Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Орг .. | Прикладная статистика: Оцени .. | Прикладная статистика: Метод .. | Теория принятия решений: При .. | Прикладная статистика: Стати .. |


Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Состав и структура кадров

МОДУЛЬ 5.1.  СОСТАВ И СТРУКТУРА КАДРОВ

В обеспечении эффективности производства важное значение имеет структура кадров предприятия.

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) – это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

В мировой практике чаще всего используется классификация, при которой работники делятся на менеджеров и исполнителей. Менеджеры – это организаторы производства различных уровней.

В России персонал промышленных предприятий делится прежде всего на  промышленно-производственный и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу относятся работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием: рабочие производственных цехов и участков, заводских лабораторий, управленческий персонал. К непромышленному персоналу относятся работники, занятые  в непроизводственной сфере: жилищно-коммунальных хозяйствах, детских садах, столовых, принадлежащих предприятию и т.д.

По характеру выполняемых функций в соответствии Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др.

Рабочие, в свою очередь подразделяются на основных и вспомогательных. К основным относятся рабочие, которые непосредственно связаны с производством продукции, к вспомогательным – с обслуживанием производства.

К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений.

Руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, отраслей и их заместители, относятся к линейным. Руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб и их заместители, относятся к функциональным.

По уровню, занимаемому в общей системе управления, все руководители подразделяются на руководителей низового звена, среднего и высшего звена.

К руководителям низового звена относят мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.

Руководители среднего звена – это директора предприятий, генеральные директора объединений, начальники крупных цехов.

Руководящие работники высшего звена – это руководители финансово-промышленных групп, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных отделов министерств, ведомств и их заместители.

К специалистам относятся работники, интеллектуального труда (бухгалтеры, экономисты, инженеры).

Служащие – это работники, осуществляющие  подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся агенты по снабжению, машинистки, кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы ...

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.

В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации. 

Профессия – вид деятельности, требующий  определенных знаний и трудовых навыков, которые приобретаются путем общего или специального образования и практического опыта.

Специальность – вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например: экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономиста. Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.

Квалификация определяет уровень знаний и трудовых навыков работника по специальности, который отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

Тестовый контроль


1.  Заместитель начальника цеха включается в категорию

руководители;
специалисты;
служащие;


2. В состав промышленно-производственного персонала не включаются

работники заводских лабораторий;
работники вспомогательных цехов;
работники жилищно-коммунального хозяйства;


3. К разряду функциональных руководителей следует отнести

начальника участка;
начальника планового бюро;
мастера смены;





Похожие по содержанию материалы:
Нечисловая статистика:Теория случайных толерантностей ..
Деловое общение:Невербальная коммуникация ..
Маркетинг: Основы маркетинга: Распределение товаров ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Хозяйственные средства (имущество) предприя ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Комплекс маркетинга и маркети ..
Прикладная статистика: Оценивание длины периоды и периодической составляющей ..
Прикладная статистика: Метод ЖОК оценки результатов взаимовлияний факторов ..
Теория принятия решений: Принятие решений в условиях рисков инфляции ..
Прикладная статистика: Статистика временных рядов: Литература ..
Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Оценка нематериальных активов ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Анализ макроокружения фирмы (отраслевой и к ..
Гольдштейн Г.Я.,  Гуц А.Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений:  Иллюстрати ..
Менеджмент организации: Стратегический менеджмент: Факторы, определяющие стратегический выбор фирмы ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Основы маркетинга: Финансы и контроль маркетинга

V. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

17. Финансы и контроль маркетинга

При разработке бюджета маркетинга используют две схемы. Первая – планирование на основе показателей целевой прибыли. Вторая – планирование на основе оптимизации прибыли.

Рассмотрим первую схему по этапам:
1. Оценка общего объема рынка на следующий год. Она формируется путем сопоставления ..
читать далее


Гончарук В.А. Развитие предприятия: Стратегии изменений

5. КАК МЕНЯТЬ

5.1. Стратегии изменений

«Нет дела более трудного по замыслу, более сомнительного по успеху, более опасного при осуществлении, чем вводить новые учреждения. … При этом врагами преобразователя будут все, кому выгоден прежний порядок, и он найдет лишь прохладных защитников во всех, кому могло бы стать хорошо при новом строе»читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Маркетинговая информация и источники ее получения

5. Практические аспекты реализации маркетинга инноваций

5.1. Маркетинговая информация и источники ее получения

Естественной организационной структурой для .. читать далее