Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Ребрин Ю.И. Основы экономики .. | Яркина Т.В. Основы экономики .. | Менеджмент организации: Осно .. | Гончарук В.А. Развитие предп .. | Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Орг .. |


Зубанов Н.В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функционирования организации в условиях неопределенности: Анализ устойчивости относительно поставленной цели на примере ООО "АИСТ-Т"

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АИСТ-Т»

Здесь будет проведен анализ устойчивости относительно поставленной цели на примере деятельности самарской производственно-коммерческой фирмы «Аист-Т», специализирующейся на производстве и торговле спецодеждой и, кроме того, имеющей магазины по продаже товаров детского ассортимента (детское питание, одежда и средства гигиены, крупногабаритные изделия (кроватки, коляски, мебель)), тканей, средств бытовой химии и алкогольной продукции. Здесь преследуется цель проиллюстрировать принципиальную схему работы метода, поэтому некоторые технические моменты будут упрощены или опущены. Анализ устойчивости будет проводиться для устойчивости первого вида, т.е. устойчивости при независящей от ситуаций, складывающихся в будущем, программе функционирования организации.

Цель, поставленная перед функциональными подразделениями фирмы на следующий месяц, заключается в достижении уровня наценки в 605 тыс. руб. в месяц (т.е. на 10% выше, чем в соответствующем месяце предыдущего года). Так как ассортимент продаваемых товаров очень широк и, хоть и в незначительной степени, меняется, имеет смысл объединить родственные товары в товарные группы и вывести по ним суммарную величину закупки и продаж (в физическом и денежном выражении). Используется следующий укрупненный список товаров, продаваемых фирмой:
- спецодежда;
- хозяйственные товары;
- бытовая химия;
- детское питание;
- детская одежда и средства гигиены;
- крупногабаритные изделия;
- ткани;
- алкогольная продукция.

Для каждой товарной группы был подсчитан общий объем продаж (в натуральных единицах), а также средневзвешенные по структуре соответствующей товарной группы цена продажи и закупочная цена. Наценка по товарной группе может быть легко определена как разница между средневзвешенными ценой продажи и закупочной ценой, умноженная на объем продаж. Для каждой товарной группы были рассчитаны средневзвешенные закупочная цена и цена продажи и планируемый объем продаж в натуральном выражении, приведенные в Т а б л и ц е 4.1.

Т а б л и ц а 4.1

Закупочные цены, цены продаж и объем сбыта в физическом выражении по товарным группам

Товарные группы

Средневзвешенная закупочная цена, pзi, руб./ед.

Средневзвешенная цена продажи, pпi руб./ед.

Планируемый объем продаж,qi, ед.

Спецодежда

141,2

190,4

4150

Хозяйственные товары

13,08

17,5

4060

бытовая химия

11,6

15

4400

детское питание

14,8

23,1

4500

детская одежда и средства гигиены

77,75

118

1560

крупногабаритные изделия

4500

7050

22

ткани

19

32,3

10600

алкогольная продукция

181,5

244

4500

Получаем, что по плану суммарная наценка должна составить 815555,2 руб., что существенно превосходит целевой уровень. Однако многие ключевые плановые показатели подвержены действию многих случайных факторов, а поэтому в нашем рассмотрении являются случайными величинами. Объем продаж по каждой товарной группе является случайной величиной за счет непредсказуемости уровня спроса, средневзвешенные закупочные цены и цены продаж являются случайными величинами, потому что они определены по группам товаров, а веса отдельных товаров в товарных группах могут меняться, что вызывает изменение вышеуказанных показателей.

Объем продаж можно считать нормально распределенной случайной величиной с математическим ожиданием, равным плановому значению, и среднеквадратическим отклонением, оцененным по опыту предыдущих периодов и пропорциональным математическому ожиданию. Параметры распределений объемов продаж по каждой товарной группе приведены в Т а б л и ц е 4.2.

Т а б л и ц а 4.2

Параметры распределений объемов продаж по каждой товарной группе

Товарные группы

Математическое ожидание, еi, ед.

Среднеквадратическое отклонение, si, ед.

