Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Стратегические аспекты патентной активности4. Анализ инновационной практики глобальных фирм 4.4. Стратегические аспекты патентной активности Решения относительно патентной активности компаний в связи со стратегией фирм на рынке были всегда одними из основных для бизнес-менеджеров. Особенно важным это становится в условиях глобальной конкуренции Решения по лицензированию зависят от характера технологии (стабильная она и изменяющаяся), а также стадии жизненного цикла товара Н1. SBU, следующие стратегии дифференциации, будут приобретать лицензии менее часто, независимо от характера технологии (степени ее стабильности) и стадии жизненного цикла (рост или зрелость); Н2. SBU в изменчивом технологическом окружении будут лицензировать более часто, независимо от стадии жизненного цикла товара, конкурентной стратегии (фокусирования или дифференциации). База данных для исследования включала 3336 SBU на национальных и мультинациональных рынках. Данные относятся к 1992--95 гг., что очень важно, учитывая данные табл. 4.5. Основные результаты исследования сводятся к следующему. Общий уровень лицензионной активности SBU в изменчивой технологической обстановке выше, чем в стабильной. Очевидно фирмы стремятся капитализировать свои патенты и иметь прибыль на технологических ноу-хау, пока они имеют ценность. SBU, находящихся в стадии роста, обнаруживают при лицензионных решениях большую зависимость от используемой конкурентной стратегии. В стабильной технологической обстановке SBU, следующие стратегии высокого дифференцирования и фокусирования, более склонны к лицензионной активности, чем SBU со стратегиями низкого дифференцирования и фокусирования. В стадии зрелости тип конкурентной стратегии имеет существенное влияние на лицензионные решения. Еще раз подчеркнем, что работа
Рис. 15. Стратегический инновационный менеджмент фирмы на основе менеджмента знаний |