Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Маркетинг: сегментирование р .. | Кеворков В.В., Леонтьев С.В. .. | Алесинская T.В. Основы логис .. | Квалификационный справочник: .. | Орлов А.И. Экспертные оценки .. |


Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Влияние стратегии фирмы на политику в области НИОКР

4. Стратегические решения фирмы и стратегия НИОКР

4.5. Влияние стратегии фирмы на политику в области НИОКР

До сих пор мы рассматривали вопросы стратегической значимости НИОКР, то есть выбора стратегических решений в области НИОКР как части общефирменного стратегического выбора. Однако во взаимоотношениях стратегий всей фирмы и ее сферы НИОКР есть и обратная линия – частные политики реализации НИОКР должны в той или иной мере подчиняться общефирменной стратегии. Таким вопросом, например, является выбор между собственной разработкой и освоением производства нового для фирмы изделия и созданием альянса с фирмой, уже имеющей соответствующий опыт в этой отрасли.

В [109] рассматривается подобный случай, и анализируются действия многих фирм в области разработки и производства интегральных схем специального назначения (application specific integrated circuils – ASICs). Выбор осуществляется между стратегическим технологическим альянсом (обозначение в западной литературе Sas) и поглощением и приобретением (M&As). То есть практически рассматривается вопрос выбора между новым внутренним предприятием и стратегическим альянсом (см. 3.6). Выбор между этими двумя альтернативными модами получения внешнего источника новой технологии зависит, по крайней мере, от четырех факторов:
– Находится ли источник новой технологии дома или за рубежом?
– Имелись ли ранее подобные альянсы и имеется ли о них какая-либо информация?
– Этот выбор определяется наличием опыта фирмы в подобной технологии.
– Он зависит от отраслевых условий (например фазы жизненного цикла отрасли).

ASICs занимали 16% мирового объема продаж интегральных схем в 1994 г. Производство ASICs – типичная наукоемкая отрасль; технология является движущей силой, определяющей конкуренцию между фирмами, соотношение затрат на НИОКР и объема продаж предельно высоко. Разработка, производство и сбыт ASICs требуют взаимодействия между различными экономическими агентами: разработчиками, производителями, разработчиками электронных систем, их производителями и продавцами.

Производители электронных систем обычно на рынке ASICs стремятся к вертикальной интеграции. Это заставляет фирмы с меньшими объемами производства  заниматься разработкой и производством ASICs.

Большинство стратегических альянсов и активности в новом бизнесе путем поглощения и приобретения в ASIC–отрасли по-видимому представляют собой стратегические инструменты получения внешней технологии. В нестабильной наукоемкой отрасли фирмы связываются с другими для того, чтобы получить новейшие технологии. Стабильные стратегии не могут долго существовать, даже в крупнейших компаниях.

В теоретической части работы [109] сформулированы следующие гипотезы:
1. Внешний источник технологии получит форму М&As в случае домашних внешних отношений и SAs - в случае интернациональных внешних отношений.
2. М&As положительно ассоциируется с внешними отраслевыми связями и отрицательно с внутренним отраслевым партнерством. Противоположное наблюдается для Sas.
3а. Чем больше число прошлых SAs между двумя фирмами, тем больше вероятность, что дальнейшие взаимоотношения между ними будут в форме Sas, а не M&As.
3б. Чем больше число прошлых Sas между двумя фирмами, тем больше вероятность, что дальнейшие взаимоотношения между ними будут в форме M&As, а не Sas.
4. Чем короче кратчайший путь между двумя компаниями в ранней SA-связи, тем более они склонны сформировать новые альянсы и меньше шансов, что они предпочтут деятельность M&A.
5. Чем (a) более испытана и (б) более выдающиеся фирмы ранее имели SA–связь, тем менее они склонны быть приобретенными и тем более склонны быть приобретателями.
6. Так как Sas и M&As приходят волнами, которые растягиваются на несколько лет, относительная частота Sas (или M&As) должна быть положительна по отношению к такой же в предыдущий год.
7. Превосходство M&As над Sas будет возрастать во времени, когда отрасль приближается к стадии зрелости.