спецодежда

4150

456,5

хозяйственные товары

4060

365,4

бытовая химия

4400

440

детское питание

4500

540

детская одежда и средства гигиены

1560

218,4

крупногабаритные изделия

22

2,2

ткани

10600

1166

алкогольная продукция

4500

382,5

Для средневзвешенных значений закупочных цен и цен продажи можно использовать бета-распределение с функцией плотности (3.6). Верхняя и нижняя границы области определения рассчитываются исходя из физически возможных минимальной и максимальной средневзвешенных цен закупки и продажи (цены закупки и продажи, соответственно, самого дешевого и самого дорогого товара, входящего в товарную группу). Границы доверительного интервала прогноза, полученные с вероятностью 95%, границы области определения цен и параметры бета-распределения для закупочных и продажных цен для всех товарных групп приведены в Т а б л и ц а х 4.3 и 4.4.

Т а б л и ц а 4.3

Параметры распределений закупочных цен для всех товарных групп

Товарные группы

xminiз

xmaxiз

xinfiз

xsupiз

aiз

biз

спецодежда

100

650

121,43

160,97

13,396

67,891

хозяйственные товары

8

29

11,51

14,65

29,948

93,852

бытовая химия

10

16

10,32

12,88

3,802

10,455

детское питание

9

23

12,58

17,02

14,722

20,813

детская одежда и средства гигиены

21

180

65,31

90,19

50,829

91,582

крупногабаритные изделия

2800

9400

3960

5040

29,018

100,78

ткани

11

68

16,53

21,47

31,048

112,55

алкогольная продукция

130

500

164,26

198,74

27,207

115,432


Т а б л и ц а 4.4

Параметры распределений цен продажи для всех товарных групп

Товарные группы

xminiп

xmaxiп

xinfiп

xsupiп

aiп

biп

спецодежда

122

860

161,4

231

13,306

66,191

хозяйственные товары

9,44

39,15

14,39

19,05

29,888

92,163

бытовая химия

11,8

21,6

12,90

16,74

3,794

10,267

детское питание

10,62

31,05

15,73

22,13

14,693

20,438

детская одежда и средства гигиены

24,78

243

81,64

117,25

50,727

89,934

крупногабаритные изделия

3304

12690

4950,00

6552,00

28,960

98,966

ткани

12,98

91,8

20,66

27,91

30,986

110,524

алкогольная продукция

153,4

675

205,33

258,36

27,153

113,354

Суммарная наценка (S) рассчитывается по формуле:

                         (4.1)

Целеуказание можно записать как S ³ 605000. Тогда устойчивость относительно поставленной цели рассчитывается по формуле:

                         (4.2)

или в более развернутом виде:

                  (4.3)

D(*) – область определения соответствующего параметра. В результате расчетов получаем, что устойчивость относительно поставленной цели составляет 0,569, т.е. с вероятностью 56,9% можно утверждать, что поставленная цель будет достигнута в следующем месяце. Как видно, несмотря на высокий плановый уровень наценки, учет неопределенности внес существенные коррективы в оценку степени достижимости целевого ее значения.



Похожие по содержанию материалы:
Гриненко С.В. Экономика недвижимости: Особенности землепользования ..
Менеджмент организации: Основы маркетинга: Разработка ценовой политики ..
Менеджмент организации: Основы маркетинга: Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга ..
Менеджмент организации: Основы маркетинга: Формирование спроса и стимулирование сбыта ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Структура цикла создания и освоения новых т ..
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Продукция предприятия, ее качество ..
Менеджмент организации: Основы маркетинга: Управление и организация деятельности маркетинговой служб ..
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Стратегии изменений ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Управление финансами на предп ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Основные экономические показатели деятельно ..
Гольдштейн Г.Я.,  Гуц А.Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений: Теория капи ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Кибернетический подход ..
Асаул А.Н., Денисова И.В. Индивидуальное жилищное строительство - перспективное направление развития ..


Похожие документы из сходных разделов


Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Анализ материальных ресурсов предприятия

ТЕМА 4. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д.

Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» и включает .. читать далее


Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Общие положения подготовки инвестиционных проектов


4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

4.1. Инвестиционные проекты (ИП). Определение и классификация

Термин «инвестиционный проект» можно понимать в двух смыслах:
- как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение компле ..
читать далее


Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям: Формирование банком кредитной политики

ТЕМА 4. ФОРМИРОВАНИЕ БАНКОМ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

4.1. Сущность и функции кредита. Формы банковского кредитования

Кредитные операции являются важнейшей доходообразующей статьей в деятельности российских банков. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, от .. читать далее