Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гриненко С.В. Экономика недв .. | Менеджмент организации: Осно .. | Менеджмент организации: Осно .. | Менеджмент организации: Осно .. | Ребрин Ю.И. Основы экономики .. |


Деловое общение:Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуникации

Тема 4. Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуникации

Если кто-то обманул тебя раз – он глуп, а если он обманул тебя дважды, то глуп ты.

Сомалийская пословица

В деловом взаимодействии довольно-таки частое явление – ложь и обман, поэтому каждому деловому человеку необходимо научиться распознавать сигналы лжи. Это распознавание возможно на разных уровнях: психофизиологическом, вербальном и невербальном.

Возможна ли подделка языка тела? Большинство специалистов по невербальным средствам коммуникации считают, что нет, так как в этом случае человека выдает отсутствие полного соответствия между жестами, микросигналами организма и сказанными словами.

Физиологические симптомы лжи собеседника

·        сухость во рту вызывает у человека желание пить;

·        сухость губ ведет к их периодическому облизыванию;

·        зрачки сужаются;

·        дыхание становится тяжелым;

·        изменяется свет лица;

·        рот кривится, губы напрягаются, человек их покусывает или жует;

·        учащается моргание (мигание);

·        начинается зевота;

·        появляется нервный кашель, покашливание;

·        теряется контроль над тембром голоса, его тоном;

·        происходит часто (или сильное) сглатывание слюны.

Мимика и жестикуляция при неискренности

Человек, который лжет, обычно:

·        не может спокойно усидеть на месте;

·        теребит края своей одежды, стряхивает с нее пыль, снимает соринки (реальные, а порой и мнимые);

·        потирает руки, интенсивно курит;

·        трогает голову, поправляет волосы, касается различных частей лица;

·        играет с какими-либо предметами;

·        не может сдержать появляющуюся дрожь в коленях;

·        стремится как бы спрятать свое тело, вывести его из вашего поля зрения облокачивается на шкаф; разваливается на стуле, съезжая с него под стол и т.п.);

·        покусывает губы или ногти, почесывает разные части тела;

·        оттягивает воротник рубашки и интенсивно трет шею под ним;

·        отводя взгляд вниз, сильно трет один глаз;

·        избегает взгляда собеседника или, наоборот, постоянно смотрит ему прямо в глаза, явно при этом переигрывая;

·        покачивает ногой или направляет ноги к выходу;

·        рассогласование между словами и жестами (например, кивает головой при отрицательных ответах);

·        тело повернуто в сторону от собеседника, голова опущена;

·        брови хмурятся или поднимаются;

·        руки прячутся, беспокойно движутся, ладони неосознанно скрываются;

·        человек держится за какой-нибудь предмет или облокачивается на него;

·        периодически почесывает или потирает нос, особенно в процессе разговора;

·        улыбается чаще, чем требует ситуация;

·        прикрывает рот рукой в процессе разговора, руки держит близко ко рту или горлу.

Вербальные сигналы, выдающие ложь

Восточная мудрость гласит: «Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь».

·        Деловой партнер чрезмерно подчеркивает свою честность;

·        жалуется на плохую память;

·        демонстрирует необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, явно провоцирующий ответную грубость;

·        пытается вызвать вашу симпатию, доверие, чувство жалости;

·        использует уклончивые ответы на вопросы;

·        отвечает вопросом на вопрос.

Искренний человек отстаивает свою искренность при выражении вами сомнений в ней, а уклончивые ответы на прямые вопросы не вписываются в понятие нормального поведения.

Симптомы лжи, неискренности можно выявить. С этой целью проделайте следующее:

1)    задавайте прямые вопросы, глядя прямо в глаза собеседнику, и следите за его реакцией;

2)    глядите на партнера в упор, с явным выражением сомнения в достоверности его утверждений;

3)    используйте речевые, мимические и прочие приемы, направленные на активизацию реакций собеседника;

4)    ведите разговор с нарушением интимной зоны собеседника, подходите к нему сзади, сбоку и спереди;

5)    посадите вашего собеседника спиной к открытому пространству (двери, проходу, окну);

6)    ладони поверните вниз, к полу;

7)    используйте вопросы-ярлыки («не так ли?»), прием «выбор без выбора» («сейчас или позже?»);

8)    уловив ложь, спросите доброжелательно: «Повторите, пожалуйста, что вы сказали!».

Если подозреваешь кого-либо во лжи – притворись, что веришь ему; тогда он лжет грубее и попадается. Если же в его словах проскользнула истина, которую он бы хотел скрыть, - притворись неверящим; он выскажет и остальную часть истины.

А. Шопенгауэр

Вопросы для самоконтроля

1.     Каковы физиологические симптомы лжи собеседника?

2.     Чем отличается мимика и жестикуляция при неискренности?

3.     Какие вербальные сигналы выдают ложь?

4.     Что нужно предпринять деловому человеку, чтобы выявить симптомы лжи и неискренности?

5.     Можно ли научиться лгать, глядя невозмутимо в глаза партнеру?

6.     Какие невербальные средства коммуникации используются нечестными партнерами для того, чтобы «вводить в заблуждение» доверчивых партнеров?



Похожие по содержанию материалы:
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Жизненный цикл изделия и роль НИОКР в нем ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Доверительное оценивание дл ..
Маркетинг: Маркетинговые исследования: Цели, задачи и направления маркетинговых исследований ..
Гриненко С.В. Экономика недвижимости: Особенности землепользования ..
Менеджмент организации: Основы маркетинга: Разработка ценовой политики ..
Менеджмент организации: Основы маркетинга: Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга ..
Менеджмент организации: Основы маркетинга: Формирование спроса и стимулирование сбыта ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Структура цикла создания и освоения новых т ..
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Продукция предприятия, ее качество ..
Менеджмент организации: Основы маркетинга: Управление и организация деятельности маркетинговой служб ..
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Стратегии изменений ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Управление финансами на предп ..


Похожие документы из сходных разделов


Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуникации.

Тема 4. Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуникации

Если кто-то обманул тебя раз – он глуп, а если он обманул тебя дважды, то глуп ты.
Сомалийская пословица

В деловом взаимодействии довольно-таки частое явление – ложь и обма .. читать далее


Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Роль издержек в деятельности фирмы


Тема 4. Роль издержек в деятельности фирмы

4.1. Структура бизнеса как системы

На рис. 4.1 приведена структура бизнеса как закрытой системы, внутри которой происходит взаимодействие решений в инвестиционной, хозяйственной и финансовой сферах деятельности фирмы и осуществляется расширенное воспроизводство инвестируемых ресурсов.

читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Содержание и факторы, определяющие корпоративную стратегию


4. Содержание и факторы, определяющие корпоративную стратегию

4.1. Общее содержание стратегии

Стратегия - образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Определение сферы бизнеса, ц .. читать далее