V. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
10. Товар в маркетинговой деятельности
Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (физические объекты, услуги, лица, организации, идеи).
Товарная единица – обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами.
  Товар можно рассматривать с позиции трех уровней:
    1. Товар по замыслу – идея товара и основная выгода от него.
    2. Товар в реальном исполнении.
    3. Товар с подкреплением.
Товар в реальном исполнении включает уровень качества товара, набор свойств, оформление, марочное название, упаковку.
Товар с подкреплением означает личное внимание к покупателю, доставку на дом, гарантию возврата денег, монтаж и т.д., т.е. услуги, связанные с приобретением и использованием товара.
  Товары классифицируются на:
    1. Товары длительного пользования, т.е. товары, выдерживающие многократное   использование.
    2. Товары кратковременного использования – материальные изделия,   потребляемые за один или несколько циклов использования.
    Классификация товаров широкого потребления представляет:
    – товары повседневного спроса (основные товары постоянного спроса,   товары импульсной покупки, товары для экстренных случаев);
    – товары предварительного выбора (схожие и несхожие товары);
    – товары особого спроса (товары с уникальными характеристиками);
    – товары пассивного спроса – товары, которых потребитель не знает   или знает, но не задумывается об их покупке, пока реклама не донесет до   потребителя;
    – товары промышленного назначения классифицируются на: материалы   и детали, полуфабрикаты – товары, полностью используемые производителем.
  В жизненном цикле товара выделяются следующие этапы:
    – разработки товара;
    – выведения на рынок;
    – роста спроса;
    – насыщения рынка (зрелости);
    – упадка (спада спроса);
    – реанимации.
В табл. 10.1 приведены основные этапы жизненного цикла товара и их характеристика.
Таблица 10.1
Жизненный цикл товара и характеристика отдельных этапов
     |    |       Этап   выведения на рынок     |       Этап   роста    |       Этап   зрелости    |       Этап   упадка    |   
     |     Характеристика    |   
     |     Сбыт     |       Слабый    |       Быстрорастущий    |       Медленнорастущий    |       Падающий    |   
     |     Прибыль    |       Ничтожная    |       Максимальная    |       Падающая    |       Низкая   (0)    |   
     |     Потребители    |       Любители   нового     |       Массовый   рынок    |       Массовый   рынок    |       Отстающие    |   
     |    |       Этап   выведения на рынок    |       Этап   роста    |       Этап   зрелости    |       Этап   упадка    |   
     |     Число конкурентов    |       Небольшое    |       Постоянно   растущее    |       Большое    |       Убывающее    |   
     |     Ответная реакция производителей    |   
     |     Основные      стратегические усилия     |       Расширение   рынка    |       Проникновение   вглубь рынка    |       Отстаивание   своей доли рынка    |       Повышение   рентабельности производства    |   
     |     Затраты   на маркетинг     |       Высокие    |       Высокие,   но несколько ниже в процентном отношении    |       Сокращающиеся    |       Низкие    |   
     |     Основные   усилия маркетинга     |       Создание   осведомленности о товаре    |       Создание   предпочтения к марке    |       Создание   приверженности к марке    |       Селективное   воздействие    |   
     |     Распределение товара    |       Неравномерное    |       Интенсивное    |       Интенсивное    |       Селективное    |   
     |     Цена    |       Высокая    |       Несколько   ниже    |       Самая   низкая    |       Возрастающая    |   
     |     Товар    |       Основной   вариант    |       Усовершенствованный    |       Дифференцированный    |       Повышенной   рентабельности    |   
Конкурентоспособность товара выражается в способности товара удовлетворять потребности потребителей в сравнение с товарами конкурентов. Критериями конкурентоспособности товара могут выступать качество и свойства товара, цена, уровень предпродажного и послепродажного сервиса и т.п.