Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Асаул А.Н., Денисова И.В. Ин .. | Татарова А.В. Оценка недвижи .. | Асаул А.Н., Карасев А.В. Эко .. | Алгоритмы преобразований в б .. | Нечисловая статистика: Инвар .. |


Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Показатели производительности труда

МОДУЛЬ 5.2.  ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Производительность труда характеризует эффективность труда в материальном производстве. Это не только один из важнейших показателей эффективности производства, но и показатель, имеющий большое экономическое и социальное значение на макроуровне. Граждане той страны, где достигнута наивысшая производительность труда, должны иметь и самый высокий уровень жизни.

По данным статистики, США богаче европейских стран. Wall Street Journal сообщает, что производительность труда во всех секторах экономики в странах Европейского союза  в среднем"на 20 % ниже, чем в США", особенно это касается промышленного производства. 

Производительность труда – это количество продукции, произведенное за определенный период в расчете на одного работника или затраты рабочего времени на единицу продукции.

Следует различать понятия производительности и интенсивности труда. При повышении интенсивности труда повышается количество физических и умственных усилий в единицу времени и за счет этого увеличивается количество производимой в единицу времени продукции. Повышение интенсивности труда требует повышения его оплаты. Производительность труда повышается в результате изменения технологии, применения более совершенного оборудования, применения новых приемов труда и не всегда требует повышения заработной платы (рис. 13). Показатели, определяющие уровень производительности труда, учитывают как изменение собственно производительности, так и интенсивности труда.

Рис. 13 Производительность и интенсивность труда

 

Показатель, определяющий количество продукции, произведенной в единицу времени называется выработкой. Выработка характеризует результативность труда.

Трудоемкость –  это количество труда, необходимое для выработки единицы продукции. Трудоемкость является характеристикой затратности труда (расходования рабочей силы).

В качестве измерителей количества произведенной продукции используют натуральные (т, м, м3, шт. и т.д.) и стоимостные показатели.

Выработка определяется в расчете на одного основного рабочего, на одного рабочего и одного работающего.

При определении выработки на одного основного рабочего количество произведенной продукции делится на численность основных рабочих.

Если рассчитывается выработка на одного рабочего, количество произведенной продукции делится на суммарную численность основных и вспомогательных рабочих.

Для определении выработки на одного работающего количество произведенной продукции делится на численность всего промышленно - производственного персонала:

где  В – выработка продукции; К – количество произведенной за период продукции в натуральных или стоимостных измерителях; Ч – численность работников (основных рабочих, основных и вспомогательных, промышленно-производственного персонала).

Трудоемкость продукции, как и выработка, может быть рассчитана в разных вариантах. Различают технологическую, производственную и полную трудоемкость.

Технологическую трудоемкость продукции находят путем деления затрат труда основных рабочих на количество произведенной ими продукции.

Производственную трудоемкость продукции рассчитывают делением затрат труда основных и вспомогательных рабочих на количество произведенной  продукции.

Полную трудоемкость определяют делением затрат труда промышленно-производственного персонала на количество произведенной продукции:

где     Т – трудоемкость продукции; Зтр – затраты труда различных категорий работников на производство продукции; В – объем произведенной продукции.

Тестовый контроль


1.  Расходование рабочей силы отражает

показатель выработки;
показатель трудоёмкости;
оба этих показателя;


2. На предприятии рассчитываются три показателя: «выработка на одного производственного рабочего», «выработка на одного рабочего», «выработка на одного работающего». Какая величина меньше?

выработка на одного производственного рабочего;
выработка на одного рабочего;
выработка на одного работающего;


3. Выработка рабочего увеличилась в результате сокращения длительности перерывов на отдых

об увеличении производительности труда;
об увеличении трудоемкости продукции;
об увеличении интенсивности труда;





Похожие по содержанию материалы:
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Субъективная структура рынка недвижимости ..
Стратегии бизнеса: Взаимоотношения предприятия и органов власти ..
Орлов А.И. Менеджмент: Информационные системы управления и контроллинг ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент:Схема стратегии знания ..
Асаул А.Н., Денисова И.В. Индивидуальное жилищное строительство - перспективное направление развития ..
Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Ипотечно-инвестиционный анализ ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Формы продаж на рынке жилой недвижимости ..
Алгоритмы преобразований в бизнесе: Выбор консультанта ..
Нечисловая статистика: Инвариантные алгоритмы и средние величины ..
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Инновационные процессы на предприятии ..
Менеджмент организации: Стратегический менеджмент: Содержание отраслевого и конкурентного анализа ..
Прикладная статистика: Теория случайных толерантностей ..
Теория принятия решений: Экологические экспертизы ..


Похожие документы из сходных разделов


Гончарук В.А. Развитие предприятия: Практика внедрения

5. КАК МЕНЯТЬ

5.2. Практика внедрения

Проектная технология.

Сразу уточним, что речь не идет о классическом варианте, при котором участники проекта выполняют его параллельно с основными обязанностями. Хотя переводные учебники рекламируют преимущества данного подхода, попытки совместить несколько дел на российских предприятиях неизменно заканчиваются .. читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Обзор рынка маркетинговой информации

5. Практические аспекты реализации маркетинга инноваций

5.2. Обзор рынка маркетинговой информации

Большинству маркетинговых исследований предшествует детальный ана­лиз рынка маркетинговой информации на предмет пои .. читать далее


Ребрин Ю.И. Управление качеством: Специальные подсистемы управления качеством: Сертификация

 Тема 5 Специальные подсистемы управления качеством

5.2. Сертификация

5.2.1. Основные предпосылки сертификации. Нормативная сфера сертификационной деятельности государства

В рыночном пространстве, где реально действует закон возвышения потребностей, возникает необходимость осуществления действий каждым производителем .. читать далее