Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Использование выбора формы защиты трансакции при принятии решений о размерах и границах фирмыПриложение 2. Использование выбора формы защиты трансакции при принятии решений о размерах и границах фирмы Рассмотрим следующую задачу. Фирма стоит перед выбором: или сбыт собственной продукции поручается специализированному торговому предприятию на основе заключения долгосрочного контракта, или его осуществляет собственное сбытовое подразделение фирмы, которое необходимо создать. Что она предпочтет, какую форму защиты трансакции выберет? Все необходимые данные представлены в таблице 1. Таблица 1
Общая выручка в случае заключения контракта составит: 10 000 * 10 + 20 000 * 12 + 15 000 * 15 = 565 000. Общая выручка при создании собственного сбытового подразделения, доводящего продукцию фирмы до конечного потребителя, составит: 10 000 * 12 + 20 000 * 15 + 15 000 * 19 = 705 000. Трансакционные издержки, связанные с заключением контракта (все четыре вида трансакционных издержек), - 20000. Дополнительные затраты на организацию сбыта продукции конечным потребителям (дополнительные средства производства, дополнительная рабочая сила, хранение, транспортировка, упаковка, реклама) - 150 000. Дополнительные затраты на управление фирмой в связи с усложнением ее внутренней структуры (дополнительные общецеховые и общезаводские расходы) - 12 000. При условии совмещения работ и использования работников, получающих повременную зарплату, их можно снизить на 2000 (вмененный доход 2 000). Итого: дополнительные затраты на управление составят 12 000 - 2 000 = 10 000. Рассчитаем общие доходы по обоим вариантам: Контракт со специализированным оптовиком даст доход: 565 000 - 20 000 = 545 000. Создание собственного сбытового подразделения даст доход: 705 000 - 150 000 - 10 000 = 545 000. Доходы в обоих случаях оказались одинаковыми, следовательно, наш выбор будет обусловлен вариантом, который даст большие гарантии по защите трансакций. По нашему мнению, заключение контракта даст большие гарантии, так как вариант создания собственного сбытового подразделения не дает никаких дополнительных гарантий сбыта, по сравнению, например, с рыночной формой данной трансакции, хотя она и становится частью внутрифирменной организации. Конкретизируем задачу, приблизим ее к реальной действительности.
Предложенную ситуацию можно развивать и дальше, все более ее конкретизируя, приближая к российской действительности. Для нас же важно, что, с одной стороны, имеются определенные правила выбора организационной формы защиты трансакции (см. 3.3), с другой - выбор предполагает учет склонности менеджеров к риску, специфики расчетов между экономическими субъектами и многих других конкретных факторов. |