Выборка для исследования включала 140 случаев M&As и 137 случаев Sas, которые состоялись в период 1985–1994 годов. Данные структурировались в панель временных рядов, вычислялись переменные во времени и постоянные ковариации, характеризующие пару. Результаты обработки позволяют сделать следующие выводы:
1. Существование предыдущих альянсов между партнерами увеличивает шансы, что один приобретет другого (гипотеза 3б);
2. Результаты не подтверждают аргумент рутинного поведения компаний (гипотеза 3а);
3. Однако непрямые взаимодействия в прежних связях по SA увеличивают вероятность того, что фирмы прибегнут к SA (гипотеза 4);
4. Можно заключить, что ранее происшедшее непрямое взаимодействие создает эффект повышения репутации и побуждает фирмы вступить в SA, а прямое взаимодействие увеличивает вероятность последующего приобретения или перехода к стратегии раздевания.
5. Гипотеза 5 подтверждается.
6. Гипотеза 2 не подтверждается собранными данными.
7. Гипотеза 7 полностью подтверждается.

В заключение следует отметить, что присутствуют достаточно широкие срезы экономического и управленческого плана в литературе Sas и M&As (только в [109] содержится 62 наименования). Однако в ней, как правило, обходится тема стратегического выбора между двумя модами приобретения новой технологии. Исследования типа [109] должны создать соответствующий мост. Исследование эмпирически подтвердило эффект влияния прежних связей на текущий стратегический выбор между SA и M&A. Установлено, что имеется относительно большее число M&As между фирмами, находящимися в одинаковых экономических блоках (в одной стране). В то же время Sas превалирует между фирмами, находящимися в разных экономических блоках.

Приверженность компаний к Sas и M&As не одинакова на разных стадиях жизненного цикла отрасли. На ранних стадиях чаще встречается Sas, а по мере движения к зрелости – M&As.

Следует отметить и ограничения исследования [109]. Во-первых, оно сфокусировано только на отрасли, производящей ASIC, и требуется генерализация полученных результатов. Во-вторых, в нем не делается различий между равными и неравными альянсами. Такая дифференциация может существенно уточнить картину. Наконец, в исследовании не использовалась информация о портфеле СЗХ фирм, ранее используемых технологиях и других фирменных характеристиках. Тем не менее, исследование [109] на примере наукоемкой отрасли показывает тесную связь и зависимость конкретных политик НИОКР от концепций стратегического менеджмента фирм.



Похожие по содержанию материалы:
Зубанов Н.В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функ ..
Алгоритмы преобразований в бизнесе: Консультанты и консалтинговые агентства ..
Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Бюджетная система Российской Фед ..
Литовский А.М. Финансовый менеджмент: Сущность и содержание финансового менеджмента ..
Маркетинг: сегментирование рынка и позиционирование товара (услуг) на нем ..
Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии: Сегментация рынка и пози ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Принципы логистики ..
Квалификационный справочник: Начальник производственной лаборатории (по контролю производства) ..
Орлов А.И. Экспертные оценки: Современная теория измерений и экспертные оценки ..
Орлов А.И. Основы теории принятия решений: Линейное программирование ..
Рыбальченко И. Практические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе вну ..
Квалификационный справочник: Начальник лаборатории (бюро) технико-экономических исследований ..
Прикладная статистика: Статистика интервальных данных: Литература ..


Похожие документы из сходных разделов


Маркетинг: Логистика: Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации

IV. ЛОГИСТИКА

5. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации

Особенности учета издержек в логистике

Сквозной МП проходит через множество различных подразделений, но традиционные методы учета осуществляют калькуляцию расходов по отдельным функциональным областям, т.е. известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции. Это не позволяет в .. читать далее


Нечисловая статистика: Интервальный дискриминантный анализ

Глава 4. Статистика интервальных данных

4.5. Интервальный дискриминантный анализ

Перейдем к задачам классификации в статистике интервальных данных. Как известно [27], важная их часть – задачи дискриминации (диагностики, распознавания образов с учителем). В этих задачах заданы классы (полностью или частично, с помощью обучающих выборок), и необходимо пр .. читать далее


Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Характеристики разброса

4. Случайные величины и их распределения

Характеристики разброса

От характеристик положения – математического ожидания, медианы, моды – перейдем к характеристикам разброса случайной величины Х: дисперсии , среднему квадратич .. читать далее