухгалтерском балансе. Так, если фирма А куплена за 1700 ден.ед., то гудвилл 1770-1000=700 ден.ед.

Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.

Деловая репутация не имеет определенного срока жизни. Отечественная практика исходит из того, что большинство возможных факторов, составляющих положительную деловую репутацию, приносят экономическую выгоду в течение 20 лет с даты приобретения. За это время деловая репутация должна быть амортизирована. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что принятый период амортизации является условным и может сказаться на точности исчисления финансового результата деятельности  предприятия.

Отдельные страны ввели максимальный период амортизации: Япония - 5 лет, Нидерланды - 10, Швеция - 10, Австралия - 20, Канада и США – 40.

Тестовыйконтроль


1.  Должно ли предприятие отражать в балансе величину собственной деловой репутации?

да, существуют способы оценки деловой репутации любого предприятия;
нет, такая строка в балансе появляется только при покупке другого предприятия;
да, если предприятие обладает рядом преимуществ, увеличивающих их стоимость;


2. Нужно ли амортизировать гудвилл?

нет, деловая репутация не имеет определенного срока жизни;
да, т.к. влияние факторов, составляющих деловую репутацию, со временем ослабевает;
да, если деловая репутация представляет собой значительную величину;


3. Может ли деловая репутация быть отрицательной величиной?

нет, деловая репутация – это оценка положительных факторов;
отрицательную деловую репутацию невозможно оценить;
да, существуют факторы, снижающие стоимость предприятия;





Похожие по содержанию материалы:
Квалификационный справочник: Мастер контрольный (участка, цеха) ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Заработная плата в условиях рынка: ..
Орлов А.И. Основы теории принятия решений: Основные понятия теории принятия решений ..
Теория принятия решений: МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Реструктуризация компаний, находящихся в кризисном пол ..
Маркетинг: Основы маркетинга: Маркетинг и общество ..
Крокер Д. Российский бизнес на мировых рынках ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Концентрация и централизация капитала ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Неоклассическая теория организации ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Издержки производства и реализации продукци ..
Теория принятия решений: Математическое моделирование при принятии решений ..
Стратегии бизнеса: Методика формирования и согласования стратегических вариантов ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Центральная предельная теор ..


Похожие документы из сходных разделов


Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Стратегия одиночного бизнеса

3. Теория и практика современного стратегического менеджмента фирмы

3.5. Стратегия одиночного бизнеса

Четкость выбора комплекса продукт/рынок/отличительная компетентность обеспечивает основания стратегии на уровне одиночного бизнеса (СЗХ).

Типов таких стратегий три .. читать далее


Нечисловая статистика: Метод парных сравнений

Глава 3. Статистика нечисловых данных конкретных видов

3.5. Метод парных сравнений

          Пример практического применения метода парных сравнений. Деятельность предприятия по реализации товаров и услуг всегда сопряжена с рядом проблем, от качества решения которых зависит его будущее. Руководителю слу .. читать далее


Маркетинг: Основы маркетинга: Распределение товаров

III. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

14. Распределение товаров

Распределение товаров – деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю физического перемещения товаров от производителя до потребителя.

Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям, благодаря чему устраняются длительные разрывы во времени, месте и .. читать далее